Проект "Природа - наш большой дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Насибуллина Ирина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект природа наш большой дом77.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Содержание

1.

Паспорт проекта……………………………………………………

 

2.

Актуальность проекта и анализ исходного

 состояния проблемы………………………………………………

 

3.

Цель и задачи проекта……………………………………………...

 

4.

Партнёры проекта………………………………………………….

 

5.

Целевые группы проекта …………………………………………

 

6.

Механизм реализации проекта …………………………………..

 

7.

Сроки  и этапы реализации проекта …………………………….

 

8.

Календарный план мероприятий по реализации проекта ……..

 

9.

Прогнозируемые результаты ……………………………………

 

10.

Мониторинг реализации проекта ………………………………

 

11.

Дальнейшее развитие проекта ……………………………………

 

12.

Использованные источники ………………………………………

 

1.Паспорт проекта

Наименование проекта

«Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Творческое название

«Природа — наш большой дом!»

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Информационно – практико – ориентированный

Вид проекта

Исследовательский, долгосрочный

Заказчик

Администрация МБДОУ «Детский сад  № 63 «Золотой ключик »

Разработчики проекта

Насибуллина Ирина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик »

Организация, на базе которой реализуется проект

МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик»

г. Прокопьевска

Цель проекта

Задачи проекта

Формирование экологической культуры детей  по средствам игры.

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-развивать  инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

-воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

-совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и  формированию экологического воспитания.

Срок реализации проекта

Сентябрь – декабрь, 2016 учебный год

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: (сентябрь – октябрь)  Организационно – ознакомительный.

Основной этап:  (октябрь – ноябрь) Внедрение в работу подготовленного материала .

Заключительный этап:  (ноябрь – декабрь) Диагностика результатов работы.

Направления развития и образования детей

Образовательные области:

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно – эстетическое развитие;

-Физическое развитие;

-Социально – коммуникативное развитие.

Исполнители проекта

Дети, родители воспитанников (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ.

Целевые группы проекта

Дети, родители воспитанников (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ.

Прогнозируемые результаты

1. Сформировать  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Выявить навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Научить ответственному отношению детей к окружающей среде и своему здоровью.

 

2.Актуальность проекта

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить без нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди  последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, не сформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения. А это, как нельзя лучше,  формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе  и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления  целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Психологические особенности отношения дошкольников к природе  определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической  культуры.

Экологическая культура  – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления  целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое  направление , воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической  культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга  знаний и овладения практическими  умениями.

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно – правовое обеспечение

Наличие

Отсутствие

1 Локальные акты:

- договор  с родителями  (законными

  представителями) воспитанников;

- лицензия МБДОУ на право  ведения

  образовательной и медицинской

  деятельности;

- положение о временной рабочей группе

  МБДОУ «Детский сад  № 63 «Золотой ключик » по внедрению Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования

-

Организационное обеспечение

1. Наличие в МБДОУ основной

   образовательной программы; программы развития МБДОУ;

2. Наличие парциальных программ:

    Программа "Здоровье" (В.Г.Алямовская),

    Программа  "Я — человек"(С.А.Козлова)

3.Программа «Юный эколог» (С.Н.Николаева)

1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных   представлений об окружающем мире, явлениях социальной действительности

Кадровое обеспечение

1.Повышение квалификации, аттестация

    педагогов.

2. Педагогический ценз педагогов

    составляет:

   - имеют высшую категорию - …%

     педагогов;

  - имеют первую квалификационную  

     категорию – …% педагогов;

  - имеют вторую квалификационную

    категорию … % педагогов

Не имеют квалификационную категорию – … % педагогов и не владеют современными технологиями и программами

Материально – техническая база

1. Наличие помещения МБДОУ;

2. Наличие

-  детской литературы;

-  мультимедийного оборудования;

-  музыкального центра.

3. Наличие сайта МБДОУ

1. Отсутствие:

- современного учебно – методического

  материала, дидактических игр,

  методических пособий и

  видеоматериалов;

- атрибутов к сюжетно – ролевым играм проблемной направленности

Внешняя  среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Взаимодействие с родителями воспитанников (создание в группе мини- музея  наполнение его учебно – методическими пособиями, играми, видеоматериалами и др.);

2. Взаимодействие с социумом;  

3. Изучение дополнительных программ и методических материалов.

 

1. Недостаточное финансирование

   МБДОУ;

2. Внебюджетные средства (спонсорская  помощь);

3. Наличие асоциальных семей.

