НОД "Воздух" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Захарова Лира Табрисовна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh_srednyaya_gruppa.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поможем Пятачку»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Расширять и активизировать словарь детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, показ, психогимнастика, ИКТ, проблемный диалог,  подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Оборудование: презентация, воздушные шарики на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты на подгруппу детей, стаканы с водой, таз с водой, музыкальные духовые инструменты, свистки, свистульки,  стаканчик с мыльным раствором, трубочки, фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка, влажные салфетки.

Ход НОД:

1. Психогимнастика.

 Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)
2. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сегодня день рождения у ослика Иа, и его друг Пятачок приготовил ему подарок. Давайте посмотрим, что за подарок.

Просмотр видеосюжета.

Воспитатель: Что случилось с шариком Пятачка? Ответы детей.

- А что было в шарике? (Воздух)

2. Экспериментально-исследовательская деятельность.

Воспитатель: А где его берут и зачем он?(Воздух вокруг нас. Воздухом мы дышим.)

Воспитатель: Правильно, без воздуха  мы бы не смогли  дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом, который находится в воде. Воздух-это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней.  Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим.

Как вы думаете,  почему мы не видим  воздух?  (Он  прозрачный).                                                                       Опыт 1.      
Воспитатель: Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас  закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха? (ответы детей). Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха?  (ответы детей). Итак, что мы можем сказать о воздухе, какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?

Воспитатель: Воздух-невидимка, но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Может вы знаете как его поймать? Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 2. С полиэтиленовым пакетом

Оборудование: полиэтиленовый пакет на подгруппу детей.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Итог:

Воспитатель: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Артикуляционная гимнастика:

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)

Опыт 3. С пакетом и водой.

Оборудование: 2 полиэтиленового пакета на подгруппу детей, стаканы с водой, таз с водой.

А теперь давайте посмотрим, почему надувной матрас не тонет. Наберите в один из пакетов воду. В одну руку возьмите пакет с водой, в другую пакет с воздухом. Что тяжелее? Вода тяжелее, а воздух легче. Вот посмотрите, я пакет с воздухом положила на воду, он не тонет.

Итог: Вода тяжелее, а воздух легче

Опыт 4.  Воздух издает звук.

Оборудование: музыкальные духовые инструменты, свистки, свистульки.  

Воспитатель: Чем вы обычно вдыхаете воздух? (Носом).  Поднесите ладонь к лицу сделайте вдох и выдох, что почувствовали? Теперь сделайте то же, но сильнее, что   услышали? (Звуки). Оказывается воздух можно услышать! И он звучит по-разному. Поставьте пальцы к горлу и произнесите слово «воздух», что вы почувствовали? (Дрожание). Звуки у нас рождаются, когда дрожит воздух. Оказывается, мы разговариваем и слышим благодаря движению воздуха. Воздух помогает извлекать звуки из разных инструментов. Возьмите в руки и оживите эти предметы.

Итог: Воздух издает звук.

3. Физкультминутка.
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.

4. Рефлексия:

Что мы узнали о воздухе?

- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
 5. Практическая часть. Шары мыльными пузырями.
Оборудование: стаканчик с мыльным раствором, трубочки, фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, мы ведь с вами должны помочь Пяточку. Я предлагаю вам нарисовать с помощью воздуха волшебные шары. Садитесь за столы, перед каждым из вас стоит стакан с мыльной разноцветной водой и лежит трубочка, нужно взять трубочку, опустить ее в стакан и подуть, воздух будет подниматься наверх пузырьками, потому что он легкий, и у вас на поверхности стакана появятся разноцветные пузырьки, затем нужно ложкой выложить на лист. После того как вы закончите рисовать, протрите пожалуйста руки влажной салфеткой.

Молодцы!

Посмотрите, какие красивые воздушные шары у вас получились, давайте дорисуем к ним ниточки фломастерами. Пятачок подарит их ослику. А для вас, у меня есть тоже подарки. Вот эти замечательные воздушные шары.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» с.Яшкуль

Тема: «Поможем Пятачку»

НОД, экспериментально-исследовательская деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Захарова Л.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...