Экологическая тропа в осенний лес.
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Проект «Осенняя тропинка»
Воспитатель: Клявлина Н.А.
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь - ноябрь).
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатель,
Цель проекта.
Формирование духовно-нравственной воспитанности детей посредством расширения знаний о природе родного села.
Задачи проекта.
- Формирование у детей представлений об окружающей среде, первоначальной системы ценностных ориентаций: воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка;
- Развитие познавательного интереса к миру природы, эстетических чувств.
- Воспитание любви к родному селу.
- Вовлечение родителей для активного участия в экологическом образовании детей.
. Этапы проекта.
1 Организационный.
Воспитатель.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор методической литературы, пособий, атрибутов.
Составление тематического планирования мероприятий.
Дети.
Наличие четкого представления о проекте.
2 Планирование деятельности.
Воспитатель.
- Проведение экскурсий, наблюдений;
- разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта;
- изготовление пособий для проекта;
- изготовление игр, подбор имеющихся игр;
- подбор наглядного материала;
- обучение через дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, стихи, пословицы и поговорки, загадки;
- чтение книг;
- продуктивная деятельность;
- трудовая деятельность;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Дети.
- Организованная образовательная деятельность;
- беседы;
- участие в экскурсиях, наблюдениях;
- участие в продуктивной деятельности;
- участие в праздниках и развлечениях;
- участие в трудовой деятельности;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
- составление загадок, сказок;
- заучивание стихов.
- Заключительный.
Ожидаемый результат:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Цели:
- закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями
- повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
- формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
- воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
- закрепить знание детей о правилах поведения в природе.
Материал к занятию:
Осенние листья, природный материал; шишки, пеньки, ветки деревьев, костюм Лесовика, лешего, иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.
Предварительная работа:
беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы, прогулка по осеннему саду.
Словарная работа:
еловая ветка, дары леса, медоносное дерево, сосновый бор, «мачтовый лес», дубрава, ярусы, лиственница.
Все участники - дети нашей группы
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?
Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?
Дети: Березы косы расплели
Руками клены хлопали
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали
Дубы огромные всегда
Как - будто меньше стали
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
Совсем похорошела.
Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?
Дети: В смешанный.
А как вы догадались: А как вы догадались?
Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, осина, ёлки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березняк или березовая роща.
Воспитатель: А где растут одни дубы?
Дети: Дубравник.
Воспитатель: А где растут одни сосны?
Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит лес?
Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.
2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.
3-й ярус – пышные кусты.
А 4-й – всех он выше
Шум вершин нам очень слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы.
Это сосны, ели, липы.
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но мы приходем весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?
***
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
А зимние метели
В снега его одели. (Дерево)
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка. (Рябина)
***
Какое дерево наряжают один раз в год? (Ёлка)
***
Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).
Воспитатель: Молодцы. А кто являются обитателями леса?
Дети: Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч. Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята. Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Какие правила поведения в лесу ребятки вы знаете?
Дети: В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда, муравейники
- стрелять из рогатки в птиц
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
- курить
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим такую ситуацию:
- Если загорелся лес по вине человека:
Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы
- сгорят деревья
- не будет чистого воздуха
- не будет ягод, грибов, орехов
- а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
- Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, что мы еще знаем об охране леса
***
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать
***
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
***
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.
Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.
Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...
Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.
Занятие направлено на:Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений; Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитаю...
Экологическая тропа в осенний лес
Дидактическая игра: «Какие деревья растут в лесу?»Какие деревья растут в лесу? (береза, клен, рябина, осина, тополь).Воспитатель показывает листья деревьев и просит детей назв...
Осеннее путешествие по экологической тропе. «Золотая осень»
Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.Задачи:обобщить первичное представление об осени (лис...
Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...
Конспект НООД целевой прогулки с детьми старшей группы по экологической тропе в осенний лес .
Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...