"Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

Форма проведения ООД:  сюжетно-игровая

 (познавательного цикла)

 

Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

 

Задачи:

Образовательные

- уточнить  представление  о причинах отлёта птиц;

- закрепить понятия  «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии  (сороки, снегири, синицы, клесты).

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:

- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

Развивающие

-  любознательность, наблюдательность,  познавательную и мыслительную активность;

-  основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);

 -   сенсорно - перцептивные процессы  (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);

- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми   предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с  глаголами и прилагательными.

Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.

Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.

Воспитательные

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам

Материал к ООД: картинки  зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.

Предварительная работа

Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других  рассказов о зимующих птицах).

Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokormite_ptits_zimoy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения ООД:  сюжетно-игровая

 (познавательного цикла)

Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

Задачи:

Образовательные

- уточнить  представление  о причинах отлёта птиц;

- закрепить понятия  «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии  (сороки, снегири, синицы, клесты).

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:

- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

Развивающие

-  любознательность, наблюдательность,  познавательную и мыслительную активность;

-  основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);

 -   сенсорно - перцептивные процессы  (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);

- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми   предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с  глаголами и прилагательными.

Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.

Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.

Воспитательные

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам 

Материал к ООД: картинки  зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.

Предварительная работа

Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других  рассказов о зимующих птицах).

Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).

 

Этапы ООД

Ход занятия

Работа с детьми

Вводная часть (5 минут)

1.Организационный момент.

2.Иммитация «Идём в лес»

3.Д/и «От какого дерева?»

-Здравствуйте, ребята!  Я Зимушка-зима , хочу  пригласить   вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? (Да)

- На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться.( имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)

- Вы готовы? (Да)

(звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски)

 -Вот мы и пришли в мой зимний лес! 

(читает стихотворение  О. Высотской   «Мастерица зима»)
-Укутала  в снега я

Все кочки и пенёчки.
Скамейки и стога.
Велела дубу ,
Накинуть пышный мех,
На ель надела  шубу
Тепло укрыла всех.
-Какой свежий воздух у меня  в лесу , давайте вместе подышим.

(вдох носом, выдох ртом)

- Посмотрите ребята , сколько много деревьев в лесу!

-А  вы знаете какие деревья растут в лесу?

(кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель).

-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.

- Ребята  , посмотрите  это моя корзина ,давайте посмотрим что  там,  возьмите каждый по одной, вы можете  их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра).  

-Посмотрите внимательно и скажите  от какого дерева?   (ответы детей)

-Вот какие молодцы, всё вы знаете!

создать положительный эмоциональный настрой

Основная часть (20 минут)

4.Слушание «Голоса птиц».

5.Загадывание загадок

о птицах.

6. Беседа «Птицы зимой».

 7.Д/и «Перелётные и зимующие птицы».

 

8. Игра «Один-много»

9. Чем можем помочь птицам?

10. Д/и «Кого, чем угостим»

 

11.  Физкультминутка

12. Изготовление «Угощение для птиц».

 

-В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. ( дети перешагивают через «сугробы»)

- Ребята, давайте  послушаем  звуки моего леса.( шум  леса, голоса птиц)

- Что вы услышали?(голоса птиц)

- Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам  загадать загадки о птицах, а вы отгадайте.  Будьте внимательными.

(сидя на ковре).

1. Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать ее (синичка- показать картинку)

-Правильно, это-синица , она  любит сырое несолёное сало и  мясо.

2. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку)

- У дятла ребята клюв прочный и острый, , он питается личинками, которые находит под корой  дерева, его  ещё называют “лесным санитаром».

3. Чернокрылый, красногрудый

 И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(снегирь- показать картинку)

-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.

4.Кто  там прыгает , шуршит, 
Клювом  шишки  потрошит.
Голоском  речистым, чистым
Кле-кле-кле- поёт  со  свистом ?
(Клест)
-Клест- единственная  птица ,  которая  выводит  птенцов  зимой . Они строят  тёплое  гнездо  для  птенцов  на   деревьях 

 - А ещё каких птиц  вы знаете ребята?(ответы детей)

-Некоторые птицы не стали спорить со мной  и улетели в тёплые края. Ребята, а  как называются эти птицы?

