Занятия по ознакомлению с окружающим " Соль - неизвестное об известном"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию бережного отношения к природе и ее ресурсам, способности видеть и желание сохранить красоту окружающего мира. Побуждает к исследаваниям и экспериментам в неизученных облостях, развитию творческих способностей и любознательности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Соль - неизвестное об известном» для детей подготовительной группы.
Цель:
Расширить и обобщить представления детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Развивать познавательные способности у детей через экспериментирование; речевую и мыслительную активность; творческие способности, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе; учить соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, прививать навыки бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Беседы: « Что мы знаем о соли?», « Соль - польза и вред».
Просмотр мультфильмов: «Познавака - что такое соляные пещеры?», Лунтик и его друзья «Солёный чай».
Чтение художественной литературы: «Сказка про Ивана-купца», словацкая народная сказка «Соль и золото».
Материалы и оборудование:
Разные виды соли (мелкого и крупного помола, йодированная, морская), лупа, одноразовые стаканчики, ложки, блюдца, пипетки, куриные яйца, пищевой краситель, альбомные листы А-4, клей ПВА, кисточки для клея, гуашь.
Ход занятия.
В: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку.
Рассказать обо мне хоть немного позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и не вкусно, и повар не рад.
В рану, в глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?
В: Правильно – это соль. Вот о ней мы сегодня и поговорим.
Кто из вас может ответить на вопросы: Что такое соль? Для чего она нужна? (Ответы детей).
В: Правильно. А я дополню ваши ответы.
Соль – это полезное ископаемое, минерал, который люди используют не только для приготовления пищи, но и в других областях нашей жизни. Существует множество видов соли, но человек использует в основном такие: каменная (неочищенная), поваренная (очищенная), а также крупная и мелкая, йодированная и морская соль. Она бывает разного размера и цвета. Соль добывают под землёй на глубине трёхсот метров с помощью специальной техники, а также из вод всех наших морей, в соляных озёрах. Затем соль перерабатывают и отправляют в наши магазины, где мы её и покупаем. Соль - это ценнейший дар людям, который даёт нам наша богатейшая планета Земля. Чтобы сохранить эти богатства мы должны научиться любить и беречь её. Соль очень важна для жизни и здоровья человека, она содержится во всех продуктах, которые мы употребляем.
Люди издавна ценили полезные свойства соли, и это отражалось в народном творчестве. Существует множество пословиц и поговорок, например:
Соли не жалей, так и есть веселей.
Щепотка соли делает сахар слаще.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Без соли - хлеб не еда.
Как вы думаете, ребята, что означают эти слова? (Обсуждение с детьми смыслового значения пословиц).
Также есть и много сказок о соли. Вспомните сказки, которые мы с вами читали (ответы детей).
Но, важно знать, что использование соли в больших количествах вредит здоровью и может вызвать различные заболевания.
Давайте немного отдохнём и подвигаемся. Физкультминутка.
Тихо встали, улыбнулись, выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали, и на месте побежали.
А сейчас мы с вами отправимся в мини-лабораторию для наших исследований. В ней мы будем проводить опыты и эксперименты с солью, и определим, какими свойствами она обладает.
В: Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
1. Соблюдать тишину.
2.Не бегать.
3. Не толкаться.
4. Не трогать руками лицо, особенно глаза.
5. Нельзя нюхать и пробовать на вкус исследуемый материал, без разрешения воспитателя.
Теперь мы можем приступить к работе.
Перед вами на столах стоят по два блюдца, в одном из них насыпана соль в другом мука. Попробуйте описать свойства этих продуктов и определить, в каком блюдце соль, а в каком мука. Дети дают разные варианты ответов, воспитатель добавляет те, что не назвали.
Молодцы, ребята! Мы выяснили, в каком блюдечке насыпана соль.
Перед детьми выставляются блюдца с солью мелкого помола и с морской (подкрашенной) солью.
В: А сейчас, я предлагаю вам сравнить разные виды соли. Назовите их сходства и отличия. Варианты ответов детей: по цвету, по размеру, по форме.
В: Молодцы! И с этим заданием вы справились!
Теперь наступило время практической работы.
Дети работают самостоятельно и опытным путём подтверждают ранее определённые свойства соли.
1. С помощью лупы увидели, что соль состоит из кристаллов.
2. Тихонько подули, кристаллики разлетаются.
3. В стаканчик насыпаем соль, капаем в него из пипетки воду. Где вода? Впиталась.
4. А теперь нальём в стаканчик много воды и помешаем ложкой, что получилось? Соль растворилась.
5. Возьмём второй стаканчик и нальём в него простую воду, а теперь опустим в стаканчики по одному яйцу. В стаканчике, где в воде растворили соль, яйцо не опустилось на дно, а в стаканчике с простой водой яйцо утонуло.
В: А теперь, проделав ряд опытов, вы можете сделать выводы о свойствах соли.
1. Соль состоит из кристаллов.
2. Она сыпучая.
3. Соль впитывает небольшое количество воды.
4. Соль растворяется в большом объёме воды.
5. Солёная вода имеет высокую плотность и может удерживать предметы.
В: Ребята, вы провели сегодня очень большую и серьёзную работу, как настоящие учёные занимались исследованиями и проводили опыты. Вы большие молодцы! Предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую и закрепить полученные знания и умения рисованием в нетрадиционной технике.
Творческая мастерская. Нетрадиционная техника рисования. Соль, гуашь, клей. Тема: «Новогодние игрушки».
1. Простым карандашом рисуем эскиз.
2. На поверхность рисунка, с помощью кисти, наносим клей ПВА.
3. Насыпаем соль на рисунок.
4. Даём подсохнуть, убираем лишнюю соль.
5. Раскрашиваем гуашью в яркие цвета.
Поставленные цели и задачи для данного проекта выполнены. Первичные представления о соли и её свойствах сформированы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Игровое занятие по ознакомлению с окружающим "Всем известно, что земля начинается с Кремля"
- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитниках древней Руси;- дать представление о первой пе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью «Неизвестная планета. Извержение вулкана» в подготовительной группе
занятие содержит эксперимент....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Соль- неизвестное об известном" для детей подготовительной группы.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Соль- неизвестное об известном"....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для детей 6-7лет «Удивительная соль»
Развивать познавательные способности, расширять и закреплять знание детей о свойствах воды (на примере опытов ), рассказать и показать детям ( на примере опытов ) о свойствах соли....
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....