Методический материал по теме "Мой любимый город Волгодонск" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Волгодонск – моя судьба»
Задачи:
Образовательные:
1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).
2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в употребление простых предложений.
Развивающие:
3.Развивать мышление, память, воображение.
4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.
6.Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.
Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлым нарушением речи
Тема: «Волгодонск – моя судьба»
Задачи:
Образовательные:
1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).
2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в употребление простых предложений.
Развивающие:
3.Развивать мышление, память, воображение.
4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.
6.Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.
Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии, что вы видите на них? (Ответы детей). Да это город. Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе.
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт.
Нас на улицу зовёт.
В каком городе вы все живёте? (Ответы детей)
А как называемся мы все с вами – жители Волгодонска? (Волгодончане)
Волгодонск – это наша малая Родина. Это место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут и трудятся наши мамы и папы, дедушки и бабушки.
Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды -
Звезды мира над Кремлем.
(В. Степанов)
- Дети, а в какой стране вы живете? (Россия) Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.
Игра с мячом «Семейка слов»
Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.
- Кирилл, когда у тебя день рождение? Твоя мама тебя. .. (родила).
- Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
- Какой брат у тебя есть? (Родной.)
- А кто живет в нашей стране? (Народ.)
- Какую песню мы пели? (Народную.)
- Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)
(Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.)
Пальчиковая игра «В нашем городе»
(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)
Собранье улиц, площадей, - 5
Машин, автобусов, людей, - 4
Многоэтажные дома - 3
Стоят как книжные тома. - 2
Но всё же, любим город мы - 1
(смена рук)
За то, что с лета до зимы - 1
Встречаем радостных друзей, - 2
А с ними можно и в музей, - 3
И в цирк пойти, и на каток - 4
И погулять в любой денёк! - 5
Ребята, хотите совершить путешествие по нашему городу?(Ответы детей)Но оно будет не простое, мы отправимся с вами в виртуальное путешествие (презентация).
Просмотр презентации с рассказом воспитателя о Волгодонске.
- Ребята, а какие места вам знакомы?(Ответы детей)
Воспитатель показывает фото с изображением судоходного канала.
- Это Волго - Донской судоходный канал, он соединяет две реки - Волгу и Дон. Уровень воды в этих реках разный, и чтобы корабли могли пройти по каналу, были построены шлюзы. А вы знаете, что такое шлюз? (Ответы детей)
Воспитатель рассказывает детям о работе шлюза.
- Хотите посмотреть, как работает шлюз?(Показ видеоролика о работе шлюза)
Дети подходят к макету шлюза. Воспитатель с детьми проводят эксперимент – шлюзование судна.
- Ребята скажите, пожалуйста, а слова Волгодонск и Волго-Донской похожи? (ответы детей).Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Отсюда и появилось название нашего города.
Дети присаживаются на стульчики.
Физминутка для глаз.
- Давайте продолжим нашу экскурсию.
Показ слайдов с изображением Волгодонска в разное время года.
- Ребята, а какой наш город? (Ответы детей) А почему он красивый? (Ответы детей) Скажите, а вы знаете, на какой улице расположен ваш детский сад? Какие здания, магазины, культурные заведения есть в вашем районе? (Ответы детей)
Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.
- Переходить улицу на красный свет.
- Рвать цветы на клумбе.
- Любоваться цветущей клумбой.
- Сажать деревья и цветы.
- Бросать фантики от конфет.
- Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
- Кричать, шуметь в общественных местах.
- Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
- Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные -
Дома бывают разные.
Пальчиковая игра «Порисуем»
Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)
Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)
Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)
Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)
Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)
Этот домик для тебя (Показ указ. пальцев, поднятых вверх - труба домика)
Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)
Нарисуем сад вокруг.
В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).
В сад пойдем мы погулять
И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)
Рисование: «Мой город»
- Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На востоке Ростовской области, между двумя крупными городами, Ростовом-на-Дону и Волгоградом, находится город Волгодонск. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу Цимлянского водохранилища. Это небольшой город и сосем еще «молодой».
Своим рождением город обязан строительству Волго-Донского канала и его основного сооружения – Цимлянского гидроузла (1949-1952) . Возведение жилых домов в новом поселении началось 27 июля 1950 года. Эту дату принято считать днем основания поселения. В 1954 поселок получил название Волгодонск, а в 1956 - стал городом.
Герб города представляет собой щит из двух полей -синего и красного, разделённых золотым поясом. Под поясом находятся серебряный якорь. Поверх пояса - красный тюльпан. Синий цвет символизирует Донское казачество, жёлтый -калмыцкие ( сальские ) степи, красный -историю казачества и нашего времени. Тюльпан - растение, олицетворяющее донскую природу. Якорь означает традиции казаков использовать речные суда в торговле, рыболовстве и многочисленных походах.
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ
Цимлянское водохранилище.
Мирный атом.
Обелиск Победы.
Памятник Степану Разину.
Памятник Высоцкому
Памятник генералу Бакланову
Администрация Волгодонска
Храм Рождества Христова Памятник-ротонда погибшим за Отечество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....
Консультативно-методическая работа с педагогами групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Развитие глагольного словаря дошкольников»
В статье раскрываются особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития), приводятся конкретные упражнения, способствую...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...
Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. «Правила здорового питания»
Тема НОД: «Правила здорового питания»...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...
- Мне нравится (2)