Авторская программа "Мой мир"
план-конспект занятия (младшая группа)

Захарова Татьяна Владимировна

Программа направлена на развитие познавательных способностей в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mir.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                               Программа по курсу

                                                       «Мой мир».

            (познавательное развитие для детей первой младшей группы)    

                                                Пояснительная записка                                                                 

          Ребёнок рождается и сразу попадает в окружение близких людей, которые его любят, оберегают, заботятся.  От родителей ребёнок получает первые представления и знания о ближайших  предметах и явлениях окружающего мира. Всё, что окружает ребёнка, вызывает большой интерес.

     Но современные родители предпочитают сами получать информацию не в справочниках и книгах, а из интернета. Очень часто маленькие дети много времени проводят за компьютером, телефоном или планшетом. Они смотрят мультфильмы, играют в развивающие игры. Но им не хватает общения взрослых, сверстником, у них недостаточно развита речь, нет интереса к окружающему миру.

            В этом учебном году я набрала группу детей в возрасте 2 лет. Я заметила, что дети любознательны, любопытны, им хочется всё узнать, изучить.  Но в силу возраста они не умеют играть, общаться.                        

  Передо мной встал вопрос: как познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его многообразие, показать взаимосвязи ? Я разработала программу по курсу кружковой работы «Мой мир».

      Программа включает в себя:

- Игры на развитие познавательной активности;                                                                                                  - -Игры на обогащение словаря;                                                                                                           -Игры на развитие двигательной активности;                                                                                               -Игры на развитие речи;                                                                                                            - Задания на развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;                                                          -Рассматривание иллюстраций;                                                                                         -Сюжетные игры.  

    Для определения уровня усвоения программы будет проведена диагностика. Кружковая работа будет проводиться один раз в неделю по десять минут.

   

   Задачи: 1. Формировать умения детей выполнять задания и упражнения на укрепление артикуляционного аппарата.                                   2.Упражнять в умении составлять небольшой связный рассказ по картинке или по произведению.                                                                         3. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным предложением.                                                                                                               4. Развивать навыки заучивания небольшого произведения, рассказывать громко, выразительно.                                                           5.Обогащать словарный запас детей.

Цель: Познакомить детей с предметами и явлениями окружающего мира, видеть его разнообразие.

          Перспективный план кружковой работы «Мой мир»

  №

  дата

           Задачи

             Приёмы

    Примечание

1.

«Игрушки»

Формировать знания о окружающих предметах-игрушках, развивать знания о цвете, форме, размере игрушки, её назначении.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2.

«Наша группа»

Развивать знания детей о помещениях группы, их названия и назначения.

Экскурсия по группе детского сада.

3.

 «Громко-тихо»

Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Дидактическая игра «Громко-тихо» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.30)

4.

«Овощи»

Формировать знания о овощах, вкусовых качествах, возможности приготовления блюд.

Рассматривание овощей (огурец, помидор, лук, картофель, морковь).

Дидактическая игра «Что растёт в огороде» (Картотека игр для детей первой младшей группы)

5.

«Осень»

Формировать у детей знания о времени года –осень, о сезонных изменениях в природе.

Игра на внимание «Солнце или дождик?» (Т.В. Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.22)

6.

«Что растёт в лесу?»

Развивать знания детей о растительном мире леса.

Игра – путешествие              « Прогулка в лес»

7.

«Разные звуки»

Формировать знания детей ор разных по громкости звуках, которые можно услышать в окружающей обстановке, развивать внимание.

Упражнение «громко и тихо» (Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей» стр.131)

8.

«Учим цвета»

Упражнять детей в умении различать основные цвета, подбирать по цвету предметы.

Дидактическая игра «Собери капельки в стакан» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей» стр.36)

9.

«Осенние листочки»

Формировать знания о времени года-осень, расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Рассматривание осенних листочков, дидактические игры «Листопад», «Соберём листочки в корзинку»

10.

«Я-человек»

Упражнять детей в умении различать и называть части тела

Упражнение «Прятки» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.75)

11.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Формировать знания детей о мяче-различать форму, цвет, размер.

Дидактические игры с мячами                                «Дальше и выше»,             «Кидаем мячики» (Т.В. Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр. 106)

12.

«Большие и маленькие»

Упражнять детей в умении различать большие и      маленькие   предметы, составлять группу из предметов определённого размера.

Дидактическая игра «Покажи бусы» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей» стр.62)

13.

«Музыкальные игрушки»

Развивать у детей устойчивость слухового внимания, умение различать инструмент на слух по звучанию.

