Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «Свойства бумаги».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Старостина Анна Викторовна


Уточнить представления детей о  бумаге, её свойствах,её применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «Свойства бумаги».

Цель занятия : Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать интерес к обследовательским действиям и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира , любознательность.

Обучающие задачи : Систематизировать знания о свойствах бумаги , ее видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании , развивать фантазию , внимание, память и мышление , развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

  • Беседа
  • Экспериментирование
  • Информационно – рецептивный (совместная деятельность педагога  и ребенка)
  • Дидактическая игра

Обогащение словаря : шероховатый, глянцевый, гофрированный и др.

Материалы и оборудование : Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкости с водой, контейнера для раздаточного материала, индивидуальные салфетки, краска гуашь.

Ход занятия :

Воспитатель:  Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

- Сегодня мы с вами поговорим о бумаге. Мы встречаемся с бумагой в нашей жизни очень часто. И сейчас вы ее , наверное ,тоже  видите у нас в группе?

Ответы детей : книги, альбомы, тетради….

- Все эти вещи нам нужны в детском саду, дома,  понадобятся в школе,  потому что без них невозможно научиться чтению, письму, грамоте и другим полезным делам. Мы читаем газеты, журналы. Из них мы узнаем ,что происходит в мире и в нашей стране. Бумага нам нужна и в повседневной жизни : Салфетки, туалетная бумага, подарочная упаковка и др.

- А для того чтобы больше узнать о бумаге сегодня мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент?

Ответы детей ( опыты, пробы).

- Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Свойства бумаги мы сейчас с вами  увидим в опытах.

ЗАНИМАЙТЕ МЕСТА ЗА СТОЛАМИ И НАЧНЕМ.

Экспериментально – исследовательская деятельность.

Воспитатель : Перед вами в контейнерах лежат образцы бумаги разной плотности, фактуры, назначения. Посмотрите внимательно и потрогайте эти образцы. Есть бумага плотная, тонкая, гофрированная , глянцевая, бархатная. Вывод : бумага бывает разная.

  1. Ребята, сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги.  Возьмите в руки образцы бумаги разной плотности , попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная. ( бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Итак, первое свойство бумаги – бумага мнется.
  2. Возьмите любой  лист , сложите его пополам, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получилось ли это у вас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге). Второе свойство бумаги – бумага гнется.
  3. Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, немного подождем и попробуем ее порвать. Как она стала рваться после намокания? Легче чем до намокания.  Третье свойство бумаги – бумага рвется.
  4. Следующий опыт. Мы помыли в емкости с водой кисть с синей краской. А сейчас опустим в эту воду белую бумагу. Бумага впитает в себя жидкость и станет синей. Третье свойство бумаги – бумага намокает, впитывает в себя влагу.

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь нужно немного подвигаться.

Фискультминутка:

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

Игровая деятельность.

Игра «Найди на ощупь».

А сейчас мы поиграем в интересную игру « Найди на ощупь». Мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги.  Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем . (Дети закрывают глаза, воспитатель дает им в руки кусок бумаги и дети определяют, какая бумага( шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы у меня настоящие исследователи.

- А знаете ли вы о том, что кроме того, что на бумаге рисуют, рисуют еще и самой бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе тампончик и рисовать. На тарелочки выкладываем белую гуашь, которую потом нанесем на фон мятой бумагой. ( Фон – зимний пейзаж с голыми деревьями на тонированном синей краской листе). Нам надо дорисовать пейзаж, на котором не хватает снега, сейчас мы вместе это сделаем.

- Возьмите в руки тампончики, окуните их аккуратно в белую краску и попробуйте, начиная с земли ,затем разбросайте снег на деревьях и кустиках.(коллективная работа).

После завершения работы рассматриваем полученный пейзаж,двое детей читают стихи о зиме.

Итак, мы нарисовали с вами зимний пейзаж, почитали стихи о зиме, узнали несколько новых слов. Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, делаем поделки).

- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Попробуйте дома еще провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, какой кораблик дольше продержится на воде из салфетки или из плотной бумаги, а потом нам расскажете об этих экспериментах. Для этого я подготовила вам конверты с образцами бумаги и вечером уходя домой вы все возьмете с собой по такому конверту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...