Конспект НОД для подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность» «В мире материалов».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Материал предназначен  для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_materialov.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для подготовительной группы  «Познавательно-исследовательская деятельность» «В мире материалов».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: расширение представлений детей о свойствах материалов.

Задачи.

  • Упражнять в умение узнавать материал, из которого сделан предмет, закрепить знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях, развивать умение размышлять, анализировать, делать выводы. (образовательная область «Познавательное развитие»).
  • Закреплять умение детей называть материал (стекло, металл, дерево, пластмасса, резина, называть предметы обобщающим словом по признаку материала (образовательная область «Речевое развитие»).

  • Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Оборудование: колокольчик, сундук, игрушки и предметы из различных материалов (пластмасса, дерево, металл, резина); надувные шарики, стеклянные пробирки (по 1 на каждого ребенка, две емкости, наполненные водой, полотенца на каждого ребенка.

Ход занятия:

В группу вбегает Незнайка и звенит в колокольчик.

-Что это у меня? (колокольчик)

-Из чего он сделан? (из металла)

- Значит, он какой? (металлический)

- А если бы колокольчик был из дерева? (он бы не звенел)

-А если из стекла? (предположения детей).

Незнайка: Посмотрите,.У меня есть сундук в нем много всякого добра. Незнайка

затаскивает сундук в группу. Высыпает все предметы на пол и предлагает проверить из чего сделаны предметы. Но я забыл названия материалов, помню только их свойства. Помогите мне вспомнить названия.

• Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Что это?(бумага)

• Этот материал легкий, гладкий, непрочный, цветной, непрозрачный (пластмасса).

• Шероховатый, прочный, легкий (дерево)

• Холодный, тяжелый, прочный, теплопроводный (металл)

• Мягкий, эластичный, легко растягивается, мнется, но принимает свою форму (резина).

Дети находят предметы из соответствующих материалов и называют их, например «из пластмассы, пластмассовые» и т. д.

Незнайка - Скажите, из какого материала предмет самый легкий? Как нам это узнать? (предположения детей).

Опыт №1: в воду положить предметы из дерева, резины, пластмассы, металла.

Вывод: металл утонул, значит он тяжелый, а пластмасс и дерево плавают, значит они легкие.

- А какой же предмет самый прочный? Бумага? рвется, пластмасса? можно сломать, погнуть, резина? можно порвать, дерево.? прочное - его трудно сломать, металл – прочный, не зря из него делают замки, ключи, машины, самолеты и т. д.

Незнайка - А как мы можем проверить металлические ли это предметы? (металл притягивается магнитом).

Опыт № 2. Дети берут магниты и притягивают предметы, выясняя при этом, какие из них металлические, а какие нет. Вывод: металл притягивается магнитом.

Незнайка – мне сказали, что металл обладает теплопроводностью. Что значит теплопроводность? (металл может нагреваться, проводит тепло).

Опыт № 3. Дети берут ложки, лежащие на столе и ложки, лежащие на батарее и сравнивают их. Вывод: металл проводит тепло.

Незнайка достает из своего сундука шарики и раздает детям и спрашивает из чего они сделаны, какие они? (из резины, резиновые).

Опыт № 4.- Потрогайте шарик. Какая резина? (мягкая, гладкая).- Какой сейчас шарик? (маленький). Незнайка предлагает его надуть. – Каким стал шарик? (большим) Почему? (растянулся). - Сделайте шарик опять маленьким. Незнайка: Ребята, если шарик растягивается и сжимается, то о каком свойстве резины мы говорим? (эластичная, упругая).

Физминутка «Мой веселый звонкий мяч».

Загадка: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь -разобьюсь. (стекло.)

Незнайка подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель просит обобщить предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т. е. они стеклянные).

Опыт № 5  Незнайка предлагает взять в руки стеклянные пробирки, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные). Незнайка предлагает подуть в них. – Что вы услышали? (песенку).

- А вы догадались чья эта песенка? (песенка воздуха)

Незнайка предлагает превратить пробирки в кораблики.

Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку

Ты вези, кораблик, песенку мою.

- Что нужно сделать, чтобы наш кораблик не утонул? (предположения детей).

Опыт № 6. Дети опускают одну пробирку в воду и наблюдают за ней.

- Что с ней происходит? (она постепенно наполняется водой и тонет).

- Почему наш кораблик утонул? (он стал тяжелый).

Незнайка предлагает детям закрыть пробирки пробками и опустить в воду.

- Что произошло с нашими корабликами? (они плавают).

- Почему они не тонут?

Вывод: первая пробирка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелые предметы тонут.

В пробирку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылочка может плавать.

Незнайка благодарит детей, дарит им шарики и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность) на тему «Снеговик вернулся с прогулки»

КонспектОрганизованной образовательной деятельностив подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность)...

Конспект занятия в старшей группе Познавательно – исследовательская деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...