Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 412.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Информационно - исследовательский проект
«Загадочный космос».
Воспитатель
Воронина О.В.
В ряду десятилетий, каждый год,
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
Название проекта: «Загадочный космос».
Номинация: «Окружающий мир».
Вид проекта: информационно- исследовательский
Автор проекта: Воронина Ольга Васильевна воспитатель первой квалификационной категории.
Актуальность проекта: обусловлена тем, что современные художественные произведения, фильмы для детей дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают них отрицательные эмоции.
Космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Система работы по проекту предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Новизна моего проекта заключается во внедрении новых форм работы с детьми и семьями воспитанников, направлена на всестороннее развитие детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств нравственных ценностей, обеспечение позитивной социализации, через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Объект: формирование у детей старшего дошкольного возраста реалистичных знаний о космическом пространстве, освоении космоса.
Предмет: процесс проведения проекта.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, социальные партнёры.
Цель проекта: знакомство детей с реалистичными понятиями о космосе, формирование творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности.
Задачи проекта:
Для детей:
- систематизировать представления детей о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
- расширить знания детей о государственных праздниках;
- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала;
- воспитание чувства гордости за достижения российских ученых, космонавтов;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для педагогов:
- вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя различные формы работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах всестороннего развития детей.
Долгосрочность проекта: краткосрочный 21 марта 13 апреля 2021 года.
Этапы:
1-этап: подготовительный 21-28 марта
2-этап: основной- практический 29 марта по7 апреля
3-этап: заключительный –итоговый 8-13апреля
Планируемый результат.
Дети:
- сформированность у детей знаний по теме «Космос»;
- сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
- сформированность эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира;
- заинтересованность детей темой о космосе, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Педагоги:
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
- развитие социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни в обществе.
Родители:
- проявление интереса к проекту;
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
- становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной подготовке и внедрении проекта;
- участие в празднике «День космонавтики».
Реализация проекта
I этап: подготовительный 21-28 марта
1.Определение темы проекта.
2.Формулировка цели и разбивка задач.
3. Составление паспорта.
4. Информированность родителей о предстоящей деятельности.
5. Подбор литературы, фотографий, плакатов о космосе, материалов для разработки конспектов образовательной деятельности, игр, развлечений.
6. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
1.Определение темы проекта.
Приглашение к участию в проекте, родителей, педагогов, детей, внесение предложений.
2.Формулировка цели и разбивка задач.
3. Составление паспорта.
4.Информированность родителей о предстоящей деятельности.
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций в рамках темы.
Изготовление костюмов для участия в развлечении, празднике.
5. Подбор литературы, фотографий, плакатов о космосе.
Разработка конспектов познавательной образовательной деятельности по теме.
Подбор материалов для осуществления продуктивной деятельности.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, беседы, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, развлечения, праздники, экскурсии.
Все эти формы служат достижению цели проекта – развитию социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни и в обществе.
Образовательные области | Мероприятие | Дата |
Познавательно-речевое, развитие. | Презентация на электронном носителе «Детям о космосе». Беседы: «Этот загадочный космос» (с использованием презентации), «Первый полёт Ю.А. Гагарина в космос», «Земля наш дом во Вселенной», «Солнечная система», «Герои космоса», Досуг «Большое космическое путешествие» Творческая игра «Полёт в космос» Организованная образовательная деятельность «Космос» Дидактические игры: «Угадай созвездие», «Что, лишнее». Экспериментирование «Солнечная система», «Солнце и Земля», «День и ночь». Наблюдение за звёздами в телескоп. | 29.03.2021г. 30.03.2021г. 31.03.2021г. 01.04.2021г. 04.04.2021г. 05.04.2021г. 06.04.2021г. 07.04.2021г. 08.04.2021г. с30.03 по 13.04.2021г. 04.04.2021г. 01.04.2021г. 05.04.2021г. |
