конспект занятия знакомство с крапивой.консультация для родителей интересное о крапиве
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование познавательной активности через ознакомление с растением- крапивой, ее особенностями и способами применения человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krapiva.docx | 100.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование познавательной активности через ознакомление с растением- крапивой, ее особенностями и способами применения человеком.
В группу приходит расстроенный Незнайка, и жалуется детям.
Незнайка. Я был сейчас на лугу там столько красивых цветов ,что я решил их собрать в один прекрасный букет и подарить его вам, когда я стал собирать букет я так обжёгся ,что на руке остались красные крапины.
Воспитатель. Я догадываюсь, что за растение могло его так обжечь. А вы ребята догадались (Выслушивает варианты ответов детей) Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось соприкасаться с крапивой.
Название «крапива» произошло от слова кропить, то есть обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Незнайка. Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
Лучше бы крапивы вообще не было.
Воспитатель. Я с тобой Незнайка не согласна. «Мудра Матушка-Природа, всякая травка для чего-то нужна» Ребята, а вы знаете как выглядит крапива?. Хотели бы вы узнать много интересного об удивительном растении? Давайте посмотрим, растет ли она на территории д/с? (Дети ищут крапиву)
Выслушивает сообщения детей, где они нашли крапиву. Делают совместно вывод, что крапиву можно встретить в разных местах: около строений, под заборами, вдоль тропинок, даже на клумбах. Ребята, давайте рассмотрим крапиву поближе.
Незнайка -Ах, крапива жжётся, В руки не даётся! Злая ты, колючая, Да ещё кусучая! Не дала цветок сорвать, Чтобы всем показать!
Открывайте нашу коробочку, думаю она нам сейчас пригодится. Чтобы внимательно рассмотреть листья и стебель крапивы нам необходимы: перчатки, лупа
. Для чего нам перчатки? (чтобы не обжечься крапивой)
Воспитатель с детьми рассматривает крапиву. У нее есть стебель, листья, в земле скрыт корень, а на некоторых растениях появились маленькие цветочки. Давайте осторожно рассмотрим листья крапивы через лупу.
Что за волоски такие интересные, почему они не колят, кожу а обжигают? (ответы детей)
Проверим предположения, для этого я надену перчатки и помну веточку, теперь посмотрим на нее, некоторые волоски сломаны и из них вытекла жидкость. Это муравьиная кислота, а все кислоты жгучие.
Вывод (Листья и стебель крапивы покрыт множеством волосков, в которых находится муравьиная кислота. При касании к крапиве, эти волоски повреждают кожу и обжигают ее муравьиной кислотой, на коже появляется волдырь который начинает чесаться..)
Физкультминутка
С виду я такая душка –вся кудрява зелена. (поворачиваем корпус из стороны в сторону)
Но хватать меня не нужно - слишком высока цена. (грозим пальчиком)
Если кто меня коснется, непременно обожжется. (встряхиваем руки) Ведь кусача, хоть красива, своенравная крапива. (прыжки)
Незнайка. «Кто же посадил крапиву, которая растет около детского сада?» Выслушивает варианты ответов
Воспитатель. Крапиву люди не сажают, это сорное растение. Она мешает цветам на клумбе расти, поэтому крапиву выдергивают.
Но не смотря, на то что крапива сорное растение, она очень полезна.
Незнайка. Её что можно есть раз она полезна
Воспитатель. Ребята а вы как думаете съедобна ли она. (Выслушивает варианты ответов детей.) Крапива-полезное растение, содержит много витаминов. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев, но для них крапиву нельзя собирать в городе и вблизи дорог. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Еще крапива прекрасно укрепляет волосы, не зря она входит в состав многих шампуней. Отваром крапивы можно полоскать голову после мытья и не смывать. Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. А чтобы использовать ценные качества крапивы и зимой, люди собирают крапиву летом и сушат. Сушить ее нужно в сухом и темном месте.
Давайте тоже засушим пучок крапивы ,а затем сравним какие изменения с ней произойдут.
