| Цель
| Материал | Ход игры |
| Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность. | Карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами. | Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща. |
| Дифференцировать отличительные признаки деревьев. Карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д. | Карточки деревьев | На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. |
«Какое насекомое, назови» |
| . |
|
| Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик. | Разрезанные картинки насекомых | Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто- то затрудняется, можно использовать загадки. |
| Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц. | Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы | Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы. |
«Воздух, земля, вода» | Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. | Мяч | Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
|
«Закончи предложение» | Развивать мышление, познавательную активность. Закреплять знания о природе. | Мяч | Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны его закончить. Варианты могут быть разными: «Белка осень собирает орехи, потому что…» «Лимон желтый, а огурец…» «Птицы могут летать, потому что…» «Весной листья на деревьях растут, а осенью…» |
«Выбери нужное» | Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. | Предметные картинки | На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д. |
«Пищевые цепочки водоёма» ТРИЗ
| Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма. | Силуэты обитателей водоёма | Воспитатель просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка – цапля червячок - рыбка – чайка водоросли - улитка – рак ряска - малёк - хищная рыба
|
"Пищевые цепочки на лугу".
| Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
| Карточки с силуэтами обитателей луга.
| Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается. растения - гусеница - птица злаковые травы - грызуны - змеи злаковые травы - мышь - хищные птицы трава - кузнечик - луговые птицы насекомые и их личинки - крот - хищные птицы тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы травы (клевер) - шмель |
"Пищевые цепочки в лесу".
| Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу | Карточки с изображением растений и животных. | Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: растения - гусеница - птицы растения - мышка - сова растения - заяц - лиса насекомые - ежи грибы - белки - куницы лесные злаки - лось - медведь молодые побеги - лось - медведь |
«Среда обитания» | Научиться определять местообитание живых организмов (на суше, в почве, в воде, в воздухе) | Четыре большие картины с изображением леса, почвы, водоема, неба и карточки с изображением животных, птиц, насекомых. | Воспитатель просит разложить карточки с животными там, где они обитают. |
«Загадайте загадку» | Упражнение в умении выделять существенные признаки предметов окружающего мира, развитие внимания. |
| Сначала говорит воспитатель: Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. |
"С чем нельзя в лес ходить?" | Уточнение и закрепление правил поведения в лесу. | Предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда | Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
|
Полезные и вредные (насекомые) ТРИЗ
| Формировать у детей понятие «насекомое». Научиться выделять особенности строения и поведения насекомых, их значимость для человека, закреплять правила поведения в природе. | Две большие картинки с изображением солнца. (На одной - солнце улыбается, а на другой - грустит) и много маленьких карточек с изображением насекомых. | На столе лежат две большие картинки с изображением солнца. (На одной - солнце улыбается, а на другой - грустит) и много маленьких карточек с изображением насекомых. Детям предлагается разместить насекомых, которые приносят пользу природе вокруг радостного солнца, а вредных насекомых вокруг грустного. Свои действия дети должны объяснить. |
«Животное домашнее или дикое». | Научиться разграничивать домашних и диких животных; закрепить знания о животных. |
| Воспитатель называет животное или показывает его изображение, а дети говорят домашнее оно или дикое. |
«Я знаю…»
| Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
| Мяч | Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов», перечисляет их и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
|
«Растения леса, сада, огорода»
| Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
| Мяч | Ведущий бросает мяч и называет место произрастания растения. Ребёнок, поймавший мяч, перечисляет растения. Например: ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка - растения луга. Затем возвращает мяч ведущему. |
«Птицы, рыбы, звери»
| Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
| Мяч | Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
|
«Назови семью» | Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей. |
| Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок). Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок). Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок). Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок). Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок). |
«Кто, в чем нуждается?» | Помочь детям приобрести представления о том, что употребляют в пищу некоторые виды животных. | Иллюстрации с изображением отдельных животных, другой комплект иллюстраций с изображением разных видов пищи. | Дети раскладывают картинки с изображением продуктов около тех животных, которые их употребляют. |
«Кто, где живет?» |
| Картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.) и картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). | Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным. Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Заяц живет под кустом. |
«Кто у кого?» |
|
| У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята). У белки - … (бельчонок, бельчата). У волчицы - … (волчонок, волчата). У ежихи - … (ежонок, ежата). У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). |
«Отгадай, кто это?» | Цель: учить подбирать объект к действию. |
| Воспитатель загадывает загадку, а ребенок её отгадывает. Сторожит, грызет, лает? - …. Хрюкает, роет? - …. Ржет, бегает, скачет? - …. Мяукает, лакает, царапается? - Мычит, жуёт, ходит? - …. (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.) |
«Кто кем был?» | Закреплять название детенышей животных. | Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей. | Воспитатель задает вопросы, дети отвечают: Кем был бык? – Бык был теленком. – Кем был пес? – Пес был щенком. |
«Узнай зверя по описанию» | Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей. |
| Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.) – Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) – Серый, злой, голодный. (Волк.) – Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.) – Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
|
«Угадай, что в руке»
| Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
|
| Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
|
«Сад - огород»
| Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.
