Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Весна»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Весна»
Цель:
Обобщить и систематизировать с детьми знания о характерных признаках весны. Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны; учить грамотно, строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций; продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость.
Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Организационный момент:
«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?
Дети: Да.
Воспитатель:
Тогда послушайте загадку.
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица.
Дети: весна.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.
Ребята, но сегодня утром я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим!
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала:» Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван, но здесь что-то еще лежит. (Воспитатель достает желтый круг, разрезанный на части).
Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
«Назови правильно»
Воспитатель: Сколько времен года?
Дети: 4
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: 12
Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года?
Дети: 3
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: 7
Воспитатель: Сколько часов в сутки?
Дети: 24
Воспитатель: Назовите время суток.
Дети: утро, день, вечер, ночь
Воспитатель: Назовите приметы весны.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: ответы детей
Какой сейчас месяц?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А если нам сложить все детали, какая фигура получится?
Дети: круг
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: желтого
Воспитатель: На что же похож желтый круг?
Дети: на солнце
Воспитатель: А почему все-таки, наступает весна, в чем ее сила?
Дети: Солнце согревает нас своими лучами.
Воспитатель: Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.
А чего не хватает у нашего солнца?
Дети: лучей
Воспитатель: Поможем весне согреть землю?
Дети: Да
Воспитатель: Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания.
1 лучик: «Отгадайте загадки»
(Картинку с отгадкой выставить на мольберте или прикрепить к магнитной доске)
1. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
Дети: Сосулька
Воспитатель:
2. Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу…
Дети: Проталинки
Воспитатель:
3. Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит…
Дети: Капель
Воспитатель:
4. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит.
Дети: Солнце
Воспитатель:
5. Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый …
Дети: Ручей
Воспитатель:
6. Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопит берлогу,
Деревеньку и дорогу.
Дети: Половодье, паводок
Воспитатель:
7. Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют?
Дети: Ледоход
2 лучик:
Воспитатель: А теперь из предложенных картинок нужно выбрать весенние приметы.
Карточки: Сосульки, ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, посадка деревьев, просыпаются животные после спячки. Дети выполняют задание, раскладывая карточки на столе.
Воспитатель: Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
3 лучик: «Найди ошибку»
Воспитатель: А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.
Воспитатель: Пригрело солнце, потому что тает снег.
Дети: тает снег, потому что пригрело солнце
Воспитатель: Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
Дети: с юга прилетели птицы, потому что стало тепло
Воспитатель: Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
Дети: сажают деревья, потому что оттаяла земля
Воспитатель: Наступила весна, потому что прилетели грачи.
Дети: прилетели грачи, потому что наступила весна
Воспитатель: Пришла весна, потому что пробудился медведь.
Дети: пробудился медведь, потому что пришла весна
Воспитатель: Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Подснежник, весна, листопад, грач.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Таять, капать, набухать, заготавливать.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Март, апрель, декабрь, май.
Дети: ответы детей
4 лучик:
Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
1. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо).
2. На дворе весна гуляет
Скоро бурый снег растает.
Там и тут бегут ручьи.
Гнёзда делают … (Грачи).
Воспитатель: Какие птицы возвращаются весной?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Как назвать этих птиц, одним словом?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Для чего им нужны гнёзда?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам.
Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах.
5 лучик:
Отгадайте загадки
1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник).
2. Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).
3. Он цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс).
4. Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан
Нежный, бархатный… (Тюльпан).
5. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик).
6. Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).
7. Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).
Физкультминутка.
Как весна с зимою повстречались, (повороты в стороны, руки на поясе)
Как зима с веною распрощались, (машут друг другу руками)
Как весна ручьями разливалась, (лодочка, руки вправо, влево,)
Как весна цветами распускалась, (присесть на корточки)
Как вставало утром солнце красное, (руки вверх, к центру круга)
Как светило людям оно ласково, как весну мы славим за ее дела,
Слава ей, что она пришла.
Воспитатель: Какие птицы прилетают самые первые весной?
Дети: ответы детей (Скворцы)
Воспитатель: В народе говорится так: «Скворцы прилетели, значит, весна пришла»
6 лучик:
«Посади скворца в скворечник»
Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример. На отдельном листе бумаги наклеены скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.
7 лучик:
Подвижная игра.
Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.)
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки вниз)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и трут плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Движение кистей рук, имитирующие падение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой и опускают вниз)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово.)
Пусть весна придет скорей!
8 лучик:
«Так или не так?»
Воспитатель: Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то, как надо поступить?
1 ситуация.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- а в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3 ситуация.
Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.
Правильно ли поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
4 ситуация.
После дождя дети пошли гулять во двор.
-Посмотри, сколько червячков!
-Давай соберём их и девчонок испугаем!
Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.
-Пойдём, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.
9 лучик:
«Назови, одним словом».
Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Ответьте на вопросы, одним словом.
Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют?
Дети: зимующие
Воспитатель: Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это?
Дети: насекомые
Воспитатель: Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?
Дети: птицы
Воспитатель: У какого дерева белый ствол?
Дети: у берёзы
Воспитатель: Как называется дом муравьёв?
Дети: муравейник
Воспитатель: Сколько ног у жука?
Дети: шесть
Воспитатель: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
Дети: кукушка
Воспитатель: Кто носит свой дом на спине?
Дети: улитка
Воспитатель: У какого зверя есть иголки?
Дети: у ежа
Воспитатель: Какого зверя можно назвать длинноухим?
Дети: зайца
Воспитатель: Сколько ног у паука?
Дети: восемь
Воспитатель: Чем в основном питаются перелётные птицы?
Дети: насекомыми
Воспитатель: Какая птица лечит деревья?
Дети: дятел
Воспитатель: Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
Дети: скворечник
Воспитатель: Какое растение помогает вылечить рану?
Дети: подорожник
Воспитатель: Кто в лесу плетёт паутину?
Дети: паук
Воспитатель: У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками?
Дети: у божьей коровки
Воспитатель: Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?
Дети: дикие
10 лучик:
Коллективный пересказ
Беседа по прочитанному.
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес. В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из-под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.
Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья. Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие. Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.
С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку. К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички. Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель: Что стало происходить в лесу?
Дети: Начал таять снег.
Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети: С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?
Дети: Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети: Из-под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель: Кто сидит на пеньке?
Дети: Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель: Кто очнулся от зимнего сна?
Дети: Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель: Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети: Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель: Что делал ежик на пригорочке?
Дети: Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель: Куда побежал ежик?
Дети: Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель: Чем питается голодный ежик?
Дети: Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель: Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети: Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель: Чем заняты муравьи?
Дети: С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель: Кто прилетел к старому пню?
Дети: Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель: Что они стали строить?
Дети: Стали они вместе строить гнездо.
Рефлексия
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну?
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети: дети вытаскивают ленту и говорят, за что они любят весну
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Солнышко
Воспитатель: А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.
Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.
Ребята, я приготовила для вас разные звёздочки. Каждый возьмёт себе 1 звезду.
Красную возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями.
Жёлтую возьмёт тот, кому только некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился.
Зелёную возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают звёздочку и объясняют свой выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».
Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Улицы моего города» ...
Конспект занятия по «Ознакомлению с окружающим миром» в подготовительной к школе группе на тему: «Семья и семейные ценности»
Цель: углубить представления воспитанников о семейных ценностях и традициях семьи, объединяющих родных и близких людей....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит над Бией град старинный»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...