Незнайка Ребята, я хочу вам сказать, что крапива эта не так уж и плоха, в крапиве много полезных качеств. Помогите мне их назвать.
Велика польза крапивы: и кормит, и лечит, и красит. Мы должны быть мудрыми - уметь уважать и беречь всякое творение природы.
Крапива! драгоценная трава!
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
А пожаловала в щи -
До чего же хороши!
Давайте скорее отнесём нашу крапиву в сухое тёмное место, но прежде её зарисуем чтоб она была с нами в группе круглый год.
В группе дети играют в игру «Так или не так?», рассматривают альбом иллюстрации картинок с изображением крапивы с рецептами блюд. Далее Незнайка показывает детям картинки с изображением некоторых растений, растущих на территории детского сада, дети называют знакомые растения. Воспитатель интересуется у детей, о каком из этих растений они хотели бы узнать в дальнейшем.
Приложение
Загадки о крапиве
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ...
(Крапива)
Не шмель, не пчела, а жалит.
(Крапива)
Вы не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
А пожаловала в щи -
До чего же хороши!
(Крапива)
Только тронь -
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Крапива)
Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг.
(Крапива)
Трава - огонь
Попробуй тронь!
(Крапива)
Зелёная Красавица
Тронешь, обжигается.
(Крапива)
Силачей зовёт бороться,
Но боятся Силачи!
Ох, объятья горячи.
(Крапива)
Зелёный Огонь
Рукою не тронь.
Рукою не тронь!
Обжигает ладонь.
(Крапива)
Расту в оврагах, на лугу
Если тронешь - обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная ...
(Крапива)
Пословицы и поговорки о крапиве
Жгуча крапива родится, да во щах уварится.
Хоть крапива и молода, а уже кусается.
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
С иным водиться - что в крапиву садиться.
Старая крапива сильнее жжёт.
Жжется, как крапива, да колется, как еж.
Хороша же слобода, да крапивой поросла.
Не всякая мачеха — крапива, но и не всякая падчерица — маков цвет.
Чужими руками много легче крапиву рвать.
Сказка о крапиве
Всем известная русская народная сказка о Василисе-Прекрасной и Иване-царевиче при вековых пересказах из уст в уста была подвержена незначительному сокращению – видимо, очередной рассказчик посчитал некоторые моменты в сказке не весьма значительными. Но именно эти «выпавшие» моменты детально рассказывали слушателю о целебных свойствах обыкновенной крапивы. А дело было так...
Когда Иван-царевич отправился на поиски своей возлюбленной Василисы-Прекрасной, он, как помнится, долго шел через лес и вышел на поляну, где стояла избушка Бабы-яги.
Вокруг избы росла невиданная до той поры человеком высокая чудо-трава. И когда Иван решил пробраться сквозь нее к домику, трава обожгла его своими «злыми» иголками. неудивительно, что он посчитал растение своим врагом и срубил его под самый корень.
Баба-Яга, с незапамятных времен страдающая радикулитом, встретила Ивана весьма негостеприимно, за что и поплатилась после: добрый молодец, вместо того чтобы садиться на лопату, просто выбежал на поляну, собрал в руки охапку крапивы и по-русски отпорол злую старуху.
После этой «русской припарки» Баба-Яга навсегда забыла, что такое радикулит, и стала впоследствии другом и союзником Ивана-царевича. Вот такая вот она, крапива-лебеда!
Артикуляционная разминка:
Ва-ва-ва-там и тут крапив
Ву-ву-ву-я крапиву всю сорву
Вой-вой-вой-а крапива была злой
«Как Сашу обожгла крапива». Т. Н. Калинина
Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно! Саша увидел у забора зелёную траву и всех позвал: — Смотрите, какая трава выросла! 7 А Вера Ивановна говорит: — Не трогайте, это крапива: обожжётесь. Не послушался Саша: разве трава — печка? Разве она жжётся? Схватил крапиву, да как закричит: — Ой, больно! Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят.
Консультация для родителей.
