Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Ольга Васильевна

Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx412.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

55780689

Информационно - исследовательский проект

«Загадочный космос».

                                           

Воспитатель

                                                                        Воронина О.В.

В ряду десятилетий, каждый год,

Мы метим новыми космическими вехами,

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»

Название проекта: «Загадочный космос».

Номинация: «Окружающий мир».

Вид проекта: информационно- исследовательский

Автор проекта: Воронина Ольга Васильевна воспитатель первой квалификационной категории.

Актуальность проекта: обусловлена тем, что современные художественные произведения, фильмы для детей дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают них отрицательные эмоции.

Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Система работы по проекту предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Новизна моего проекта заключается во внедрении новых форм работы с детьми и семьями воспитанников, направлена на всестороннее развитие детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств нравственных ценностей, обеспечение позитивной социализации, через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Объект: формирование у детей старшего дошкольного возраста реалистичных знаний о космическом пространстве, освоении космоса.

Предмет: процесс проведения проекта.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, социальные партнёры.

Цель проекта: знакомство детей с реалистичными понятиями о космосе, формирование творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности.

Задачи проекта:

Для детей:

 - систематизировать представления детей о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

- расширить знания детей о государственных праздниках;

- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

 - развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала;

- воспитание чувства гордости за достижения российских ученых, космонавтов;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Для педагогов:

- вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Для родителей:

- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя различные формы работы;

- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;

- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах всестороннего развития детей.

Долгосрочность проекта: краткосрочный 21 марта 13 апреля 2021 года.

Этапы:

      1-этап: подготовительный 21-28 марта

     2-этап: основной- практический 29 марта по7 апреля

     3-этап: заключительный –итоговый 8-13апреля

Планируемый результат.

Дети:

- сформированность у детей знаний по теме «Космос»;

- сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;

- сформированность эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира;

- заинтересованность детей темой о космосе, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Педагоги:

- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

- развитие социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни в обществе.

Родители:

- проявление интереса к проекту;

- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;

- становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной подготовке и внедрении проекта;

- участие в празднике «День космонавтики».

Реализация проекта

I этап: подготовительный 21-28 марта

1.Определение темы проекта.

2.Формулировка цели и разбивка задач.

3. Составление паспорта.

4. Информированность родителей о предстоящей деятельности.

5. Подбор литературы, фотографий, плакатов о космосе, материалов для разработки конспектов образовательной деятельности, игр, развлечений.

6. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

1.Определение темы проекта.

Приглашение к участию в проекте, родителей, педагогов, детей, внесение предложений.

2.Формулировка цели и разбивка задач.

3. Составление паспорта.

4.Информированность родителей о предстоящей деятельности.

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

 Проведение индивидуальных бесед и консультаций в рамках темы.

Изготовление костюмов для участия в развлечении, празднике.

5. Подбор литературы, фотографий, плакатов о космосе.

Разработка конспектов познавательной образовательной деятельности по теме.

Подбор материалов для осуществления продуктивной деятельности.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, развлечения, праздники, экскурсии.

Все эти формы служат достижению цели проекта – развитию социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни и в обществе.

Образовательные

области

Мероприятие

Дата

Познавательно-речевое,

развитие.

Презентация на электронном носителе «Детям о космосе».

Беседы:

 «Этот загадочный космос» (с использованием презентации),

«Первый полёт Ю.А. Гагарина в космос»,

«Земля наш дом во Вселенной»,

 «Солнечная система»,

 «Герои космоса»,

Досуг «Большое космическое путешествие»

Творческая игра «Полёт в космос»

Организованная образовательная деятельность «Космос»

Дидактические игры:

«Угадай созвездие»,

«Что, лишнее».

Экспериментирование «Солнечная система», «Солнце и Земля»,

«День и ночь».

Наблюдение за звёздами в телескоп.

29.03.2021г.

30.03.2021г.

31.03.2021г.

01.04.2021г.

04.04.2021г.

05.04.2021г.

06.04.2021г.

07.04.2021г.

08.04.2021г.

с30.03 по

13.04.2021г.

04.04.2021г.

01.04.2021г.

05.04.2021г.

Речевое

Развитие.

Организованная образовательная деятельность:

«Путешествие по солнечной системе»,

«Покорение космоса»,

«Загадочные планеты»

Разучивание стихов

Отгадывание загадок.

Сочинение рассказов  

на тему: «Космические истории».

