конспект занятия по окружающему миру зима
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

занятие по окружающему миру в старшей группе "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега. 
Задачи.

Образовательные: обобщить представление детей о зиме; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.

Развивающие: формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения;

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и  интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие

 Методы и приемы:
Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты)
Использование природного материала – снега.
Словесные методы (беседа, использование художественного слова –загадки, стихотворения  о зиме, вопросы поискового характера) .
Оборудование и материалы:, картинки-загадки, письмо,  инвентарь для опыта со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой.
Раздаточный: снежинки из бумаги
Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И. Чайковского «Декабрь-Вальс».

Ход ООД:
В: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.
Все вместе: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, милые дети
Вы прекрасней всех на свете! 
В: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе  откроем и прочтем его.
Так начинается письмо:
«Я не был у вас очень давно
Друзья, нам встретиться пора
До скорой встречи, детвора!» Снеговик.
В: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима)
В: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)
В: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама.
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
В: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) 
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) 
- Какая погода бывает зимой? 
- Что происходит зимой на водоёмах? 
- Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный) 
Стук в дверь. Входит снеговик.
С: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?
С: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка…
В: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).
Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)
В: А теперь вставайте в кружок со мной.

Физминутка  

Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.


Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.
С: Ой, где же снег, здесь только вода .
В: Да, Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите, а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).
В: Дети, значит, снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса.
В: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и расскажем о том, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. 
Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)
дидактическая игра «Снежинки»
Дети делятся на две команды. Им раздают снежинки из бумаги. Дети должны найти такую же снежинку в противоположной команде.
В: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!
В: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки .Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой? 
В: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.
С: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!
В: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран:     
1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)
2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)
3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)
4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)
С: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.
В: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год).

С: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!
Рефлексия.
В: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик? Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? Мне понравилось, как сегодня Максим играл и отвечал. Максим, а тебе кто понравился? (Дети оценивают друг друга)
В: Ребята, добрые слова не лень 
Говорить нам целый день,
На прощание всем мы скажем: 
До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по окружающему миру "Зима. Зимние забавы"

Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи на тему "Зима и зимние забавы"...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» в подготовительной группе.

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» в подготовительной группе....

конспект занятия по окружающему миру «Зима-белоснежная»

конспект занятия по окружающему миру «Зима-белоснежная»...