Проект «Секреты воды», ОО "Познавательное развитие" (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Секреты воды»
для детей 4–5 лет
Автор проекта: Замотаева Анастасия Владимировна, воспитатель МДОУ "Детский сад № 43 комбинированного вида".
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц).
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Актуальность проекта
В наше время остро стоит вопрос о плохом экологическом состоянии нашей планеты Земля: загрязненные почва, вода и воздух. На этом фоне происходит прогрессивное ухудшение здоровья людей. Мы питаемся некачественными продуктами, пьем грязную воду, дышим воздухом с примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
В младшем дошкольном возрасте появляются первые представления о воде: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Сколько секретов таит в себе вода? Маленькие дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам и многому другому… Путём исследования и экспериментирования мы разгадали некоторые секреты воды.
Постановка проблемы проекта
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема проекта
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта - расширить представление детей о воде.
Задачи проекта
- создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширить представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое;
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к экологическому воспитанию своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Подготовительный этап проекта
- Подбор материала для проекта.
- Разработка плана.
- Обогащение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Исследовательский (основной) этап проекта
- Беседы: «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Берегите воду!», «Свойства воды».
- Просмотр презентаций: «Вода…», «Звуки природы. Шум воды».
- Просмотр экологических мультфильмов: «Круговорот воды в природе», «Откуда берется дождь?», «Три состояния воды», «Откуда берутся сосульки?», «Откуда берутся снежинки?», «Откуда берется в доме вода?».
- Чтение художественной литературы: сказки - «Крошка Енот» М. Долотцева, «Находчивый лягушонок» Л. Лебедева, «Заяц Коська и Родничок» Н. Грибачов.
- Дидактические игры: «На что похожи облака?» (игра – презентация, «Найди снежинке пару», «Эксперты воды».
- Наблюдения на прогулке: «Снег – снежок» (свойства снега).
- ООД по познавательному развитию «Секреты воды в жидком состоянии».
- «Секреты воды в жидком состоянии».
- Эксперименты: «Вода растворяет вещества», «Цветные льдинки», «Испарение воды».
Работа с родителями
- Было предложено родителям вместе с детьми сочинить сказку о воде и нарисовать к ней иллюстрацию.
- Консультация для родителей «Вода – источник жизни».
Заключительный этап проекта
- Выставка рисунков «Секреты воды».
- Оформление альбома «Секреты воды».
- Презентация результатов проекта.
Результат проекта
В результате проекта дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов. Я считаю, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках.
Список литературы
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995.
4. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
Приложения
Беседы с дошкольниками
«Кому нужна вода»
Цель: дать детям представление о пользе воды для всего живого.
Материал: картинки, вода в графине.
Ход беседы.
Воспитатель: Детки, отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, это вода. И мы сегодня с вами поговорим о воде. Где можно встретить воду?
Дети: Воду можно встретить на улице. Воду можно встретить в группе и дома: в кране.
Воспитатель. Кому нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, животным, рыбам и людям.
Воспитатель. Для чего нужна вода?
Дети. Рыбы живут в воде (вода для рыб – дом), растения и животные пьют воду. Человеку нужна вода для того, чтобы: готовить пищу, пить, умываться (мыться), убираться, стирать вещи, поливать растения.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение о воде, а вы внимательно послушайте (воспитатель читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
«Для чего нужна вода?»
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Загадки; тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки – шапочки, шум дождя, «снежки»; 2 банки с водой; снег; карандаши, карточки (что не бывает в водоёме – мусор и кто там обитает).
Подготовительная работа: чтение произведений К. Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе", А. Барто "Девочка чумазая", заучивание стишков, потешек о воде.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?
Степашка: А зачем? И так сойдёт.
Восп: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грызнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). Степашка, дети у нас знают загадки. О чём, ты послушай и отгадай, ребята тебе помогут. (Дети загадывают загадки о мыле, щётке, расчёске).
- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.
Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.
Восп: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали. Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки).
(Степашка сел и ест снег).
Восп: Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде). Правильно, дети, можно заболеть. Вот теперь садитесь все и посмотрим, какой станет вода, если мы в неё положим снег.
Опыт: На столе 2 банки с водой. В I банке – чистая вода, во II банке – добавили снег, и вода стала грязной. Вот, Степашка, мало того, что у тебя будет болеть горло и ещё может заболеть живот, т. к. вода, видишь, какая стала грязная.
Восп: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду?
(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.
Восп: А сейчас, ребята, вы сядьте за столы и зачеркните карандашом лишние предметы, которые не должны находиться в нашем «водоёме».
(На столах карточки. Показываем Степашке карточки и обсуждаем, как дети справились с заданием.)
Восп: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили? Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! За это я хочу вас угостить. До свидания!
Дидактическая игра «Эксперты воды»
Цель: закрепить умение определять чистоту воды.
Материал: картинки с изображением чистой и грязной воды.
Ход игры.
Воспитатель показывает ребенку парные картинки с изображением воды (чистой и грязной). Ребенок должен определить на какой картинке изображена чистая вода и доказать почему он так думает.
Конспект ООД по познавательному развитию
«Секреты воды в жидком состоянии»
Образовательная область: Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы).
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды и её местонахождении в природе и быту по одному из свойств — текучести.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, растворение вещества в воде, уточнить знания о том, где можно встретить воду; подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе.
Развивающие: развивать любознательность, логическое мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Методические приемы: организационный момент, игра-имитация, игра-инсценировка, опыты, беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворения, загадки, физминутка, рефлексия.
Словарная работа: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, водоёмы, течёт, солёная, растворяется.
Материал: музыкальное оформление, обруч, шапочки капелек, картинки разных водоёмов, стаканы с кипяченой водой, пустые стаканы, глубокие тарелки, трубочки для питья, соль в тарелочках, ложки, фартуки, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, мультимедийная установка.
Предварительная работа: беседа о значении воды; беседа о бережном отношении к воде и водоёмам; просмотр презентаций по охране водоёмов; загадки о водоёмах.
Ход занятия
- Организационный момент:
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
(Дети стоят с воспитателем)
Воспитатель:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без … (воды)
Мотивация детей:
-Дети, где можно встретиться с водой у нас в группе?
(В кране, в батареях, в чайнике.)
-А хотите узнать, какими свойствами обладает вода?
(Ответы детей.)
- Основная часть занятия.
Присаживайтесь за столы, я думаю, что вам будет очень интересно.
Перед вами стаканы с водой.
Опыт: У воды нет запаха.
-Имеет ли вода запах? (Ответы детей.) Понюхайте. Какой вывод вы сделаете? (Нет, у воды нет запаха.)
Опыт: У воды нет цвета.
-А что вы думаете о цвете воды? (Ответы детей.) Какая вода? (Вода прозрачная.) Повторите. А как это можно доказать? (Ответы детей.) Опустите трубочку в стакан. Что мы видим в воде? (В стакане с водой видна трубочка.) Почему трубочка видна в воде? (Вода прозрачная.)
А сейчас представим, что мы пришли на речку.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
А теперь продолжим опыты.
Опыт: У воды нет вкуса.
-А теперь, попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды? (Нет.)
Опыт: Вода — это жидкость.
-Перед вами стоят пустые стаканы. Можем ли мы сделать так, чтобы вода оказалась в другом стакане? (Да.) А как? (Перелить.) Попробуйте. Получилось? (Да.) Значит, какой мы сделаем вывод? (Воду можно перелить.) Потому что вода – это жидкость. Повторите. Вода перетекла из одного стакана в другой.
Опыт: У воды нет формы.
-А сейчас, внимательно присмотритесь, имеет ли вода форму? (Ответы детей.) Вот сейчас вода приняла форму стакана, а если мы перельём воду в тарелку, то какую форму примет вода? (Переливаем воду в тарелку.) Вода принимает форму тарелки. То есть у воды своей формы нет. Дети, скажите, есть ли у воды форма? (Нет.)