 

Проблема экологического воспитания  сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

3.Цель и задачи проекта

Гипотеза: систематическая и целенаправленная работа по формированию у детей первичных представлений о экологическом воспитании по средством игры, будет способствовать развитию познавательной активности  дошкольников.

Цель:  Формирование экологической культуры детей  по средствам игры.

Задачи:

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-развивать  инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

-воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

-совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и  формированию экологического воспитания.

Новизна и практическая значимость проекта

Новизна экологического проекта заключается в активном использовании комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности детей: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты) и информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. А так же в него включены ранее неиспользованные формы работы с детьми и родителями: мастер – классы, коллекционирование; создание книги группы по теме проекта, авторские интерактивные игры.  

Таким образом,  практическая значимость представленного опыта состоит в том, что: Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.

4.Партнёры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующая  МБДОУ

 Осуществляет:

- разработку  локальных актов МБДОУ;

- создаёт  условия для реализации

  мероприятий   по проекту;

- заключает договоры с социокультурными

   учреждениями города;

- создаёт  условия для творческой  работы

   педагогов  МБДОУ

Старший воспитатель

  Занимается подбором методической
 литературы; наглядного  и  видеоматериала;

  координирует работу  педагогов;

  участвует в реализации  проекта

Основные партнеры:

Воспитатели

 

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель – логопед 

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

 Осуществляют реализацию мероприятий

проекта:

- проводят занятия, беседы, участвуют в  экспериментальной деятельности;

-   организует и проводит праздники, принимает активное участие в спортивных и театрализованных  мероприятиях, работает с родителями;

- оказывает помощь в подготовке  и  проведении, музыкальных и  театрализованных мероприятий;

- оказывает помощь в подготовке  и  проведении спортивных мероприятий;

- обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, по пословицам, творческому рассказыванию; помогает в подготовке итоговых мероприятий; активно участвует во всех мероприятиях по реализации проекта;

- формирование, развитие и коррекция мыслительных процессов;

- развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер;

-коррекция личностной сферы детей и нарушений коммуникативного акта;

- коррекция нарушений познавательной сферы.

                                     

5.Целевые группы проекта

Целевые группы

Краткая характеристика

Дети 6-7 лет

 Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально - нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальное, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Родители

Заинтересованы в экологическом   развитии детей.  Испытывают потребность  в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.

Педагоги

Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Владеют содержанием общеобразовательной  программы, методами психолого – педагогической диагностики. Находясь в поиске эффективных форм развивающего обучения, активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень

Прогнозируемые результаты:

 Реализация проекта позволит:

-сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-развить  инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

-воспитать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

-усовершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и  формированию экологического воспитания.

6.Механизм и сроки реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

Подготовительный

Сентябрь-октябрь

  • выявить уровень  заинтересованности детей, педагогов и родителей в реализации проекта «Природа – наш большой дом»;
  • изучить нормативно - правовые  документы и методическую литературу по теме проекта;
  • разработать компоненты наполнения центров детской активности;
  • создать организационные, научно-методические условия для реализации проекта;
  • отобрать  диагностические методики, для выявления уровня развития у дошкольников  познавательной активности и сформированности  первичных представлений  экологического воспитания детей;
  • создать систему партнёрской деятельности всех субъектов образовательного процесса и социума в контексте требований проекта.

II этап

Практический

Октябрь-ноябрь

  • разработать системы методических мероприятий по ознакомлению детей с играми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
  •  апробировать интерактивные  формы работы с родителями и специалистами детского сада в рамках реализации проекта;
  • создать единую информацию пространства ДОУ и учреждений социума по проблеме развития познавательной активности  дошкольников;

III этап

Аналитический

Ноябрь-декабрь

  • оценить эффективность реализации проекта;
  • определить проблему препятствующих достижению ожидаемого результата и перспектив дальнейшего развития проекта;
  • изготовить дидактические игры для детей «Экологическая елочка», «Красная книга для дошкольников»
  • провести итоговое мероприятие на родительском собрании по  опытно – экспериментальной деятельности  в ДОУ на тему: «Свойства воды»
  •  выступить на педагогическом совете МБДОУ с презентацией проекта

« Природа — наш большой дом!».

                           

Рабочий план мероприятий по реализации проекта «Природа – наш большой дом»

 (сентябрь -  декабрь 2016 учебный год)

Учебный год

Сроки проведения

Формы представления результатов работы

С детьми

С педагогами

С родителями

1 этап: организационно – ознакомительный.

