Конспект ОД "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Родничок» с. Берёзовка
Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Воздух и его свойства» с применением технологии детского экспериментирования
Подготовила:
воспитатель
Кутепова Анна Клавдиевна
Февраль, 2021г.
с. Берёзовка
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира,
создание условий для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
- развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Образовательные:
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Методы и приемы:
-словесные (беседа, пояснение, рассказ воспитателя),
-практические (опытно-экспериментальная деятельность),
- наглядные (рассматривание иллюстраций),
-использование физкультминутки,
- анализ, подведение итогов.
Демонстрационный материал:
Фотографии с изображением автомобильной «пробки», заводов, посадки деревьев, растений; доска.
Раздаточный материал:
Стаканчики с водой, трубочки, веер, баночки с «запахом» и без, полиэтиленовые пакетики, таз с водой, игрушки.
Предшествующая работа:
Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
Он не видимый, и все же.
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: - Правильно, это воздух Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (Дети подходят к столу, становятся вокруг него). Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (Воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух легче воды)
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат разные игрушки, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?
Дети: Внутри игрушек есть воздух, поэтому они не тонут.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт № 3. (Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, духи, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Опыт №4 (Воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к доске и посмотрим внимательно на картинки (изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(Там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы, там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода).
Воспитатель: Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
Рассмотрим другие изображения (с заводами, машинами.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.
Сильный ветер сосна крутит,( Наклоны вниз)
Словно самый тонкий прутик.
Если наклонились тоже, (Вращение корпусом влево-вправо.)
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится, (Прыжки на месте.)
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка.
А куда медведь идёт? (Ходьба на месте.)
Ищет ягоды и мёд.
Ну а нам пора садиться,
Заниматься не лениться. (Дети садятся на места.
Опыт №5 (Воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку:
Я осинку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Сильный ветер - это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Вот наше занятие подошло к концу. Давайте повторим, что мы узнали сегодня о воздухе. Возьмите красный и зеленый кружочек. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа показывать кружки. Если вы со мной согласны, то показываете зеленый кружок, если не согласны, то красный. Давайте попробуем, будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов
-Человек может жить без воздуха
-Ветер это движение воздуха
-Способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» его в оболочку
-Воздух может двигать предметы
- Воздух тяжелее воды.
Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие в лабораторию заканчивается. Вам понравилось быть исследователями?
Дети: Да!
Воспитатель: В следующий раз мы снова отправимся в лабораторию и узнаем о свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....