Проект "Природа - наш большой дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Паспорт проекта…………………………………………………… |
|
2. | Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы……………………………………………… |
|
3. | Цель и задачи проекта……………………………………………... |
|
4. | Партнёры проекта…………………………………………………. |
|
5. | Целевые группы проекта ………………………………………… |
|
6. | Механизм реализации проекта ………………………………….. |
|
7. | Сроки и этапы реализации проекта ……………………………. |
|
8. | Календарный план мероприятий по реализации проекта …….. |
|
9. | Прогнозируемые результаты …………………………………… |
|
10. | Мониторинг реализации проекта ……………………………… |
|
11. | Дальнейшее развитие проекта …………………………………… |
|
12. | Использованные источники ……………………………………… |
|
1.Паспорт проекта
Наименование проекта | «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» |
Творческое название | |
Тип проекта | Исследовательско-творческий Информационно – практико – ориентированный |
Вид проекта | Исследовательский, долгосрочный |
Заказчик | Администрация МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик » |
Разработчики проекта | Насибуллина Ирина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик » |
Организация, на базе которой реализуется проект | МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» г. Прокопьевска |
Цель проекта Задачи проекта | Формирование экологической культуры детей по средствам игры. -формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности; -развивать инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру; -воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе; -повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста; -совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания. |
Срок реализации проекта | Сентябрь – декабрь, 2016 учебный год |
Этапы реализации проекта | Подготовительный этап: (сентябрь – октябрь) Организационно – ознакомительный. Основной этап: (октябрь – ноябрь) Внедрение в работу подготовленного материала . Заключительный этап: (ноябрь – декабрь) Диагностика результатов работы. |
Направления развития и образования детей | Образовательные области: -Познавательное развитие; -Речевое развитие; -Художественно – эстетическое развитие; -Физическое развитие; -Социально – коммуникативное развитие. |
Исполнители проекта | Дети, родители воспитанников (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ. |
Целевые группы проекта | Дети, родители воспитанников (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ. |
Прогнозируемые результаты | 1. Сформировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. 2. Выявить навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. 3. Научить ответственному отношению детей к окружающей среде и своему здоровью. |
2.Актуальность проекта
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить без нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, не сформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление , воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно – правовое обеспечение | |
Наличие | Отсутствие |
1 Локальные акты: - договор с родителями (законными представителями) воспитанников; - лицензия МБДОУ на право ведения образовательной и медицинской деятельности; - положение о временной рабочей группе МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик » по внедрению Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования | - |
Организационное обеспечение | |
1. Наличие в МБДОУ основной образовательной программы; программы развития МБДОУ; 2. Наличие парциальных программ: Программа "Здоровье" (В.Г.Алямовская), Программа "Я — человек"(С.А.Козлова) 3.Программа «Юный эколог» (С.Н.Николаева) | 1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений об окружающем мире, явлениях социальной действительности |
Кадровое обеспечение | |
1.Повышение квалификации, аттестация педагогов. 2. Педагогический ценз педагогов составляет: - имеют высшую категорию - …% педагогов; - имеют первую квалификационную категорию – …% педагогов; - имеют вторую квалификационную категорию … % педагогов | Не имеют квалификационную категорию – … % педагогов и не владеют современными технологиями и программами |
Материально – техническая база | |
1. Наличие помещения МБДОУ; 2. Наличие - детской литературы; - мультимедийного оборудования; - музыкального центра. 3. Наличие сайта МБДОУ | 1. Отсутствие: - современного учебно – методического материала, дидактических игр, методических пособий и видеоматериалов; - атрибутов к сюжетно – ролевым играм проблемной направленности |
Внешняя среда организации | |
Возможности | Ограничения и риски |
1. Взаимодействие с родителями воспитанников (создание в группе мини- музея наполнение его учебно – методическими пособиями, играми, видеоматериалами и др.); 2. Взаимодействие с социумом; 3. Изучение дополнительных программ и методических материалов.
| 1. Недостаточное финансирование МБДОУ; 2. Внебюджетные средства (спонсорская помощь); 3. Наличие асоциальных семей.
|
Проблема экологического воспитания сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
3.Цель и задачи проекта
Гипотеза: систематическая и целенаправленная работа по формированию у детей первичных представлений о экологическом воспитании по средством игры, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
Цель: Формирование экологической культуры детей по средствам игры.
Задачи:
-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
-развивать инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;
-воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;
-совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания.
Новизна и практическая значимость проекта
Новизна экологического проекта заключается в активном использовании комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности детей: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты) и информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. А так же в него включены ранее неиспользованные формы работы с детьми и родителями: мастер – классы, коллекционирование; создание книги группы по теме проекта, авторские интерактивные игры.
