Лаборатория «Изучаем свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Руссу Виктория Валерьевна

Исследовательская деятельность  свойств воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_ood_2.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область:  Познавательное развитие

Возраст детей: старшая группа

Тема: Лаборатория  «Изучаем свойства воды»

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

- Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- Формировать навыки экспериментирования с водой.

- Воспитывать бережное отношение к воде; аккуратность при работе.

Словарная работа:  Лаборатория, Жидкость, Прозрачная, Растворитель, Текучесть

Оборудование:  стаканчики с водой, емкости различной формы, картинки с изображением машинок, камень, сахар – рафинад, растительное масло, одноразовые стаканчики, ложки, тарелки, салфетки

Этап ООД

Содержание

Организационный момент:

Что может быть прозрачней капельки воды,

На первый взгляд, конечно ничего,

Лишь только, любознательным

Она все тайны приоткроет,

Исследуй и познай ее.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.

«Лаборатория»

Ребята, что делают в лаборатории? Ответы

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Здесь мы будем проводить опыты с водой. Давайте я буду ученым, а вы маленькими исследователями. Надеваем шапочки, фартуки.

-Вспоминаем правила поведения о безопасности.

Основная часть:

Экспериментальная часть

Воспитатель:  Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Пролил воду, не беда!

Тряпка под рукой всегда!

1 ОПЫТ: Свойство 1: вода – это жидкость, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода – это жидкость .Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Вывод: Вода – не имеет запаха.

2 ОПЫТ: Свойство 2: Вода не имеет собственной формы

Обратите внимание на стаканы на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, и т.д

Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

3 ОПЫТ: Свойство 3: Вода прозрачна

Какова прозрачность воды?

В стакан с водой опускаем ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Дети ставят картинку за прозрачный стакан, картинка видна.

Вывод: Вода не имеет цвета- безцветна, она прозрачная.

4 ОПЫТ: Свойство 4: Вода – растворитель.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Мука, соль, сахар, раст.масло. А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Дети растворяя вещества.

Вывод:

 • Соль быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной;

• Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;

5 ОПЫТ. Свойство 5: Вода течёт, имеет текучесть. 

Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: Этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьём чай. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Физкультминутка «Лед-пар-вода»

Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.

Лед растает, и тогда будет из него... (вода)                   (дети «плавают»)

Если сильный-сильный жар, из водички будет... (пар)

дети изображают пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)

- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)

(дети «плавают»)

- Если холод вдруг придет, из водицы будет... (лед)

дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются

III. Заключительная часть

Воспитатель показывает «фокус» с помощью одного стакана с водой и одного листа бумаги.

Наливаем в стакан воду. Накрываем его листом бумаги.

Кладем ладонь сверху и, плотно прижимая листок к стакану, переворачиваем его вверх дном.

«Вода не выливается!»

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Рефлексия:

- Что нового узнали для себя?

- Что расскажите друзьям во дворе?

Покажите своим родителям фокус со стаканчиком и листом бумаги!

 


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Чижевский А. «Я познаю мир». Энциклопедия. Москва «Астрель», 2006 .
  2. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000
  3. Дмитриева О., Т. Максимова Т. «Окружающий мир». В помощь школьному учителю. Москва, 2010.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://www.portal-slovo.ru
  6. http://www.vodainfo.com

 

Опыты и эксперименты

Опыт «Имеет ли вода форму?»

Переливая воду из одного сосуда в другой, дети убеждаются, что вода

жидкая, течет, не имеет форму. Принимает форму того сосуда, в

который она налита.

 

Опыт «Спрячь игрушку в воде»

Дети опускают различные игрушки в емкость с водой и делают вывод, что

вода- прозрачная. Тяжелые предметы тонут, легкие плавают.

 

Опыт «Запах воды»

Убедившись в том, что вода не имеет запаха и своего вкуса у воды

нет, дети выжимают сок апельсина в емкость с водой и делают

вывод, что вода приобретает вкус и запах того вещества, которое добавили в воду.