Речевое Развитие. | Организованная образовательная деятельность: «Путешествие по солнечной системе», «Покорение космоса», «Загадочные планеты» Разучивание стихов Отгадывание загадок. Сочинение рассказов на тему: «Космические истории». «Развивающие игры: «Звездочёт», «Космические приключения». | 30.03.2021г. 01.04.2021г. 11.04.2021г. с30.03. по11.04.2021г. |
Художественно-эстетическое развитие | Слушание музыкального произведения: А. Артемьева «Космическая сюита». Организованная образовательная деятельность Рисование: «Звёздная фантазия», Аппликация: «Каким мы видим космос». Лепка: «На космодроме» Ручной труд: «Ракета». Конструирование: «Конструкторы ракет». Ознакомление с художественной литературой: К. А Гильзин «Три… Два…Один…Поехали». П.Ф. Клутанцев «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите». Стихотворение А. Хайт «По порядку все планеты». В. Вайнович «Четырнадцать минут до старта». Сказки: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Небесный олень». Тематическая викторина «Будущие космонавты» Праздник «День космонавтики» Презентация «Будущие космонавты». | 29.03.2021г. 04.04.2021г. 31.03.2021г. 06.04.2021г. 11.04.2021г. с30.03. по11.04.2021г. 07.04.2021г 12.04.2021г. 13.04.2021г. |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Космос», «Космические приключения», «На космической станции». Экскурсия совместно с родителями в Детскую библиотеку. Оформление выставки «Загадочный космос». Развлечение «Дорога в космос» | С 30.03 11.04. 2021г. 01.04.2021г 05.04.2021г. 01.04. 2021г. |
Физическое развитие | Подвижная игра:«Прыгуны»,«Инопланетяшки», «Нарисуй солнышко», «Космонавты»,«Золотые ворота», «Планета строится». Развлечение «Путешествие в космос» | с 30.03 по 13.04.2021г. 08.04.2021г. |
Работа с родителями | Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству. Консультация: «Что рассказать детям о космосе?», «Детям о космосе». Экскурсия совместно с родителями в Детскую библиотеку. Оформление выставки «Загадочный космос». Презентация «Будущие космонавты». | 21.03.2021г. 23.03.2021г. 29. 03.2021г. 01.04.2021г 05.04.2021г. 13.04.2021г. |
2 этап: основной -практический 29 марта по7 апреля
1. Проведение мероприятий по разработанной технологии.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
Реализации проекта проводится в соответствии с интеграцией образовательным областей:
- познание (формирование целостной картины мира);
- художественное творчество;
- чтение художественной литературы;
- музыка;
- физическая культура;
- труд;
-коммуникация;
- социализация.
Формы проведения: непосредственно образовательная деятельность, беседы, наблюдения, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Работа по проекту осуществляется в соответствии с тематическим планом проведения мероприятий.
Формы проведения мероприятий:
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- наблюдения;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Для работы по проекту в различных направлениях, в предметно-пространственной среде группы создаются центры:
- познавательный - «Лаборатория космического корабля»;
- моделирование - «Космодром»;
- игровой - «Космическая игратека»;
- книжный - «Космические происшествия»;
- художественно-творческий - «Космическая мастерская»;
- физкультурный - «Космический спортзал»;
- музыкальный - «Космическая музыка».
Детям предлагается наглядный и дидактический материал: карты-схемы «Спутники земли», «Солнечная система», «Планеты». Карта звёздного неба, иллюстрации, фотографии, глобус.
В процессе деятельности у детей формируются навыки:
- моделирования,
- рассуждения,
- анализа.
Работа проходит последовательно, систематично.
При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности каждого ребёнка. Содержание деятельности ориентируется на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получают представление о планетах Солнечной системы, о земле как планете, солнце как звезде - форме, размере, движении земли вокруг солнца и своей оси. Закрепляют знания о первом космонавте России – Юрии Гагарине, первом выходе человека в открытый космос. Знакомятся со значением новых слов «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствует развитию:
- логического мышления,
- творческого воображения,
- умению устанавливать причинно-следственные связи.
При реализации проекта используются вариативные формы работы:
- проблемно-поисковые ситуации,
- интеграция,
- комплексное обучение,
- разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание уделяется проектированию проблемных ситуаций обеспечивающих позитивную мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы комплектуется по принципу тематического планирования:
- при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
- все виды деятельности продолжают данную тему;
- родителям предлагаются рекомендации, советы, проводятся консультации по проведению наблюдений, домашнему чтению детям;
- праздники, развлечения помогают закреплять и совершенствовать знания детей, дают возможность реализовать эти знания в играх.