Таким образом, практическая значимость представленного опыта состоит в том, что: Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.
4.Партнёры проекта
Ключевые партнеры | Содержание деятельности |
Заведующая МБДОУ | Осуществляет: - разработку локальных актов МБДОУ; - создаёт условия для реализации мероприятий по проекту; - заключает договоры с социокультурными учреждениями города; - создаёт условия для творческой работы педагогов МБДОУ |
Старший воспитатель | Занимается подбором методической координирует работу педагогов; участвует в реализации проекта |
Основные партнеры: Воспитатели
Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Учитель – логопед Учитель-дефектолог Педагог-психолог | Осуществляют реализацию мероприятий проекта: - проводят занятия, беседы, участвуют в экспериментальной деятельности; - организует и проводит праздники, принимает активное участие в спортивных и театрализованных мероприятиях, работает с родителями; - оказывает помощь в подготовке и проведении, музыкальных и театрализованных мероприятий; - оказывает помощь в подготовке и проведении спортивных мероприятий; - обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, по пословицам, творческому рассказыванию; помогает в подготовке итоговых мероприятий; активно участвует во всех мероприятиях по реализации проекта; - формирование, развитие и коррекция мыслительных процессов; - развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер; -коррекция личностной сферы детей и нарушений коммуникативного акта; - коррекция нарушений познавательной сферы. |
5.Целевые группы проекта
Целевые группы | Краткая характеристика |
Дети 6-7 лет | Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально - нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальное, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. |
Родители | Заинтересованы в экологическом развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. |
Педагоги | Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень |
Прогнозируемые результаты:
Реализация проекта позволит:
-сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
-развить инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;
-воспитать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;
-усовершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания.
6.Механизм и сроки реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта | |
I этап Подготовительный | Сентябрь-октябрь |
| |
II этап Практический | Октябрь-ноябрь |
| |
III этап Аналитический | Ноябрь-декабрь |
« Природа — наш большой дом!». |
Рабочий план мероприятий по реализации проекта «Природа – наш большой дом»
(сентябрь - декабрь 2016 учебный год)
Учебный год | Сроки проведения | Формы представления результатов работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | ||
1 этап: организационно – ознакомительный. Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами. | Сентябрь - Октябрь | -Мониторинг для детей -Изготовить экологические игры совместно с детьми. -Составление и обновление по сезонам коллажа «Сезонное дерево» -Опытно – экспериментальная деятельность с детьми «Волшебная вода» | -Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме. -Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание в ДОУ». - Знакомство с литературой по данной тематике, интернет-ресурсы:maam.ru›…yekologicheskogo-vospitanija…doshkolnogo… nsportal.ru›detskiy…kak-sredstvo…vospitaniya-detey KazEdu.kz›referat/129257 и др. -Подбор материала. - Изучение статей в журналах: | - Анкетирование родителей на тему: «Зачем природа человеку и ребенку» -Создание картотеки совместно с родителями «Дидактических игры по экологии в подготовительной группе». - Беседа с родителями по теме: «Экология вокруг нас» -Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» |
2 этап – основной (внедрение в работу подготовленного материала). Цель: научить детей и родителей пользоваться материалом в домашних условиях. | Октябрь - ноябрь | -Выставка детских рисунков «Земля - наш дом родной» - Экологическое беседы с детьми по теме: «Природа –наш дом»; -Конкурс «Поделок из овощей и фруктов» - Дидактическая игра «Собираем урожай» «Что нужно растениям для роста». -Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. -Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности на тему: «Экологическая культура дошкольников» -Работа студии «Юный эколог» | -Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание в детском саду». -Предложить воспитателям групп составить свою дидактическую экологическую игру в экологический уголок. -Консультации для воспитателей на тему: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» | -Родительское собрание «Дошкольник и экология». - Подготовка анкет, - Беседы (индивидуальные и коллективные) по теме. -Консультация в родительском уголке, папки передвижки по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ». |
3 этап – заключительный (диагностика результатов работы, самоанализ деятельности). Цель: подвести итоги о проделанной работы. | Ноябрь - декабрь | - Драматизация сказки «Лесной переполох» - Диагностика для детей о проделанной работе. | -Выступление на педсовете: 1.«Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников» 2.Очёт о проделанной работе по экологическому воспитанию. | - Мастер – класс для родителей опытно –экспериментальная деятельность с детьми на тему: «Свойство воды» |
Перспективный план работы с детьми
Перспективный план работы с детьми основан на принципе интеграции и составлен в виде системной паутинки в соответствии с основными направлениями развития ребенка.
Образовательный процесс осуществлялся в специально организованной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников. Во время реализации проекта все центры предметно-развивающей среды группы имели свои «особенные» названия: «Всезнайка», «Логика», «Говорим правильно», центр природы, центр сюжетно – ролевых игр, центр детской книги, центр искусства, спортзал, музыкальный зал.