Да, вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, формы, запаха, а ещё она состоит из маленьких капелек. Давайте и мы с вами превратимся на мгновение в маленькие капельки воды. (Одеваю шапочки.)
Игра – имитация «Вода в стакане»
- Представьте себе, что этот обруч будет играть роль «стакана». Но он пустой. Чего-то в нем не хватает? (Сока, компота, воды)
— Давайте сделаем наш стакан полным. (Дети встают в обруч — «стакан».)
-Посмотрите, да тут целый стакан капелек. Как это называется? (Это вода.)
-А если стакан наклонить, что будет с водой? (Вода вытечет.)
-А как? (Дети выбегают из круга и лежат на ковре.) Правильно вода растеклась по поверхности.
-А где еще можно увидеть, как течет вода? (В ручье, в реке) Показ слайда с изображением реки, озера, моря, пруда, океана, ручья.
III. Итог занятия.
-Что, вы сегодня узнали о воде? Что такое вода? Чего нет у воды? А где вода может находиться? (Ответы детей.)
-Я надеюсь, что вы своими знаниями будете делиться, не только с родными и близкими, но и со своими друзьями. Вы мне понравились, вы сегодня были настоящими экспериментаторами.
Консультация для родителей
«Вода - источник жизни»
Всем с детства известна истина, что вода – источник жизни. Однако, далеко не все осознают и принимают тот факт, что вода является залогом здоровья и хорошего самочувствия. Все знают о важности воды в нашем организме. Вода - источник жизни, это - не просто слова.
Вода является для нас самым ключевым ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на на наше здоровье, как потребление воды. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она выводит ежедневно вырабатываемые токсины.
Недостаток воды в организме понижает иммунитет, а значит и устойчивость организма к различным заболеваниям. Обезвоженность организма может вызывать головные боли, запор, артрит, ваша кожа будет выглядеть сухой, потеряет цвет и эластичность. И это еще не все. Недостаток воды также вызывает апатию, мы становимся уязвимым к стрессу.
Вода есть повсюду. Не составит труда употреблять её в любых необходимых количествах. Особенно важен стакан воды с утра, так как пока мы спали, наш организм был лишён притока воды в течение нескольких часов, поэтому не стоит начинать день с крепкого чая или кофе, а лучше начать его со стакана чистой воды.
Чтобы вода давала максимальную пользу, пить ее нужно правильно. Причем, есть как варианты для повседневного использования, так и при болезнях. Следуя несложным правилам, можно сохранить свое здоровье и прекрасно выглядеть в любом возрасте:
- Воду нужно пить перед едой. Оптимальное время - за 30 минут до приема пищи. Это позволит подготовить пищеварительный тракт, особенно тем, кто страдает гастритом, дуоденитом, изжогой, язвой, колитом или другими расстройствами пищеварения.
- Воду нужно пить всегда, когда вы чувствуете жажду, - даже во время еды.
- Воду нужно пить через 2,5 часа после еды, чтобы завершить процесс пищеварения и устранить обезвоживание, вызванное расщеплением пищи.
- Воду нужно пить по утрам сразу после пробуждения, чтобы устранить обезвоживание, вызванное долгим сном.
- Воду нужно пить перед выполнением физических упражнений, чтобы создать запас свободной воды для выделения пота.
- Вода – источник жизни, источник всего живого на нашей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет
Муниципальное образовательное учреждение«Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Экологический проект «Секреты...
Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет
Пояснительная записка.Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В до...
Экологический проект "Секреты воды"
Экологический проект "Секреты воды"...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Экологический проект «Секреты воды» для детей средней группы 4-5 лет
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...
Экологический проект «Секреты воды» для детей средней группы 4-5 лет
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...
Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Исследовательский проект в ДОУ о свойствах воды....