При проектировании роботы должны соблюдаться дидактические принципы:
- взаимосвязь всех видов деятельности;
- последовательность;
- систематичность;
- повторяемость;
- наглядность.
Для познавательного развития с детьми проводятся еженедельные беседы на темы:«Этот загадочный космос» (с использованием презентации),
«Первый полёт Ю.А. Гагарина в космос»,«Земля наш дом во Вселенной»,
«Солнечная система», «Герои космоса».
Цель данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
При подготовке к художественной деятельности детям читают художественную литературу: К. А. Гильзина «Три…Два…Один…Пуск…». Сказки: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Небесный олень».
Дети рисуют по темам «Звёздная фантазия». Выполняют аппликацию «Каким мы видим космос».
Лепят по теме:«На космодроме». Рисуют по теме: «Звёздная фантазия» Конструируют, создают макеты «Ракет». Все эти поделки выставляются на выставке «Загадочный космос».
Знания о Вселенной, о первом космонавте, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дети получают в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых, дидактических игр.
Цель- закрепление полученных знаний и активизация желания получить новые.
Результативной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучаемой теме. Родители вместе с детьми создают макеты, приносят рисунки, фотографии, коллажи, участвуют в сборе наглядной информации для выставок.
3 этап: заключительный- итоговый с8-13апреля
- Выявление знаний детей о космосе (детям задаются те же вопросы, что и в начале работы по проекту)
- Информирование родителей о полученных детьми знаниях о космосе.
- Оформление итоговой выставки работ детей и родителей.
Продукт проекта
Дети:
- конструирование ракеты и звездолёта из бумаги, коробок, бросового материала;
- лепка «На космодроме»;
- ручной труд «Ракета»
- работа с бросовым материалом макет «Космический коллаж»;
- выставка книг о космосе;
- разгадывание ребусов о планетах.
Педагоги:
- разработка тематического проекта по теме: «Загадочный космос» для детей и взрослых;
- подбор компьютерных презентаций;
- выставка книг, энциклопедий о космосе;
- подбор материала для родителей: папки-раскладки, буклеты;
- подбор консультаций и рекомендаций по прочтению литературы с детьми;
- изготовление картотеки подвижных игр по теме.
Родители:
- информационные стенды и газеты о космонавтах к Дню космонавтики;
- выставка работ и поделок (выполненных в самостоятельной и совместной с детьми деятельности);
- оформление выставки «Загадочный космос».
- изготовление костюмов к празднику «День космонавтики»
Итогом работы по проекту является познавательно-тематический праздник «День космонавтики». Дети получают возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, эстафетах, конкурсах.
Заключительная часть проекта - презентация «Этот удивительный космос».
Педагог готовит презентацию, дети активно помогают в подготовке, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Возможные риски в ходе реализации проекта.
Не желание отдельных родителей участвовать в проекте.
Путь преодаления рисков.
Пополнить знания родителей по теме.
Разработать нетрадиционные формы информирования.
Рассказать о значимости проекта для развития умственного, личностного и психологического развития ребёнка.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОО и возможности взаимодействия с социальными партнёрами.
Список литературы:
1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, Серия «Грамматика в играх и картинках» 2005г.
3.Е.А. Паникова, В.В. Инкина. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2011.
4. Какая планета самая большая: Энциклопедия для детей/ пер. с англ. Т. Покидаевой. – М.: Machaon, 2011. Серия «Хочу все знать».
5. Вселенная: Энциклопедия для детей/ пер. с фр. Н. Клоковой. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. Серия «Моя первая энциклопедия»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
9. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
10. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя
11.Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
II.14.Энциклопедия. «История открытий». - М.: РОСМЭН, 1995 г.
12. Публикации в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»
Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...
Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками...
Информационно-исследовательский проект "Загадочный космос" для детей старшей группы
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы....
Информационно-исследовательский проект «Загадочный космос».
Актуальность проекта: обусловлена тем, что современные художественные произведения, фильмы для детей дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают них отрицат...
Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"
: Загадки Вселенной будоражат воображение всегда. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному, помочь ему узнат...
Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос».
Информационно - исследовательский проект «Загадочный космос»....
Информационно- творческий проект "Загадочный космос"
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, побудить фантазию и воображение. Решая п...