«Развивающие игры:

«Звездочёт»,

 «Космические приключения».

30.03.2021г.

01.04.2021г.

11.04.2021г.

с30.03.

по11.04.2021г.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание музыкального произведения: А. Артемьева «Космическая сюита».

Организованная образовательная деятельность

Рисование:

«Звёздная фантазия»,

 Аппликация:

«Каким мы видим космос».

Лепка: «На космодроме»

Ручной труд: «Ракета».

Конструирование: «Конструкторы ракет».

Ознакомление с художественной литературой:

К. А Гильзин «Три… Два…Один…Поехали».

П.Ф. Клутанцев

«О чём рассказал телескоп»,

«Дом на орбите».

Стихотворение

А. Хайт «По порядку все планеты».

В. Вайнович «Четырнадцать минут до старта».

 Сказки: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»,

«Небесный олень».

Тематическая викторина «Будущие космонавты»

Праздник «День космонавтики»

Презентация «Будущие космонавты».

29.03.2021г.

04.04.2021г.

31.03.2021г.

06.04.2021г.

11.04.2021г.

с30.03.

по11.04.2021г.

07.04.2021г

12.04.2021г.

13.04.2021г.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Космос»,

«Космические приключения»,

«На космической станции».

Экскурсия совместно с родителями в

Детскую библиотеку.

Оформление выставки «Загадочный космос».

Развлечение «Дорога в космос»

С 30.03

11.04. 2021г.

01.04.2021г

05.04.2021г.

01.04. 2021г.

Физическое развитие

Подвижная игра:«Прыгуны»,«Инопланетяшки», «Нарисуй солнышко», «Космонавты»,«Золотые ворота», «Планета строится».

Развлечение «Путешествие в космос»

с 30.03 по

13.04.2021г.

08.04.2021г.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом,

приглашение к сотрудничеству.

Консультация:

«Что рассказать детям о космосе?», «Детям о космосе».

 Экскурсия совместно с родителями в

Детскую библиотеку.

Оформление выставки «Загадочный космос».

Презентация «Будущие космонавты».

21.03.2021г.

23.03.2021г.

29. 03.2021г.

01.04.2021г

05.04.2021г.

13.04.2021г.

2 этап: основной -практический 29 марта по7 апреля

1. Проведение мероприятий по разработанной технологии.

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

Реализации проекта проводится в соответствии с интеграцией образовательным областей:

- познание (формирование целостной картины мира);

- художественное творчество;

- чтение художественной литературы;

- музыка;

- физическая культура;

- труд;

-коммуникация;

- социализация.

Формы проведения: непосредственно образовательная деятельность, беседы, наблюдения, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.

 Работа по проекту осуществляется в соответствии с тематическим планом проведения мероприятий.

Формы проведения мероприятий:

- непосредственно образовательная деятельность;

 - беседы;

- наблюдения;

-  совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность.

Для работы по проекту в различных направлениях, в предметно-пространственной среде группы создаются центры:

- познавательный - «Лаборатория космического корабля»;

- моделирование - «Космодром»;

- игровой - «Космическая игратека»;

- книжный - «Космические происшествия»;

 - художественно-творческий - «Космическая мастерская»;

- физкультурный - «Космический спортзал»;

- музыкальный - «Космическая музыка».

 Детям предлагается наглядный и дидактический материал: карты-схемы «Спутники земли», «Солнечная система», «Планеты». Карта звёздного неба, иллюстрации, фотографии, глобус.

В процессе деятельности у детей формируются навыки:

- моделирования,

 - рассуждения,

- анализа.

Работа проходит последовательно, систематично.

При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности каждого ребёнка. Содержание деятельности ориентируется на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе реализации проекта дети получают представление о планетах Солнечной системы, о земле как планете, солнце как звезде - форме, размере, движении земли вокруг солнца и своей оси. Закрепляют знания о первом космонавте России – Юрии Гагарине, первом выходе человека в открытый космос. Знакомятся со значением новых слов «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Данная деятельность способствует развитию:

- логического мышления,

- творческого воображения,

- умению устанавливать причинно-следственные связи.

При реализации проекта используются вариативные формы работы:

- проблемно-поисковые ситуации,

 - интеграция,

- комплексное обучение,

- разбор проблемных ситуаций.

