Конспект НОД "Прогулки по Луне"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Решедько Татьяна Николаевна

Данный конспект предназначен для ознакомления дошкольников подготовительной к школе группы со спутником Земли - Луной. (Раздел - О.О. "Познавательное развитие") В доступной для детей игровой форме дошкольники должны расширить свои представления о блюжайшем к нам космическом объекте, за которым постоянно можно вести наблюдение, делать зарисовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Прогулка по Луне»

Цель: создание условий для формирования представлений у дошкольников о спутнике Земли - Луне.

Задачи.

Образовательные:

- уточнить и обобщить представления представлений детей о Луне;

- знакомство детей с простейшими картами, изображающими спутник Земли;

- совершенствование видов речевого общения.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, внимания, памяти, творческого воображения, логического и образного мышления.

Воспитывающие:

- воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к космическим полетам.

Ведущая образовательная область – «Познавательное развитие».

Методы и приемы: обыгрывание воображаемой ситуации, поощрение, проблемные вопросы, художественное слово, музыкальное сопровождение, рассказ воспитателя, физ.минутка.

Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: карты лунной поверхности, мультимедийный проектор, слайды,проигрыватель, карточки к дидактическим играм, емкость с кинетическим песком, металлические шарики, стул.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдение за Луной в разное время суток, выполнение рисунков по итогам наблюдений, беседа на тему: «Космос», «Освоение человеком космического пространства».

Работа со словами: метеорит, кратер, комета, атмосфера.

ХОД НОД.

  1. Вводная часть (Мотивационный момент)

Воспитатель приглашает детей подойти к нему.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вот и прошла зима. Наступила весна и на небе все чаще стало появляться яркое Солнце. Солнечные лучики мечтают рассказать нам много интересного, ведь они проделали очень большой путь.

Самый первый и быстрый лучик, который коснулся Земли был с Луны.

Основная часть.

- Интересно послушать, а что вы знаете о Луне? (Ответы детей)

- На Луне первыми побывали роботы, а что за роботы, вы узнаете, если отгадаете загадку. Вот послушайте:

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится. (Луноход)

Воспитатель: Эти машины были отправлены на Луну для изучения ее поверхности. Точно так же, как вы управляете машинами на радиоуправлении, так и люди с Земли управляют луноходом.

- На Луне уже побывали и люди. Вот на этой картинке художник изобразил Луну, которая крепко держит за руку Землю.

 

Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы верно сказали, потому что Луна спутник нашей планеты, и они всегда находятся рядом. Луна – это самое близкое к нам небесное тело.

Воспитатель: Как вы думаете, а что больше – Луна или звезды? (Ответы детей)

 

Воспитатель: Вы уже знаете, что звезды находятся очень далеко от нас, гораздо дальше, чем Луна, поэтому они нам и кажутся очень маленькими. На самом деле звезды во много раз больше Луны. А Луна во много раз меньше Солнца и звезд.

Воспитатель: А еще  в темную лунную ночь это небесное тело может освещать нам дорогу.

Воспитатель:

Вышла ясная Луна,

Посмотрела вниз она

На березки, на луга,

На речные берега.

«Как чудесно на земле!

Соловей поет во мгле.

Только я всегда одна!» -

Плачет бедная Луна.

Звезды на небе горят.

Они шепчут, говорят:

«Не печалься зря, Луна.

В небесах ты не одна!

Хоть не очень ты ярка,

Все же Солнышку – сестра.

Темной ночью ты сияй.

Путь-дорогу озаряй!

Воспитатель: Неужели, ребята, Луна светится? Ведь это не звезда. А как думаете вы? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, Луна сама светиться не может. Ее освещает Солнце, и поэтому она хорошо видна на небе. И мы можем точно сказать, что спутница нашей Земли имеет форму….. шара.

Воспитатель: Интересно, а луна и месяц – это одно и то же небесное тело или разные? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это одно и то же тело. Но каждую ночь Луна может выглядеть по-другому. То она похожа на тоненькую сережку, то на ломтик дыни, то на блин!

Висит ночью в небе блин.

Его съесть мы хотим,

А он прячется за тучку,

Не достанешь его ручкой.

Воспитатель: А как вы думаете, может ли Луна упасть на Землю? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет. Ведь Луна не просто висит над Землей, а быстро вращается вокруг нее. Чтобы вы поняли, как это происходит, мы с вами поиграем. Выходите все в центр группы и встаньте в круг, чтобы всем было хорошо видно. Оля у нас сядет на стул в центре. Она будет Землей. А ты, Никита, будешь ходить вокруг стула, на котором сидит Оля. Ты будешь Луной. Никита, начинай ходить вокруг Оли-Земли. Вот так и Луна все время кружится, только смотрит на Землю она одной стороной.

Никита, я возьму теперь тебя, Никита, за руку, и мы пойдем вокруг «Земли» приставным шагом.

Воспитатель: Оля, ты видишь нашу спину?

