"Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Форма проведения ООД: сюжетно-игровая
(познавательного цикла)
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные
- уточнить представление о причинах отлёта птиц;
- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии (сороки, снегири, синицы, клесты).
- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
Развивающие
- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);
- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитательные
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к ООД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Предварительная работа
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма проведения ООД: сюжетно-игровая
(познавательного цикла)
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные
- уточнить представление о причинах отлёта птиц;
- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии (сороки, снегири, синицы, клесты).
- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
- формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
Развивающие
- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);
- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитательные
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к ООД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Предварительная работа
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
Этапы ООД | Ход занятия | Работа с детьми |
Вводная часть (5 минут) | ||
1.Организационный момент. 2.Иммитация «Идём в лес» 3.Д/и «От какого дерева?» | -Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима , хочу пригласить вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? (Да) - На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться.( имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки) - Вы готовы? (Да) (звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски) -Вот мы и пришли в мой зимний лес! (читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима») Все кочки и пенёчки. (вдох носом, выдох ртом) - Посмотрите ребята , сколько много деревьев в лесу! -А вы знаете какие деревья растут в лесу? (кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель). -Молодцы, ребята! Все деревья назвали. - Ребята , посмотрите это моя корзина ,давайте посмотрим что там, возьмите каждый по одной, вы можете их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра). -Посмотрите внимательно и скажите от какого дерева? (ответы детей) -Вот какие молодцы, всё вы знаете! | создать положительный эмоциональный настрой |
Основная часть (20 минут) | ||
4.Слушание «Голоса птиц». 5.Загадывание загадок о птицах. 6. Беседа «Птицы зимой». 7.Д/и «Перелётные и зимующие птицы».
8. Игра «Один-много» 9. Чем можем помочь птицам? 10. Д/и «Кого, чем угостим»
11. Физкультминутка 12. Изготовление «Угощение для птиц».
| -В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. ( дети перешагивают через «сугробы») - Ребята, давайте послушаем звуки моего леса.( шум леса, голоса птиц) - Что вы услышали?(голоса птиц) - Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными. (сидя на ковре). 1. Синяя косынка, Темненькая спинка. Маленькая птичка, Звать ее (синичка- показать картинку) -Правильно, это-синица , она любит сырое несолёное сало и мясо. 2. Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку) - У дятла ребята клюв прочный и острый, , он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют “лесным санитаром». 3. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (снегирь- показать картинку) -Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины. 4.Кто там прыгает , шуршит, - А ещё каких птиц вы знаете ребята?(ответы детей) -Некоторые птицы не стали спорить со мной и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы? (перелётные птицы, назвать и показать картинку) -А другие , самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия) - Молодцы , запомнили всех птиц .Пойдёмте дальше. -Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам. Перелётных птиц заселяем в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны. ( берут картинку и магнит , закрепляют в нужный домик) -Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили - Ребята, а как вы думаете , птицы похожи друг на друга или отличаются? ( у всех птиц есть клюв, крылья, перья). - А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом). -Если снегирь мало двигается , то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова , то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок , то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост , то она какая ? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (Красногрудый.) - Ребята , а вы знаете, кто как поёт? (Воробей – чирикает, Сорока -стрекочет , голуби – воркуют, ворона – каркает , клест – свистит.) ( например клёст – клесты) синица - синицы… Воробей - воробьи… Сорока - сороки… Голубь - голуби … Снегирь - снегири… Ворона - вороны… Дятел - дятлы… Свирестель - свирестели… - Молодцы. -Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой , потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками. - Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц ? (голод) -Почему вы так думаете? ( земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло) -За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть. --- -Ребята, как вы думаете чем вы можете помочь зимующим птицам? (делать кормушки и подкармливать птиц) - Чем можно подкармливать птиц?( крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса) - Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала. -Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет) -Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц? (в кормушки). -Какие бывают кормушки? (ответы детей) Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. - А сейчас я вам предлагаю поиграть. Вот на ветках, посмотри –( руки подняли вверх) В красных майках снегири – (руки на пояс, наклоны головы) Распушили пёрышки -(частые потряхивания руками опущенными вниз) Головой вертят, улететь хотят Среди белых голубей –( идут по кругу, руки за спину) Скачет шустрый воробей - (прыжки) За метелью, за метелью! – (разбегаются, взмахивают руками) Улетели, улетели! - Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю . Поэтому я приготовила им необычное угощение. -Вот оно(показывает) -Ребята, как вы думаете из чего я приготовила это угощение? (семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т.д. лёд) - Правильно, как можно приготовить лёд?(заморозить воду) - А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т.д.) - Ребята давайте я вас научу? (да) -Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу. . | формировать умения и навыки наблюдать за птицами: развивать внимание, мышление, память закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности, - формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах; продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие. развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность; -развивать связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения. высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными развивать основные психические процессы (внимание, память, образное мышление) |
Заключительная часть (5 минут) | ||
13. Итог занятия. | -Ребята, вам понравилось в моём лесу? -Что вам больше всего понравилось? - Каких птиц вы запомнили? -Ребята , почему птиц называют зимующие? -Почему перелётные? -Почему дятла называют «лесным санитаром». -Что самое страшное для птиц зимой? -Как человек может помочь птицам зимой? -От меня тоже для вас подарок, я дарю вам кормушку, повесите его у себя на игровой площадке, обязательно, каждый день подкармливайте птиц, наблюдайте за гостями, которые будут посещать птичью столовую. -Ребята , у меня есть ещё одна просьба к вам . (Зимушка –зима читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой») Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. - Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щёки , да и бегать , заставлю, чтоб согреться До свидания! | воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...
Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)
Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января - день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...
«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...