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Сентябрь -

Октябрь

-Мониторинг для детей

-Изготовить экологические игры совместно с детьми.

-Составление и обновление  по сезонам коллажа «Сезонное дерево»

-Опытно – экспериментальная деятельность с детьми «Волшебная вода»

-Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме.

-Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание в ДОУ».

- Знакомство с литературой по данной тематике, интернет-ресурсы:maam.ru…yekologicheskogo-vospitanija…doshkolnogo

nsportal.rudetskiy…kak-sredstvo…vospitaniya-detey

KazEdu.kzreferat/129257 и др.

-Подбор материала.

- Изучение статей в журналах: 
«Дошкольное воспитание», 
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч».

- Анкетирование родителей на тему: «Зачем природа человеку и ребенку»

-Создание картотеки совместно с родителями «Дидактических игры по экологии в подготовительной группе».

- Беседа с родителями по теме: «Экология вокруг нас»

-Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

2 этап – основной (внедрение в работу подготовленного материала).

Цель: научить детей и родителей пользоваться материалом в домашних условиях.

Октябрь - ноябрь

-Выставка детских рисунков

«Земля - наш дом родной»

- Экологическое беседы с детьми по теме:

 «Природа –наш дом»;

 -Конкурс «Поделок из овощей и фруктов»

- Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста».

-Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

-Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности на тему: «Экологическая культура дошкольников»

-Работа студии «Юный эколог»

-Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание в детском саду».

-Предложить воспитателям групп составить свою дидактическую экологическую игру в экологический уголок.

-Консультации для воспитателей на тему: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

-Родительское собрание «Дошкольник и экология». 

- Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для  родителей на тему: «Экология вокруг нас»

- Беседы (индивидуальные и коллективные) по теме.

 -Консультация в родительском уголке, папки передвижки по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».

3 этап – заключительный (диагностика результатов работы, самоанализ деятельности).

Цель: подвести итоги о проделанной работы.

Ноябрь - декабрь

- Драматизация сказки «Лесной переполох»

- Диагностика для детей о проделанной работе.

-Выступление на педсовете:

1.«Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников»

2.Очёт о проделанной работе по экологическому воспитанию.

- Мастер – класс для родителей опытно –экспериментальная деятельность с детьми на тему: «Свойство воды»

                

Перспективный план работы с детьми

        Перспективный план работы с детьми основан на принципе интеграции и составлен в виде системной паутинки в соответствии с основными направлениями развития ребенка.

        Образовательный процесс осуществлялся в специально организованной деятельности, в совместной деятельности взрослых  и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников. Во время реализации проекта все центры предметно-развивающей среды группы имели свои «особенные» названия: «Всезнайка», «Логика», «Говорим правильно», центр природы, центр сюжетно – ролевых игр, центр детской книги, центр искусства, спортзал, музыкальный зал.  

Образовательная

область по ФГОС

Центр предметно-

развивающей  среды

Формы работы

Познавательное развитие

 -Центр по опытно –экспериментальной деятельности «Всезнайка»

-Центр по ФЭМП «Логика»

-Центр природы

-Опытно –экспериментальная деятельность, простые опыты для детей (с водой, опыты с воздухом, опыты с бумагой).

- Дидактические игры  на логику и экологию : «Найди лишнее», «Соотнеси верно», «Кто живет в домике», «Числовая гисеница».

- Оформление уголка природы «Сезонное дерево».

Социально-коммуникативное

развитие

 - Центр сюжетно – ролевых игр

Интерактивные развивающие игры (авторские):

Дидактические игры:

  •  «Экологическая мозайка», «Собери гусеницу», «Насекомые», «Определи по тени»

Конструктивные игры:

  •  -

Сюжетно-ролевые  игры:

  • «Покупаем овощи и фрукты», «Одеваемся по погоде»

Развивающие игры:

  •  «Свойства воды», «Найди камень на картинке».

Подвижные игры:

  •  «Собери в корзину», «На лесной полянке», «Пройти по тропинке через кочки»

Речевое развитие

-Центр «Говорим правильно!»

- Центр детской книги

  • - Индивидуальная работа с детьми по закреплению букв и звуков «Экологическая азбука», и запоминание звуков животных и птиц «Звуки животных и птиц».
  • - Чтение художественной литературы для детей «Динозавры», «Энциклопедия России», «Мини Красная Книга для дошкольников»

Художественно-эстетическое

развитие

 -Центр искусства

 -  Рисование на тему: «Зимующие и перелетные птицы»;

-Аппликация «Животные зимой»;

- Лепка «Фруктовая корзина»;

-  Конструирование «Сезонная одежда для мамы и папы».