Воспитатель: А почему? (Потому, что вы все время повернуты ко мне лицом)

Воспитатель: Так и Луна все время повернута к Земле одной стороной, и мы не видим ее обратную сторону.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что находится на обратной стороне Луны? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нам пришлось бы совершить полет на космической ракете и «прилуниться». Вы согласны? (Ответы детей)

Воспитатель: Так в чем же нам лететь? Наверное, нам понадобится спортивные костюмы, куртки, кроссовки или специальная одежда? Как вы полагаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, нам нужна специальная одежда для космических полетов – это скафандр. Я предлагаю каждому из вас подойти к столу, взять карточки и из трех предложенных костюмов выбрать один, который мы и должны на себя надеть.

    https://4.bp.blogspot.com/_04kZGR_ltmE/S0rZNPiDIoI/AAAAAAAAFzA/7Ql9Rrd1G20/s1600/Phil-Nuytten-Newsuit.jpg      

1                                                  2                                           3

Воспитатель: Вы правильно выбрали костюм под номером 2. Поясните, почему вы выбрали именно этот костюм? (Специальная одежда для полетов – это скафандр. В нем есть запас воздуха, которым дышит человек. Кроме того, скафандр обогревается изнутри. А еще в скафандре есть радиосвязь.)

Воспитатель: А что нам нужно еще взять с собой в полет? Я буду называть вам предметы, а вы назовите лишний, который нам не понадобится.

  1. Ракета, кастрюля, бинокль.
  2. Тюбик с водой, фотокамера, лестница.
  3. Планшет, ранец с системой жизнеобеспечения, шлем танкиста.
  4. Спутниковый телефон, ноутбук, рюкзак.

Воспитатель: Мы с вами взяли все, что нам понадобится в полете. Пора отправляться!

Проводится физ.минутка с музыкальным сопровождением.

Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Быстро, быстро руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь.

(Звуки улетающей в Космос ракеты. Воспитатель просит подойти к нему.)

Воспитатель: Вот такой человек увидел поверхность Луны. А что это за шар голубого цвета, который мы видим? (Ответы детей)

Воспитатель: Голубой шар – это наша планета Земля.

https://curiosmos.com/wp-content/uploads/2018/12/far-side-of-moon-as-seen-from-apollo8.jpg 

Воспитатель: Вот и обратная сторона Лунной поверхности, возьмите карты. Нам так легче будет ориентироваться. (Каждый ребенок получает карту)

(Море Москвы, Южное море, Восточное море, море Мечты - раскрашены в разные цвета.)

Воспитатель: Обратите внимание на темные пятна. Эти пятна назвали морями. Но в этих морях нет ни капли воды. Темные пятна назвали морями, прежде чем узнали, что на Луне нет воды. Там не бывает дождей, снега, не бывает пасмурных дней и нет воздуха. Найдите на карте пятно, раскрашенное в темно-синий цвет. Это море получило название Море Москвы.  Пятно голубого цвета носит название Море Восточное, зеленого цвета – Море Южное, а пятно красного цвета – Море Мечты. (Дошкольники находят на карте все названные моря, ориентируясь на цвет)

Воспитатель: На карте много маленьких кружочков. Ими покрыта вся поверхность Луны. Интересно, а что они означают? (Предположения детей)

Воспитатель: По Луне просто так не побегаешь. В любой момент на тебя может упасть камень. Кружочки – это кратеры, места падения метеоритов и комет. После их падения остаются глубокие воронки, как после взрывов. Давайте вместе проведем эксперимент. Подойдите к столам и возьмите емкости с песком. В чашку с песком бросайте металлические шарики. Что вы видите на поверхности песка? (На поверхности песка остаются следы)

Воспитатель: Возьмите шарики большего размера и поднимите руку повыше. Бросьте шарик. Что теперь вы можете сказать? (Ямка на песке стала глубже)

Воспитатель: Вот так на поверхности Луны и образовались кратеры в таком большом количестве. А вот на Земле их не так много. А почему? Что-то защищает нашу планету от космических «пришельцев»? (Земля вся окружена слоем воздуха)

Воспитатель: Этот слой называется атмосферой. Она защищает нас от незваных космических пришельцев.

  1. Заключительная часть. (Рефлексия)

Воспитатель: Мы с вами провели довольно много времени на лунной поверхности и нам пора возвращаться. Попрошу всех пройти к спусковому аппарату «Союз» (дети вместе с воспитателем заходят в круг, выложенный из веревки), пристегиваем ремни (все берется за руки). А пока наша капсула двигается к Земле, мы можем немного поговорить о том, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что особенно было интересным? (Ответы детей)

Воспитатель: Луна таит много интересного. А еще, как полагают ученые, Луна может стать базой для дальнейшего изучения Космоса. Она хорошо подходит для космических кораблей, которые полетят на Марс.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, всем спасибо!

Литература:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
  2. Т.А. Шорыгина. О Космосе. –М.: Книголюб, 2005. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы

Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы

Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...

Конспект логопедического подгруппового занятия "Путешествие на Луну" (совместно с родителями)

Конспект логопедического подгруппового занятия (совместно с родителями) Цели: Помимо работы над звукопроизношением - закреплять обобщающие понятия - расширять активный словарь - Формировать и ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну» ...

Конспект занятия к презентации "Школа для лунного гостя"

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л....

Конспект Интегрированного занятия по математике в подготовительной логопедической группе.Тема: «Путешествие на Луну»

Конспект  Интегрированного занятия по математике в подготовительной логопедической группе.Тема: «Путешествие на Луну»...

Конспект занятия "Фазы Луны"

Закрепление знаний детей о фазах Луны, о природных явления, проиходящих на Земле....