    Опыт  «Играем с красками»

    познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при        помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

 

Опыт «Окрашиваем и замораживаем воду»

Дети окрашивают воду, разливают ее в формочки и выносят на улицу.

Делают вывод, что вода, растворяя некоторые вещества, приобретает их

цвет; при низких температурах превращается в твердое вещество – лед.

 

Опыт «Вода – растворитель разных веществ»

Детям предлагают положить в один стакан соль, в другой – песок, дети

рассказывают о результатах и делают вывод, что не все вещества растворяются в воде.

 

Опыт «Лед легче воды»

Дети помещают кусочки льда в емкость с водой, лед не тонет.

Делают вывод, что лед легче воды.

 

    Опыт  « Теплая и холодная вода»

    уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры   – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в       любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Конспект НОД по познавательному развитию  «Волшебница – вода

 Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Образовательные: Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса),

Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества), 3 мя агрегатными состояниями воды: твердым (лед), жидким, газообразным (пар).

Развивающие: Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связную речь детей,  умение отвечать на вопросы,  прививать бережное отношение к воде

Воспитательные: воспитывать:  интерес к опытно-экспериментальной  деятельности, аккуратность при проведении опытов

Активизировать словарь: опыт, лаборатория, исследования.

Оборудование и материал:  Одноразовая посуда – стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода , ведерко, термос с горячей водой, формочки с льдинками, тряпочка для стола, трубочки, соль, сахарный песок.

Ход работы:                                                        

Звучит мелодия"От улыбки".

В: «Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: - О чем мы сегодня будем говорить,  узнаете, отгадав загадку:

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варили нам супы,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды).

- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"

- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

 

Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».

Эксперимент №1 Вода - жидкость (установить, что вода- жидкость).

Воспитатель: Перед вами  два  пластиковых стаканчика.   Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?

Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.

Эксперимент №2 «Вкус воды» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?

Верно, попробовать.

Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой.. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?

В третий  стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?

Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?

Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, вода - безвкусная. Повторите.

Эксперимент №3 «Вода пропускает воздух» (установить, что вода пропускает воздух)

Воспитатель: Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что образуется? Вода пропустила воздух?

Какой вывод мы можем сделать?

Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.

Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)

А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?

Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)

Физминутка 
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.

В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.

Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.

-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.

Значит, вода может существовать в природе в виде пара.

Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).

Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают 
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются

Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.

Конспект НОД по познавательному развитию  «Волшебница – вода

 Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Образовательные: Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса),

Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества), 3 мя агрегатными состояниями воды: твердым (лед), жидким, газообразным (пар).

Развивающие: Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связную речь детей,  умение отвечать на вопросы,  прививать бережное отношение к воде

Воспитательные: воспитывать:  интерес к опытно-экспериментальной  деятельности, аккуратность при проведении опытов

Активизировать словарь: опыт, лаборатория, исследования.

Оборудование и материал:  Одноразовая посуда – стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода , ведерко, термос с горячей водой, формочки с льдинками, тряпочка для стола, трубочки, соль, сахарный песок.

Ход работы:                                                        

Звучит мелодия"От улыбки".

В: «Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: - О чем мы сегодня будем говорить,  узнаете, отгадав загадку:

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варили нам супы,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды).

- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"

- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

 

Стих:

Что может быть прозрачней капельки воды,

На первый взгляд, конечно ничего,

Лишь только, любознательным

Она все тайны приоткроет,

Исследуй и познай ее.

 

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.

Экспериментальная часть

Воспитатель:  Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!

Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».

Эксперимент №1 Вода - жидкость (установить, что вода- жидкость).

Воспитатель: Перед вами  два  пластиковых стаканчика.   Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?

Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.

Эксперимент №2 «Вкус воды» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?

Верно, попробовать.

Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой.. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?

В третий  стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?

Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?

Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, вода - безвкусная. Повторите.

Эксперимент №3 «Вода пропускает воздух» (установить, что вода пропускает воздух)

Воспитатель: Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что образуется? Вода пропустила воздух?

Какой вывод мы можем сделать?

Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.

Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)

А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?

Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)

Физминутка 
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.

В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.

Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.

-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.

Значит, вода может существовать в природе в виде пара.

Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).

Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...