Большое внимание уделяется проектированию проблемных ситуаций обеспечивающих позитивную мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Методический и дидактический материалы комплектуется по принципу тематического планирования:

- при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;

- все виды деятельности продолжают данную тему;

- родителям предлагаются рекомендации, советы, проводятся консультации по проведению наблюдений, домашнему чтению детям;

- праздники, развлечения помогают закреплять и совершенствовать знания детей, дают возможность реализовать эти знания в играх.

При проектировании роботы должны соблюдаться дидактические принципы:

- взаимосвязь всех видов деятельности;

- последовательность;

- систематичность;

- повторяемость;

- наглядность.

Для познавательного развития с детьми проводятся еженедельные беседы на темы:«Этот загадочный космос» (с использованием презентации),

«Первый полёт Ю.А. Гагарина в космос»,«Земля наш дом во Вселенной»,

 «Солнечная система», «Герои космоса».

Цель данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

При подготовке к художественной деятельности детям читают художественную литературу: К. А. Гильзина «Три…Два…Один…Пуск…». Сказки: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Небесный олень».

Дети рисуют по темам «Звёздная фантазия». Выполняют аппликацию «Каким мы видим космос».

Лепят по теме:«На космодроме». Рисуют по теме: «Звёздная фантазия» Конструируют, создают макеты «Ракет». Все эти поделки выставляются на выставке «Загадочный космос».

Знания о Вселенной, о первом космонавте, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дети получают в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых, дидактических игр.

Цель- закрепление полученных знаний и активизация желания получить новые.

Результативной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучаемой теме. Родители вместе с детьми создают макеты, приносят рисунки, фотографии, коллажи, участвуют в сборе наглядной информации для выставок.

3 этап: заключительный- итоговый с8-13апреля

- Выявление знаний детей о космосе (детям задаются те же вопросы, что и в начале работы по проекту)

- Информирование родителей о полученных детьми знаниях о космосе.

- Оформление итоговой выставки работ детей и родителей.

Продукт проекта

Дети:

- конструирование ракеты и звездолёта из бумаги, коробок, бросового материала;

- лепка «На космодроме»;

- ручной труд «Ракета»

- работа с бросовым материалом макет «Космический коллаж»;

- выставка книг о космосе;

- разгадывание ребусов о планетах.

Педагоги:

- разработка тематического проекта по теме: «Загадочный космос» для детей и взрослых;

- подбор компьютерных презентаций;

- выставка книг, энциклопедий о космосе;

- подбор материала для родителей: папки-раскладки, буклеты;

- подбор консультаций и рекомендаций по прочтению литературы с детьми;

- изготовление картотеки подвижных игр по теме.

Родители:

- информационные стенды и газеты о космонавтах к Дню космонавтики;

- выставка работ и поделок (выполненных в самостоятельной и совместной с детьми деятельности);

- оформление выставки «Загадочный космос».  

- изготовление костюмов к празднику «День космонавтики»

Итогом работы по проекту является познавательно-тематический праздник «День космонавтики». Дети получают возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, эстафетах, конкурсах.

Заключительная часть проекта - презентация «Этот удивительный космос».

Педагог готовит презентацию, дети активно помогают в подготовке, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Возможные риски в ходе реализации проекта.

Не желание отдельных родителей участвовать в проекте.

Путь преодаления рисков.

Пополнить знания родителей по теме.

Разработать нетрадиционные формы информирования.

Рассказать о значимости проекта для развития умственного, личностного и психологического развития ребёнка.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОО и возможности взаимодействия с социальными партнёрами.

Список литературы:

1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, Серия «Грамматика в играх и картинках» 2005г.

3.Е.А. Паникова, В.В. Инкина. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2011.

4. Какая планета самая большая: Энциклопедия для детей/ пер. с англ. Т. Покидаевой. – М.: Machaon, 2011. Серия «Хочу все знать».

5. Вселенная: Энциклопедия для детей/ пер. с фр. Н. Клоковой. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. Серия «Моя первая энциклопедия»

6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

9. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

10. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя

11.Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

II.14.Энциклопедия. «История открытий». - М.: РОСМЭН, 1995 г.

12. Публикации в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами...

Информационно-исследовательский проект "Загадочный космос" для детей старшей группы

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы....

Информационно-исследовательский проект «Загадочный космос».

Актуальность проекта: обусловлена тем, что современные художественные произведения, фильмы для детей дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают них отрицат...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

: Загадки Вселенной будоражат воображение всегда. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному, помочь ему узнат...

Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос».

Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос»....

Информационно- творческий проект "Загадочный космос"

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, побудить фантазию и воображение. Решая п...