Физическое развитие

-Спортзал

-Музыкальный зал  

 

Праздники, досуги, развлечения:

 «Осенний праздник», «Папа, мама я спортивная семья!», «Акция – Кормушка для птиц», «Акция – покорми птиц зимой!», мастер – класс для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», Выставка поделок из природного материала и овощей.

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Мышеловка», «Наседка и курица»,  «Медведь и пчелы», «Кот и мыши», «Охотники и звери», «Зайцы и лиса», «Лягушки и цапля», «Гуси - лебеди»

Физкультминутки:

 «Клен», «Три медведя», «Зайка», «Аист», « Снегирек», «Деревья в лесу»,  «Полосатая пчела», «Речка», «Солнечные зайчики», «Бабочка».

Совместная деятельность педагогов детей и родителей как средство   развития познавательной активности ребенка

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Связь детского сада и семьи приобретает большую актуальность именно сейчас, в период перехода на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования Разработанная нами, план-программа привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада в целях развития познавательного интереса  дошкольников включает следующие формы взаимодействия:

  • Анкетирование;
  • Круглый стол;
  • Конкурсы, выставки совместного творчества;
  • Акции;
  • Проектная деятельность;
  • Мастер-класс;
  • Презентации;
  •  Родительские собрания;
  • Папки – передвижки;
  • Консультации и беседы.

Широко распространены в работе с родителями активные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, ассоциативный ряд и  т. д. Они позволяют снять барьеры в общении и перейти к открытым доверительным отношениям.

Благодаря широким возможностям сайта образовательного учреждения стало возможным организовывать дистанционное взаимодействие с родителями  дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий. На сайте ДОУ были помещены консультации на тему: «Экология и ребенок», «Экологические игры с детьми дома и на улице», «Дидактические игры по экологии своими руками».

Перспективный план работы с родителями

п\п

Название мероприятия

Задачи

Дата проведения

1

-Анкетирование родителей на тему: «Зачем природа человеку и ребенку»

-Создание картотеки совместно с родителями «Дидактических игры по экологии в подготовительной группе».

-Выявить  уровень заинтересованности родителей в реализации проекта « Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста »;

-Развивать художественное творчество, организуя выставку дидактических игр по экологии.

Сентябрь

2

-Беседа с родителями по теме: «Экология вокруг нас»

-Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

-Систематизировать знания об окружающем мире;

-Сформировать  экологическую культуру  у родителей  и детей по средствам игры.

Октябрь

3

-Родительское собрание «Дошкольник и экология». 

-Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для  родителей на тему: «Экология вокруг нас»

-Беседы (индивидуальные и коллективные) по теме.

-Развить познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

-Воспитать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия

-Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей и родителей.

Ноябрь

4

-Консультация в родительском уголке, папки передвижки по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».

-Мастер – класс для родителей опытно –экспериментальная деятельность с детьми на тему: «Свойство воды»

-Познакомить родителей через опытно- экспериментальную деятельность с опытами, которые можно провести в домашних условиях.

-Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и  формированию экологического воспитания.

Декабрь

Перспективный план взаимодействия с педагогами ДОУ и социумом в рамках реализации проекта

Взаимодействие с педагогами, специалистами детского сада и социумом включает в себя основные формы работы:

  • Мастер-классы;
  • Представить на семинаре-практикуме в декабре 2016 учебного года;
  • Обобщить на педсовете по теме: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»;
  • Выпуск буклетов;
  • Совместные праздники и развлечения;
  • Экскурсии;
  • Выставки;
  • Консультации;
  • Творческая мастерская;
  • Совместные акции и т. д.

Совместная работа строиться таким образом, чтобы максимально обеспечить преемственность и непрерывность формирования первичных представлений детей об экологическом воспитании по средствам игры.

План взаимодействия со специалистами ДОУ

№                                                                                                      п\п

Название мероприятия

Задачи

Дата проведения

1

Анкетирование

Выявить  уровень заинтересованности педагогов и специалистов в реализации проекта «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Сентябрь

2

Консультации

Вызвать интерес педагогов к этой проблеме

Октябрь

3

Семинара-практикума «Приобщаем дошкольников к природе»

Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам экологического воспитания у детей дошкольного возраста

Ноябрь

4

Диагностика и итоговое анкетирование

Проанализировать экологическое воспитание специалистов ДОУ с помощью анкетирования и диагностик.