|
| Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами. - Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
|
«Что будет, если……..» ТРИЗ
|
| Мяч, картины с изображением природных пейзажей, схемы пищевых цепочек и т. д. | Воспитатель задает детям вопросы: что будет, если: - Исчезнут насекомые. - У совы не будет когтей. - Оставить костер в лесу не погашенным. - Засорить водоемы и т. д.
|
«Найти отличия» ТРИЗ
| Развивать умение сравнивать объекты живой природы и предметы рукотворного мира, выделять и описывать их свойства и качества. |
| Воспитатель просит сравнить два предмета. Например: ель, растущую на участке с искусственной елкой. - Искусственная елка маленького размера не имеет корней и её можно переносит с места на место, ей можно играть. Живая ель растет и с каждым годом становится выше и массивнее. -Искусственная елка остается всегда одного размера. Живая ель имеет приятный запах хвои, а искусственная елка пахнет пластмассой. Искусственная елка сделана умелыми руками людей и лишь напоминает живую ель.
|
«Животные, рыбы, птицы»
| Закрепление понимания, на какие классы разделяются живые существа.
|
| Воспитатель, бросив мяч, называет класс живых существ. Ребенок называет вид, принадлежащий этому классу. К примеру: «птица» – «соловей», «животное» – «лошадь», «рыба» – «сом». Повторяться нельзя.
|
«Сбережем природу»
| Формирование у дошкольников понимания, почему важно любить и оберегать природу. | Карточки с изображением объектов неживой и живой природы.
| Разложив карточки на столе, нужно убрать одну. А воспитанники должны рассказать, что произойдет с остальными природными объектами, если исчезнет убранный объект. Что произойдет на планете, если исчезнут «деревья», «солнце», «насекомые» и прочее (убирать карточки одну за другой). В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь. |
«Составь цепочку»
| Уточнение и закрепление знания о природных объектах. | Карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.
| Ребенок должен описать то, что изображено на карточке. Например, «бабочка» – насекомое, яркое, с красивыми крыльями, летает летом, питается нектаром, гусеница превращается в куколку. |
«Цепочка»
| Уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы | Карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.
| У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
|
«Подбери правильное»
| Уточнение и закрепление знания о природных объектах. Игра проходит в виде опроса. |
| Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру: - зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
- холодный – снег, лед, иней, ручей;
- влажный – туман, река, озеро, роса, туча.
|
«У каждой детки своя ветка»
| Закрепление знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. | Картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.
| Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.
|
«Узнай птицу»
| Уточнение знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах, развитие зрительную способность различать живых существ по силуэту.
| Карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. | Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.
|
«Человек и природа»
| Формирование и закрепление понимания, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа. | Мяч | Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «заводы», «автомобили». На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль» |
«Найди лишнее» | Закрепление знания о насекомых, формирование понимания об их отличии от других живых существ.
|
| Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее: - кролик, енот, волк, [пчела];
- воробей, [муравей], грач, перепелка;
- мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
- стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
- комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
- кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
- клоп, таракан, [пчела], тля;
- ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.
|
«Назови насекомое»
| Формирование понятия «насекомые». | Разрезанные на небольшие части картинки, на которых изображены: стрекоза, муха, гусеница, бабочка, божья коровка, | Дети должны правильно сложить пазлы.
|
«Вершки и корешки»
| Закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. | Понадобятся два хула-хупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.
| Хула-хупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хула-хупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны. |
«Съедобное - не съедобное»
| Научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. | картинки грибов и корзина.
| Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину |
«Что это такое?»
| Закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление. |
| Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. |
«Живое – неживое»
| Закреплять знания о живой и неживой природе. |
| Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают. |
«Летает, плавает, бегает»
| Закрепление знания об объектах живой природы
|
| Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы. |
«Назовите растение»
| Уточнять знания о комнатных растениях |
| Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.? |
«Весной, летом, осенью»
| Закрепление знаний о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; умения классифицировать по этому признаку, развитие памяти и сообразительности. | мяч | Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
|
«Цветочный магазин»
| Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Лепестки, цветные картинки. | Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
|
«Узнай и назови»
| Закрепить знания лекарственных растений | Картинки лекарственных растений | Воспитатель берет картинку растения и показывает её детям, уточняет правила игры: это лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг), когда его собирают, какие части используют (2-3 рассказа детей).
|
«Фотограф»
| Обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
|
| Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой – «фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы: Что «сфотографировала» «камера»? Что хотел «сфотографировать» «фотограф»? Природный это объект или нет? Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»? Чем этот природный объект ему понравился? Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы? Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же. |
«Мгновенная фотография»
| Обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
|
| «Фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать нестоит) |
«Перемешай и соотнеси»
| Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность | Различные природные материалы.
| Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок. Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа: Почему ты считаешь, что это твой лист? Чем твой лист отличается от листа твоего товарища? В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.) |
«Повтори»
| Развивать наблюдательность и творческие способности детей.
|
| Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д. Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней. |
«Угадай, кто я»
| Развивать творческие, подражательные способности у детей
|
| Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука. Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого. |
«Микро-показ»
| Учить детей «видеть» природу, замечать её мельчайшие детали и чувствовать её
|
| Игра проводится в природе. Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т.д. Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт?
|
«Репортаж»
| Развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии).
|
| Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д. Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом: -составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома; -составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры. |