Интересное о крапиве
Крапиву видит и слепой. На Руси ее называли зеленым кипятком, огонь-травой, пустопорожницей, барсучьим корнем и даже ведьминым хлыстом. Говорили, что «она сама холодна, а людей обжигает».
Вот несколько интересных фактов о крапиве:
1. Крапива является любимым лакомством и средством существования некоторых видов бабочек.
2. Крапивные иголки содержат муравьиную кислоту, которая жжется при попадании на кожу.
3. Из крапивного полотна шили самые крепкие паруса. В Японии крапивный жгут в сочетании с шёлком был главным материалом в изготовлении дорогих самурайских доспехов, из одеревеневших стеблей делали щиты, а из крепчайшего крапивного волокна, кручёного и натёртого воском, — тетивы для луков.
4. Семейство крапивных включает около 60 родов и более тысячи видов растений. Растут они в основном в тропиках.
5. Самую ценную часть растения представляют собой листья. В них содержатся витамины групп С, В и К в достаточно больших количествах. Кроме того, в них же обнаружены дубильные и белковые вещества.
6. Молодые листья крапивы добавляют в супы, борщи и др. блюда. Употребляют в весенних салатах.
7. В листьях крапивы можно хранить скоропортящиеся продукты, например мясо или рыбу в жару можно обкладывать листьями, чтобы оно не испортилось.
8. Ежегодный «Фестиваль крапивы» проводится с 2002 года в селе Крапивна Щёкинского района Тульской области. Крапива изображена на гербе этого села.
9. В пищевой промышленности из крапивы делают абсолютно безвредный зеленый краситель.
10. Крапива не зря входит в состав большинства шампуней, поскольку прекрасно укрепляет волосы. Отваром крапивы можно полоскать голову после мытья и не смывать.
11. Крапиву нельзя есть беременным и людям с сердечными заболеваниями.
12. В Англии из крапивы делают вино. Чтобы получить 3 тыс. литров вина требуется всего 40 кг листьев этого растения.
13. Тропические виды крапивы ужалить могут довольно болезненно, а от прикосновения к некоторым из них можно просто умереть.
14. Чемпионат по поеданию крапивы ежегодно проводится в деревушке Мар (Англия).
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы — ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы. Следующее за Троициным днем воскресенье называют “Русальным заговеньем”, или “Крапивным заговеньем”. В этот день для защиты от русалок принято стегать друг друга крапивой.
Если хранить крапиву в доме, можно отвадить некоторых надоедливых насекомых – они не переносят выделяющегося при засыхании растения запаха.
Литература:
1. Большая семейная энциклопедия народной медицины от доктора Ужегова - М. :ОЛМА-ПРЕСС, 2006.-960с.
2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. - М. : Педагогика, 1991. – 191с.
3. Лавренов В. К., Лавренова Г. В. Полный справочник целебных трав и растений (Энциклопедия народной медицины. М. :НЕВА, 2006.-119с.)
4. Лысаков В. Г., 1000 загадок. - М. :АСТ, 2006. – 120с .
5. Уркушин А. А., Уркушина Н. Г. Блюда и напитки на все вкусы. - Самарский дом печати, 1993. – 39с. 5. «Целительные свойства крапивы»
6. Энциклопедия народной медицины. -М. : АНС, 1992. – 334с. 7.«Крапива» http://ru.wikipedia.org/wiki/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект занятия для детей старшей группы «Как много интересного бывает зимой»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении прич...
Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Интересные задания Королевы Математики»
Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.Закрепить названия времен года, названия месяцев.Уп...
Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....
Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «Интересный гость»
Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.Задачи:-Воспитывать интерес театрализованной деятельности.-Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.-...
Конспект занятия по обучению пересказыванию рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения....
Конспект Совместная деятельность для детей среднего дошкольного возраста и их родителей конспект занятия «Знакомство с натюрмортом «Синие сливы»»
Конспект Совместная деятельность для детей среднего дошкольного возраста и их родителейконспект занятия «Знакомство с натюрмортом «Синие сливы»»...