Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом». Программное содержание: знакомить с осенним явлением природы - листопадом; показать значение листопада для жизни растений и животных зимой; формировать любознательность и умение наблюдать; закрепить название деревьев, их особенности; побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей и заключений. Материал и оборудование: гербарий из листьев деревьев, 2 мяча, 2 скакалки, веточка дерева, пластилин, семена клена. Словарная работа: листопад, ветрено, разноцветные, шуршат. Цвета и оттенки: желтые, красные, золотисто-оранжевые, лимонно-желтые. Практическая часть: сравнить деревья рябины и клена в период ранней и поздней осени, провести сравнительный анализ. Игровая мотивация: пришло письмо-приглашение от осени на прогулку посмотреть на ее волшебство. Ход прогулки: 1. Актуализация знаний детей. Дети и воспитатель выходят на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на состояние погоды и окружающую природу. • Какая погода? (дует ветер, пасмурно, прохладно и т.д.) • Обратите внимание на деревья, что с ними происходит? ( листья краснеют, желтею, падают) Художественное слово: Листики кружатся, Падают в лужицы, Ветки гнутся и шуршат, Тихо шепчут: “Листопад!“ Листопад, листопад, Засыпает старый сад! • Загадка: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» спросим Нам ответят: Это…..( осень) Воспитатель: - Правильно. Сейчас хозяйничает художница-осень. Она не жалеет красок для деревьев, кустарников и раскрашивает их листву. Какие деревья вам известны? (дуб, рябина, береза и т.д.) Воспитатель предлагает рассмотреть листья на деревьях и отмечает с детьми, какого они цвета (красные, желтые, золотисто-оранжевые, лимонно-желтые). Одним словом – разноцветные. - Началась пора листопада: деревья теряют свой летний убор – листья высыхают, слабее удерживаются на ветках и опадают. Почему? - Сильный листопад случается в ветреную погоду. Почему? Чем сильнее ветер, тем больше опадает листьев. - Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни деревьев от мороза, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества. Еж и медведь собирают душистые сухие листья. Для чего? Они утепляют ими свое зимнее жилище. • НАРОДНАЯ ПРИМЕТА: Поздний листопад – неурожайный год. Практическая часть: Сбор осенних листьев в красивый осенний букет. • Д/И «НАЗОВИ ПО ДРУГОМУ» Лист березы – березовый Лист ивы - ивовый Лист дуба – дубовый Лист тополя - тополиный Лист липы – липовый шишка сосны – сосновая Лист осины – осиновый шишка ели – еловая Лист клена – кленовый ветка рябины – рябиновая • П/И «Мышеловка» • М п/и «Море волнуется» • Д/И «С какого дерева листок?» Индивидуальная работа: 1. Игровое упражнение с мячом в паре; отбивание мяча от земли. 2. Прыжки через скакалку 3. Сбор листьев определенного колличества и цвета 4. Назови окружающие предметы круглой, овальной, треугольной, квадратной формы. Труд: Осенний букет из веточки дерева, семян клена. • П/И «Хитрая лиса» ИТОГ: Воспитатель. О каком природном осеннем явлении мы говорили и наблюдали за ним? ЗАГАДКА: Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся, Сбрасывает листья сад – Это просто - …(листопад). Какую пользу он приносит? Рассмотреть получившиеся осенние букеты, порадоваться. Поблагодарить и похвалить детей за активное участие и ответы, труд. Отметить подарками от осени.
|