Декабрь

        

План взаимодействия с социумом

п\п

Название мероприятия

Задачи

Дата проведения

1

Библиотека Д/к «Ясная поляна» «Красная книга Кузбасса»

Познакомить детей с красной книгой Кузбасса.

Сентябрь

2

Д/к «Ясная поляна» городской конкурс «Осень в Простоквашино»

Развить  познавательный интерес  у детей. Познакомить детей с осенними приметами.

Октябрь

3

МБОУДО ЦДОД Муниципальный этап областной экологической акции «Помоги птице зимой!»

Научить детей помогать птицам и животным зимой.

Ноябрь

4

МБОУДО ЦДОД Городская акция  (изготовление листовок) на тему: «Сохраним елочку!»

Создать бережное отношение и любовь к природе.

Декабрь

Мониторинг проектной деятельности

Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:

  • уровень сформированности  экологической культуры у детей  по средствам игры.
  • степень вовлечения педагогов и родителей  в инновационный процесс.

Диагностические обследования по  первому направлению проводились с использованием  диагностики основанной на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» (Приложение 1).

Мониторинг осуществлялся на основе объективного (тестового) подхода и с помощью аутентичной оценки (анализ реального поведения ребенка, а не результат выполнения специальных заданий). Формы проведения мониторинга преимущественно представляли собой:

  • наблюдения за активной деятельностью детей в различные периоды пребывания в детском саду;
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • специальные педагогические тесты и беседы, организуемые педагогом.

На этом этапе работы была:

  • проведена обработка первичных данных;
  • определен уровень развития ….;
  • сделан анализ диагностики;

Мониторинг осуществлялся с детьми подготовительной группы на пороге школе (6—7 лет) , сентябрь- декабрь 2016 учебный год.

Сравнительный анализ диагностических исследований показал следующие результаты:

 Так же про взрослых…..Анкетирование родителей

7. Результаты реализации проекта

В ходе реализации проекта «Природа – наш большой дом!»  был обобщен опыт работы на тему: «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

   В рамках планомерно проводимой деятельности были достигнуты следующие результаты:

-сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-развили  инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

-воспитали у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

-повысили профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

-усовершенствовали стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и  формированию экологического воспитания.

Формы предоставления результатов проекта

  • отчет и фоторепортаж  по итогам  реализации проекта «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» был размещен на сайте МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик», а также был проведен мастер – класс для педагогов и родителей «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
  • положительный опыт реализации проекта  представлен:

-в декабре 2016 учебного года на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», и обобщен на педагогическом совете.

  • конкурс……когда
  • сайт…..где
  • на семинаре-практикуме для специалистов ДОУ.

Перспективы дальнейшего развития и использования проекта

            Дальнейшая реализация данного инновационного проекта позволит:

1) Сформировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2)   Развить навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3) Воспитать ответственное отношение детей к окружающей среде.

Разработанный проект соответствует возрастным особенностям  дошкольников, отбор материала исключает перегрузки, простота и ясность изложения способствует повышению познавательной активности, мотивирует на разрешение проблемных ситуаций, противоречий.

Проект адресован воспитателям ДОУ разных видов, педагогам дополнительного образования, родителям детей старшего дошкольного возраста.  

 

                           

                                      Используемые источники (литература):

1.С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».

2.П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

3.А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

4.П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

5.В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями»

6. Коломина Н.В «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». 

7. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

8.Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».

9.И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».

10. С. Н. Николаева «Юный эколог».

 Приложение 1

Диагностическая карта уровня

…….

Таблица 1.  Критерии и уровни развития ….

Критерии

Показатели

Уровни

                                                        Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!   Просим вас принять участие в исследовании. Предлагаем ответить Вам на следующие вопросы, отмечая выбранный        вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»

Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...

Больше дополнительных услуг – больше возможностей для развития детей в детском саду

Возросшая динамика жизни, большие умственные и физические нагрузки современных дошкольников, ухудшение их здоровья и родительский спрос вызвали необходимость организации дополнительных образовательных...

"Чем больше город узнаю,тем больше Родину люблю"

Конспект познавательного занятия в старшей группе.На тему "Чем больше город узнаю,тем больше Родину люблю"...

Консультация для родителей "Чем больше обнимаете своих детей, тем больше развиваете их мозг"

Важность тактильного контакта родителей и детей имеет глубокий смыл. Когда взрослые с ласками и нежностью относятся к детям - у детей продуктивнее становится мыслительная деятельность....