Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Сергеевна Рыбина

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;

• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя.

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

П. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

П. -А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

П. -Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

П. -Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

-Ну что ж загадывай нам свои загадки.

1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон)

2. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой (бумаги)

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой)

-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

П. -Ну вот, и вы так говорите!

-Как?

П. -Ну, что все это - бумага. Но ведь это не правильно!

-Почему же не правильно?

П. -Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она - не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

П. -Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

П. -Ну и как вы это узнаете?

-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

П. -А как вы узнаете, какие у них свойства?

-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

-А где их проводят? (В лаборатории)

- Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

П. -Конечно! Пойдемте быстрее!

- Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

-Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.

Основной этап:

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

Свойство №1- мягкость.

-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).

- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

-Получится у нас сделать это? (Нет)

-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).

- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.

-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

Дети самостоятельно выполняют работу.

-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

Свойство №2 – прочность.

-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

-Если бумага легко рвется, значит она какая?

-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

-Что скажете? Какой вывод сделаете?

-Что легче рвется: картон или салфетка?

Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

Свойство №3 – водопроницаемость.

-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).

-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

-А картон? (Картон впитал воду медленней)

-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше).

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

Заключительный этап:

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

-Картон и салфетка помялись? (Да).

-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

-Картон и салфетка рвутся (да).

-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

-Картон и салфетка впитали воду? (Да).

-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

П. -А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

Прощаются с Почемучкой.

Итог занятия:

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

-Кто приходил к нам в гости?

-Что нового узнали?

–Помогли ли мы Почемучке?

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_svoystva_bumagi.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;

• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя.

Ход занятия:

Орг. момент:

-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

П. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

П. -А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

П. -Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

П. -Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

-Ну что ж загадывай нам свои загадки.

1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон)

2. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой (бумаги)

3. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой)

-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

П. -Ну вот, и вы так говорите!

-Как?

П. -Ну, что все это - бумага. Но ведь это не правильно!

-Почему же не правильно?

П. -Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она - не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

П. -Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

П. -Ну и как вы это узнаете?

-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

П. -А как вы узнаете, какие у них свойства?

-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

-А где их проводят? (В лаборатории)

- Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

П. -Конечно! Пойдемте быстрее!

- Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

-Молодцы! И так отправляемся в путь.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.

Основной этап:

Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

Свойство №1- мягкость.

-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).

- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

-Получится у нас сделать это? (Нет)

-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).

- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.

-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

Дети самостоятельно выполняют работу.

-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

Свойство №2 – прочность.

-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

-Если бумага легко рвется, значит она какая?

-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

-Что скажете? Какой вывод сделаете?

-Что легче рвется: картон или салфетка?

Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

Свойство №3 – водопроницаемость.

-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).

-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

-А картон? (Картон впитал воду медленней)

-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше).

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

Заключительный этап:

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

-Картон и салфетка помялись? (Да).

-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

-Картон и салфетка рвутся (да).

-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

-Картон и салфетка впитали воду? (Да).

-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

П. -А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

Прощаются с Почемучкой.

Итог занятия:

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

-Кто приходил к нам в гости?

-Что нового узнали?

–Помогли ли мы Почемучке?

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

  В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.    В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Космическое путешествие»....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, п...