Образовательная область по ФГОС | Центр предметно- развивающей среды | Формы работы |
Познавательное развитие | -Центр по опытно –экспериментальной деятельности «Всезнайка» -Центр по ФЭМП «Логика» -Центр природы | -Опытно –экспериментальная деятельность, простые опыты для детей (с водой, опыты с воздухом, опыты с бумагой). - Дидактические игры на логику и экологию : «Найди лишнее», «Соотнеси верно», «Кто живет в домике», «Числовая гисеница». - Оформление уголка природы «Сезонное дерево». |
Социально-коммуникативное развитие | - Центр сюжетно – ролевых игр | Интерактивные развивающие игры (авторские): Дидактические игры:
Конструктивные игры:
Сюжетно-ролевые игры:
Развивающие игры:
Подвижные игры:
|
Речевое развитие | -Центр «Говорим правильно!» - Центр детской книги |
|
Художественно-эстетическое развитие | -Центр искусства | - Рисование на тему: «Зимующие и перелетные птицы»; -Аппликация «Животные зимой»; - Лепка «Фруктовая корзина»; - Конструирование «Сезонная одежда для мамы и папы». |
Физическое развитие | -Спортзал -Музыкальный зал
| Праздники, досуги, развлечения: «Осенний праздник», «Папа, мама я спортивная семья!», «Акция – Кормушка для птиц», «Акция – покорми птиц зимой!», мастер – класс для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», Выставка поделок из природного материала и овощей. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Наседка и курица», «Медведь и пчелы», «Кот и мыши», «Охотники и звери», «Зайцы и лиса», «Лягушки и цапля», «Гуси - лебеди» Физкультминутки: «Клен», «Три медведя», «Зайка», «Аист», « Снегирек», «Деревья в лесу», «Полосатая пчела», «Речка», «Солнечные зайчики», «Бабочка». |
Совместная деятельность педагогов детей и родителей как средство развития познавательной активности ребенка
Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Связь детского сада и семьи приобретает большую актуальность именно сейчас, в период перехода на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования Разработанная нами, план-программа привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада в целях развития познавательного интереса дошкольников включает следующие формы взаимодействия:
- Анкетирование;
- Круглый стол;
- Конкурсы, выставки совместного творчества;
- Акции;
- Проектная деятельность;
- Мастер-класс;
- Презентации;
- Родительские собрания;
- Папки – передвижки;
- Консультации и беседы.
Широко распространены в работе с родителями активные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, ассоциативный ряд и т. д. Они позволяют снять барьеры в общении и перейти к открытым доверительным отношениям.
Благодаря широким возможностям сайта образовательного учреждения стало возможным организовывать дистанционное взаимодействие с родителями дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий. На сайте ДОУ были помещены консультации на тему: «Экология и ребенок», «Экологические игры с детьми дома и на улице», «Дидактические игры по экологии своими руками».
Перспективный план работы с родителями
№ п\п | Название мероприятия | Задачи | Дата проведения |
1 | -Анкетирование родителей на тему: «Зачем природа человеку и ребенку» -Создание картотеки совместно с родителями «Дидактических игры по экологии в подготовительной группе». | -Выявить уровень заинтересованности родителей в реализации проекта « Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста »; -Развивать художественное творчество, организуя выставку дидактических игр по экологии. | Сентябрь |
2 | -Беседа с родителями по теме: «Экология вокруг нас» -Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» | -Систематизировать знания об окружающем мире; -Сформировать экологическую культуру у родителей и детей по средствам игры. | Октябрь |
3 | -Родительское собрание «Дошкольник и экология». -Подготовка анкет, -Беседы (индивидуальные и коллективные) по теме. | -Развить познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность. -Воспитать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия -Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей и родителей. | Ноябрь |
4 | -Консультация в родительском уголке, папки передвижки по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ». -Мастер – класс для родителей опытно –экспериментальная деятельность с детьми на тему: «Свойство воды» | -Познакомить родителей через опытно- экспериментальную деятельность с опытами, которые можно провести в домашних условиях. -Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания. | Декабрь |
Перспективный план взаимодействия с педагогами ДОУ и социумом в рамках реализации проекта
Взаимодействие с педагогами, специалистами детского сада и социумом включает в себя основные формы работы:
- Мастер-классы;
- Представить на семинаре-практикуме в декабре 2016 учебного года;
- Обобщить на педсовете по теме: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»;
- Выпуск буклетов;
- Совместные праздники и развлечения;
- Экскурсии;
- Выставки;
- Консультации;
- Творческая мастерская;
- Совместные акции и т. д.