Упражнение «Угадай,на чём играю?» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.24)

14.

«Кто нас лечит»

Формировать знания детей о профессии врача, учить выполнять игровые действия, развивать сюжет игры.

Рассматривания предметов необходимых врачу. Сюжетная игра «Зайчик заболел»

15.

«Профессии. Шофёр»

Формировать представления детей о профессии-шофёр, познакомить с действиями, которые выполняют люди этой профессии.

Рассматривание атрибутов, которые нужны для игры. Сюжетная игра «Автобус»

16.

«Профессии.  Продавец»

Формировать знания детей о профессии продавец, активизировать словарный запас детей.

Сюжетная игра «Магазин»

17.

«Зимушка-зима»

Формировать знания детей о времени года зима, уметь определять изменения в природе зимой.

Рассматривание иллюстраций о зиме, упражнение «Снежинки» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.39)

18.

«Зимние забавы»

Обогащать знания детей о времени года –зима, о зимних забавах.

Музыкальная игра «Саночки», подвижная игра «Снежки»

19.

«Любимый праздник-Новый год»

Расширять знания детей о празднике-Новый год, познакомить с традициями праздника, Повторить                    с детьми цвета и формы  игрушек.

Рассматривание новогодних игрушек, открыток.

Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

20.

«Водичка-водичка»

Развивать знания о
вызвать интерес от проводимых опытов с водой.

Дидактические игры «Какая водичка», «Тонет- не тонет», «Разноцветная вода» (Картотека игр для детей первой младшей группы)

21.

«Учимся умываться»

Закрепить навыки умывания.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю умываться», пение потешки «Водичка, водичка».

22.

«Домашние животные»

Развивать умение детей различать домашних животных, называть их особенности повадки, произносить звукоподражание.

Рассматривание иллюстраций о домашних животных, упражнение «Кто как кричит?» (Т.В.Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» стр.49)

23.

«Большие и маленькие»

Развивать умение детей называть животное и их детёнышей»

Рассматривание иллюстраций из серии «Животные и их детёныши», проговаривание потешек «Киска, киска, киска брысь», «Заинька»

24.

«Кто что ест?»

Развивать представление детей о пище, которые едят домашние животные.

Дидактическая игра «Кто что ест?» (Т.В.Галантова               « Развивающие игры для малышей до трёх лет» стр.194)

25.

«Кто живёт в лесу?»

Формировать знания детей о диких животных, их особенностях и повадках.

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные», подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»

26.

«Что нарисована на картинке»

Учить детей называть изображения на картинке, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Рассматривание иллюстраций. (Картотека игр для детей первой младшей группы)

27.

«Одежда»

Формировать знания детей о                 предметах одежды и                последовательности   одевания.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю одеваться на прогулку»

28.

«Мамин праздник»

Формировать знания детей о времени года-весна, признаков весны, первом весеннем празднике.

Рассматривание фотографий мам, беседа о празднике, слушание стихотворения о маме.

29.

«Учимся различать формы»

Учить различать и называть знакомые предметы: шарик, кубик, кирпичик, находить предметы по форме в окружающей обстановке.

Дидактическая игра «Что за форма?» (Картотека дидактических игр для детей первой младшей группы)

30.

«Весна-красна»

Формировать знания детей о времени года весна, определять признаки этого времени года.

Рассматривание иллюстраций о весне, чтение потешки «Солнышко-ведрышко», игра на речевое дыхание «Кораблик»

31.

«Знакомимся с мебелью»

Формировать знания детей о окружающих предметах- мебель, познакомить с назначением предметов мебели.

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов мебели. Рассказывание сказки «Три медведя»

32.

«Птицы»

Формировать знания о птицах, их повадках и особенностей.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

              Уровень освоения программы кружковой работы        

                                               «Мой мир»

Высокий: Ребёнок самостоятельно проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира, включается в игры, эксперименты, отвечает на простые вопросы воспитателя, называет знакомые предметы.

Средний: Ребёнок с помощью воспитателя включается в игры, с осторожностью подходит к новым предмета, интерес проявляет на непродолжительное время.

Низкий: Ребёнок даже с помощью взрослого не проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира, отказывается участвовать в коллективных играх и экспериментах.

                                          Литература:

Т.В. Галантова «Развивающие игры с малышами до трёх лет»

Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей»

Н.В.Новгоровцева «Развитие речи детей»

Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»

Картотека «Дидактические игры для детей первой младшей группы»

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....