Конспект НОД по экологии в старшей группе в соответствии с ФГОС Тема: «Зачем зимой снег?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сампурский филиал Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Берёзка»
Конспект НОД по экологии в старшей группе в соответствии с ФГОС
Тема: «Зачем зимой снег?»
Воспитатель:
Пудовкина Ольга Николаевна
Сампур 2020
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.
«Физическое развитие»
Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
«Речевое развитие»
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.
Методы и приемы:
практические: опыт, физкультминутка, демонстрация опыта
наглядные: презентация «Где и как рождается снег».
словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.
Материалы и оборудование:
Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно - исследовательская
Опыт — демонстрация «Снежинка - прозрачная, снег — белый», опыт со снегом, просмотр презентации «Откуда берется снег».
Игровая
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Коммуникативная
Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение сказки «Зачем зимой снег»
Двигательная
Физкультминутка «Снежинок хоровод»
Музыкальная
Музыкальное сопровождение физкультминутки
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Познавательный опыт
1.Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:
Бел как мел,
С неба прилетел,
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
– Да, это снег.
2. Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Воспитатель: А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля, особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)
3.Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».
«Перечислите мне, пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега».
Дети перечисляют хорошо (Строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.).
Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.
4. А вы знаете из чего состоит снег?
Дети: из снежинок.
Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.
Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие,
Вопрос: «Какого цвета снежинка?» Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок. Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.
5.Демонстрация опыта:
Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?
Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)
Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.
6.Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.
Дети смотрят фильм.
7.Воспитатель задает вопросы
- Что же такое снежинки?
-Где образуются снежинки?
-Все ли снежинки долетают до земли?
-Как падают снежинки?
-Почему не существует одинаковых снежинок?
Дети отвечают на вопросы:
- Снежинки это кристаллы льда;
-Снежинки образуются высоко в небе;
-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;
-Снежинки падают медленно;
Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.
Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.
8.Физкультминутка.
Снежинки.
(По тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела).
Падают снежинки, белые пушинки.
Падают на плечи
Падают на ножки,
Падают на щечки, также на ладошки.
Падают на грудку, падают на нос.
С северного полюса ветер их принес.
Воспитатель: давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).
9. Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег?»
Задает вопросы:
-Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?
-Почему для Зайца снег это плохо?
-Почему для Тетерева снег это хорошо?
-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?
-Что отвечали животные?
-Кто выиграл спор? Почему?
-Для чего же зимой снег?
Слушают сказку.
Отвечают на вопросы:
-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.
-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.
- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.
-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.
- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.
-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.
-Под снегом животным и растениям тепло.
9.Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.
Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.
Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.
10.Подведение итогов
Дети делятся своими впечатлениями после опыта.
Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивая друг друга.
Созданы условия для проявления положительных эмоций.
Сформирована мотивация, пополнен опыт умения отгадывать загадки, закреплено умение логически мыслить.
Закреплена эмоциональная отзывчивость, умение слушать взрослого, интерес к восприятию художественной литературы.
Расширено представление детей об окружающем мире, о свойствах и форме снежинок, узнали, почему снег белого цвета .
Расширен кругозор, любознательность, самостоятельность
Развито умение слушать, отвечать на вопросы, не перебивая друг друга, интерес к книгам, эмоциональная отзывчивость на стихи, сказку и музыкальное произведение , проявление положительных эмоций ■ :;
Развито умение выполнять инструкцию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии для старшей группы "Зимующие птицы" .
«Зимующие птицы»Цели: обобщить знания детей о зимующих птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в не...
Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прошла зима холодная»
Программное содержание:Уточнить представление детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очен...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»
Цель данного конспекта формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетны...
Конспект НОД по экологии в старшей группе образовательная область познавательное развитие тема: «Зимующие птицы»
Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....
Конспект НОД по экологии в старшей группе Тема: «Зачем зимой снег»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».Зад...