Лаборатория «Изучаем свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
Образовательная область: Познавательное развитие
Возраст детей: старшая группа
Тема: Лаборатория «Изучаем свойства воды»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
- Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Формировать навыки экспериментирования с водой.
- Воспитывать бережное отношение к воде; аккуратность при работе.
Словарная работа: Лаборатория, Жидкость, Прозрачная, Растворитель, Текучесть
Оборудование: стаканчики с водой, емкости различной формы, картинки с изображением машинок, камень, сахар – рафинад, растительное масло, одноразовые стаканчики, ложки, тарелки, салфетки
Этап ООД | Содержание |
Организационный момент: | Что может быть прозрачней капельки воды, На первый взгляд, конечно ничего, Лишь только, любознательным Она все тайны приоткроет, Исследуй и познай ее. Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию. «Лаборатория» Ребята, что делают в лаборатории? Ответы Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Здесь мы будем проводить опыты с водой. Давайте я буду ученым, а вы маленькими исследователями. Надеваем шапочки, фартуки. -Вспоминаем правила поведения о безопасности. |
Основная часть: | Экспериментальная часть Воспитатель: Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда! 1 ОПЫТ: Свойство 1: вода – это жидкость, не имеет запаха Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Вода – это жидкость .Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха. Вывод: Вода – не имеет запаха. 2 ОПЫТ: Свойство 2: Вода не имеет собственной формы Обратите внимание на стаканы на их форму. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, и т.д Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой. Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. 3 ОПЫТ: Свойство 3: Вода прозрачна Какова прозрачность воды? В стакан с водой опускаем ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Дети ставят картинку за прозрачный стакан, картинка видна. Вывод: Вода не имеет цвета- безцветна, она прозрачная. 4 ОПЫТ: Свойство 4: Вода – растворитель. Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Мука, соль, сахар, раст.масло. А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Дети растворяя вещества. Вывод: • Соль быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной; • Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными; 5 ОПЫТ. Свойство 5: Вода течёт, имеет текучесть. Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое? Вывод: Этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьём чай. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Физкультминутка «Лед-пар-вода» Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать. Лед растает, и тогда будет из него... (вода) (дети «плавают») Если сильный-сильный жар, из водички будет... (пар) дети изображают пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф) - Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу) (дети «плавают») - Если холод вдруг придет, из водицы будет... (лед) дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются |
III. Заключительная часть | Воспитатель показывает «фокус» с помощью одного стакана с водой и одного листа бумаги. Наливаем в стакан воду. Накрываем его листом бумаги. Кладем ладонь сверху и, плотно прижимая листок к стакану, переворачиваем его вверх дном. «Вода не выливается!» Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает. На плите у вас кипит, паром чайника шипит, Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! |
Рефлексия: | - Что нового узнали для себя? - Что расскажите друзьям во дворе? Покажите своим родителям фокус со стаканчиком и листом бумаги! |
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Чижевский А. «Я познаю мир». Энциклопедия. Москва «Астрель», 2006 .
- Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000
- Дмитриева О., Т. Максимова Т. «Окружающий мир». В помощь школьному учителю. Москва, 2010.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.vodainfo.com
Опыты и эксперименты
Опыт «Имеет ли вода форму?»
Переливая воду из одного сосуда в другой, дети убеждаются, что вода
жидкая, течет, не имеет форму. Принимает форму того сосуда, в
который она налита.
Опыт «Спрячь игрушку в воде»
Дети опускают различные игрушки в емкость с водой и делают вывод, что
вода- прозрачная. Тяжелые предметы тонут, легкие плавают.
Опыт «Запах воды»
Убедившись в том, что вода не имеет запаха и своего вкуса у воды
нет, дети выжимают сок апельсина в емкость с водой и делают
вывод, что вода приобретает вкус и запах того вещества, которое добавили в воду.
Опыт «Играем с красками»
познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Опыт «Окрашиваем и замораживаем воду»
Дети окрашивают воду, разливают ее в формочки и выносят на улицу.
Делают вывод, что вода, растворяя некоторые вещества, приобретает их
цвет; при низких температурах превращается в твердое вещество – лед.
Опыт «Вода – растворитель разных веществ»
Детям предлагают положить в один стакан соль, в другой – песок, дети
рассказывают о результатах и делают вывод, что не все вещества растворяются в воде.
Опыт «Лед легче воды»
Дети помещают кусочки льда в емкость с водой, лед не тонет.
Делают вывод, что лед легче воды.
Опыт « Теплая и холодная вода»
уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница – вода
Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Образовательные: Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса),
Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества), 3 мя агрегатными состояниями воды: твердым (лед), жидким, газообразным (пар).
Развивающие: Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связную речь детей, умение отвечать на вопросы, прививать бережное отношение к воде
Воспитательные: воспитывать: интерес к опытно-экспериментальной деятельности, аккуратность при проведении опытов
Активизировать словарь: опыт, лаборатория, исследования.
Оборудование и материал: Одноразовая посуда – стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода , ведерко, термос с горячей водой, формочки с льдинками, тряпочка для стола, трубочки, соль, сахарный песок.
Ход работы:
Звучит мелодия"От улыбки".
В: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: - О чем мы сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варили нам супы,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (воды).
- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».
Эксперимент №1 Вода - жидкость (установить, что вода- жидкость).
Воспитатель: Перед вами два пластиковых стаканчика. Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?
Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.
Эксперимент №2 «Вкус воды» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?
Верно, попробовать.
Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой.. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?
В третий стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?
Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?
Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?
Правильно, вода - безвкусная. Повторите.
Эксперимент №3 «Вода пропускает воздух» (установить, что вода пропускает воздух)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что образуется? Вода пропустила воздух?
Какой вывод мы можем сделать?
Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.
Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)
А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?
Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?
Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
Физминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.
В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.
Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.
-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.
Значит, вода может существовать в природе в виде пара.
Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются
Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница – вода
Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Образовательные: Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса),
Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества), 3 мя агрегатными состояниями воды: твердым (лед), жидким, газообразным (пар).
Развивающие: Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связную речь детей, умение отвечать на вопросы, прививать бережное отношение к воде
Воспитательные: воспитывать: интерес к опытно-экспериментальной деятельности, аккуратность при проведении опытов
Активизировать словарь: опыт, лаборатория, исследования.
Оборудование и материал: Одноразовая посуда – стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода , ведерко, термос с горячей водой, формочки с льдинками, тряпочка для стола, трубочки, соль, сахарный песок.
Ход работы:
Звучит мелодия"От улыбки".
В: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: - О чем мы сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варили нам супы,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (воды).
- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Стих:
Что может быть прозрачней капельки воды,
На первый взгляд, конечно ничего,
Лишь только, любознательным
Она все тайны приоткроет,
Исследуй и познай ее.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.
Экспериментальная часть
Воспитатель: Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!
Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».
Эксперимент №1 Вода - жидкость (установить, что вода- жидкость).
Воспитатель: Перед вами два пластиковых стаканчика. Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?
Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.
Эксперимент №2 «Вкус воды» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?
Верно, попробовать.
Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой.. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?
В третий стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?
Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?
Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?
Правильно, вода - безвкусная. Повторите.
Эксперимент №3 «Вода пропускает воздух» (установить, что вода пропускает воздух)
Воспитатель: Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что образуется? Вода пропустила воздух?
Какой вывод мы можем сделать?
Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.
Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)
А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?
Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?
Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
Физминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.
В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.
Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.
-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.
Значит, вода может существовать в природе в виде пара.
Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).
Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...