Совместная работа строиться таким образом, чтобы максимально обеспечить преемственность и непрерывность формирования первичных представлений детей об экологическом воспитании по средствам игры.
План взаимодействия со специалистами ДОУ
№ п\п | Название мероприятия | Задачи | Дата проведения |
1 | Анкетирование | Выявить уровень заинтересованности педагогов и специалистов в реализации проекта «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» | Сентябрь |
2 | Консультации | Вызвать интерес педагогов к этой проблеме | Октябрь |
3 | Семинара-практикума «Приобщаем дошкольников к природе» | Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам экологического воспитания у детей дошкольного возраста | Ноябрь |
4 | Диагностика и итоговое анкетирование | Проанализировать экологическое воспитание специалистов ДОУ с помощью анкетирования и диагностик. | Декабрь |
План взаимодействия с социумом
№ п\п | Название мероприятия | Задачи | Дата проведения |
1 | Библиотека Д/к «Ясная поляна» «Красная книга Кузбасса» | Познакомить детей с красной книгой Кузбасса. | Сентябрь |
2 | Д/к «Ясная поляна» городской конкурс «Осень в Простоквашино» | Развить познавательный интерес у детей. Познакомить детей с осенними приметами. | Октябрь |
3 | МБОУДО ЦДОД Муниципальный этап областной экологической акции «Помоги птице зимой!» | Научить детей помогать птицам и животным зимой. | Ноябрь |
4 | МБОУДО ЦДОД Городская акция (изготовление листовок) на тему: «Сохраним елочку!» | Создать бережное отношение и любовь к природе. | Декабрь |
Мониторинг проектной деятельности
Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:
- уровень сформированности экологической культуры у детей по средствам игры.
- степень вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс.
Диагностические обследования по первому направлению проводились с использованием диагностики основанной на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» (Приложение 1).
Мониторинг осуществлялся на основе объективного (тестового) подхода и с помощью аутентичной оценки (анализ реального поведения ребенка, а не результат выполнения специальных заданий). Формы проведения мониторинга преимущественно представляли собой:
- наблюдения за активной деятельностью детей в различные периоды пребывания в детском саду;
- анализ продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические тесты и беседы, организуемые педагогом.
На этом этапе работы была:
- проведена обработка первичных данных;
- определен уровень развития ….;
- сделан анализ диагностики;
Мониторинг осуществлялся с детьми подготовительной группы на пороге школе (6—7 лет) , сентябрь- декабрь 2016 учебный год.
Сравнительный анализ диагностических исследований показал следующие результаты:
Так же про взрослых…..Анкетирование родителей
7. Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта «Природа – наш большой дом!» был обобщен опыт работы на тему: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
В рамках планомерно проводимой деятельности были достигнуты следующие результаты:
-сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
-развили инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;
-воспитали у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
-повысили профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;
-усовершенствовали стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания.
Формы предоставления результатов проекта
- отчет и фоторепортаж по итогам реализации проекта «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» был размещен на сайте МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик», а также был проведен мастер – класс для педагогов и родителей «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
- положительный опыт реализации проекта представлен:
-в декабре 2016 учебного года на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», и обобщен на педагогическом совете.
- конкурс……когда
- сайт…..где
- на семинаре-практикуме для специалистов ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития и использования проекта
Дальнейшая реализация данного инновационного проекта позволит:
1) Сформировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2) Развить навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3) Воспитать ответственное отношение детей к окружающей среде.
Разработанный проект соответствует возрастным особенностям дошкольников, отбор материала исключает перегрузки, простота и ясность изложения способствует повышению познавательной активности, мотивирует на разрешение проблемных ситуаций, противоречий.
Проект адресован воспитателям ДОУ разных видов, педагогам дополнительного образования, родителям детей старшего дошкольного возраста.
Используемые источники (литература):
1.С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
2.П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
3.А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
4.П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
5.В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями»
6. Коломина Н.В «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
7. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
8.Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».
9.И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
10. С. Н. Николаева «Юный эколог».
Приложение 1
Диагностическая карта уровня
…….
Таблица 1. Критерии и уровни развития ….
Критерии | Показатели | Уровни |
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в исследовании. Предлагаем ответить Вам на следующие вопросы, отмечая выбранный вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"
Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....
Родина - слово большое, большое.
Презентация...
Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...
Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»
Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...
Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду
Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...
"Чем больше город узнаю,тем больше Родину люблю"
Конспект познавательного занятия в старшей группе.На тему "Чем больше город узнаю,тем больше Родину люблю"...
Консультация для родителей "Чем больше обнимаете своих детей, тем больше развиваете их мозг"
Важность тактильного контакта родителей и детей имеет глубокий смыл. Когда взрослые с ласками и нежностью относятся к детям - у детей продуктивнее становится мыслительная деятельность....