(перелётные птицы, назвать и показать картинку)

-А другие , самые смелые птицы, остались  на зиму в наших краях. Как  называются эти птицы? (зимующие птицы,  посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)

- Молодцы , запомнили всех птиц .Пойдёмте дальше.

-Ребята,  вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам.  Перелётных птиц заселяем  в розовый домик, а зимующих в синий  домик. Будьте внимательны.

( берут  картинку и  магнит , закрепляют в нужный домик)

  -Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили  

- Ребята, а как вы думаете , птицы похожи друг на друга  или отличаются?  ( у всех птиц есть клюв, крылья, перья).

-  А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом).

-Если снегирь мало двигается , то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова , то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок , то она какая? (Белобокая.)  Если у вороны черный хвост , то она какая ? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (Красногрудый.)   

- Ребята , а вы знаете, кто как поёт? (Воробей – чирикает, Сорока -стрекочет  , голуби – воркуют, ворона – каркает , клест – свистит.)
- Ребята предлагаю вам поиграть в игру . Игра называется «Один –много». Сделали большой круг и слушаем правила игры: я бросаю свой снежный ком и называю птицу , а вы возвращается ком обратно и говорите  как называют этих птиц когда их много. Будьте внимательны!  

( например клёст – клесты)

синица - синицы…

Воробей -  воробьи…

Сорока - сороки…

Голубь - голуби …

Снегирь - снегири…

Ворона - вороны…

Дятел - дятлы…

Свирестель - свирестели…

- Молодцы.

 -Ребята, холод – не  самое страшное для птиц  зимой , потому что к зиме у них  вырастает подпушек под перышками.

- Как вы думаете, что самое страшное  зимой  для птиц ?

(голод)

-Почему вы так думаете?

( земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)

-За короткий зимний день  птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.  Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть. --- -Ребята, как вы думаете

чем вы можете помочь зимующим птицам?

(делать кормушки и подкармливать птиц)

- Чем  можно подкармливать птиц?( крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)

- Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)

-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

(в кормушки).

-Какие бывают кормушки? (ответы детей)

 Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.  

 - А сейчас я вам предлагаю поиграть.

 Вот на ветках, посмотри –( руки подняли вверх)

В красных майках снегири – (руки на пояс, наклоны головы)

Распушили пёрышки  -(частые потряхивания руками опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят

Среди белых голубей –( идут по кругу, руки за спину)  

Скачет шустрый воробей   - (прыжки)

За метелью, за метелью! – (разбегаются, взмахивают руками)

Улетели, улетели!

- Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю . Поэтому я приготовила им необычное угощение.

-Вот оно(показывает)

-Ребята, как вы думаете из чего  я приготовила это угощение?

(семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т.д. лёд)

- Правильно, как можно приготовить лёд?(заморозить воду)

- А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т.д.)

- Ребята давайте я вас  научу? (да)

 -Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.

.

формировать умения и навыки наблюдать за птицами:

развивать внимание, мышление, память

закрепить понятия  «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;

продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

развивать любознательность, наблюдательность,  познавательную и мыслительную активность;

-развивать связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения.

высказываться полными, развёрнутыми   предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с  глаголами и прилагательными

развивать основные психические процессы (внимание, память, образное мышление)

Заключительная часть (5 минут)

13. Итог занятия.

-Ребята, вам  понравилось в моём лесу?

-Что вам больше всего понравилось?

- Каких  птиц вы запомнили?

-Ребята , почему птиц называют зимующие?

-Почему перелётные?

-Почему дятла называют «лесным санитаром».

-Что самое страшное для птиц зимой?

-Как человек может помочь птицам зимой?

-От меня тоже для вас подарок, я дарю вам кормушку, повесите его у себя на игровой площадке, обязательно, каждый день подкармливайте птиц, наблюдайте за гостями, которые будут посещать птичью столовую.

-Ребята , у меня есть ещё одна просьба к вам .

 (Зимушка –зима  читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 - Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю  вам носы и щёки , да и бегать , заставлю, чтоб согреться До свидания!

воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...