Опытно – экспериментальная деятельность. 2младшая группа.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Чикина Ольга Михайловна

конспекты занятий для детей 2 младшей группы по экологии. Опытно -эксперементальная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_ml.gruppa.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная

деятельность.

Младшая группа.

 

                   

Сентябрь.

1 «Свойства сухого песка»

2 «Свойства влажного песка»

                                     

Октябрь.

1 «Свойства воды (капает, разливается, льётся, плещется)

2 «Вода теплая и холодная»

                               

Ноябрь.

1 «Вода и её свойства (лёгкие предметы плавают, а тяжёлые                                                                                                                                                                                                   тонут)»

2 «Ветер (приводит в движение предметы)»

                               

Декабрь.

1 «Ветер (сила ветра)»

2 «Снег и его свойства»

Январь.

1 «Снег и его свойства (тает от тепла)»

2 «Лёд и его свойства (вода превращается в лёд лёгкий, хрупкий, прозрачный)»

                             

Февраль.

1 «Растения нуждаются в воде»

2 «Растениям нужно тепло»

                                 

Март.

1 «Растения – живые организмы»

2 «Какой корм любят кошки»

                             

Апрель.

1 «Хорошее ли  обоняние у кошки»

2 «Хорошо ли слышат кошки»

                                 

Май.

1 «Солнышко светит и согревает»

                                 

                       

Сентябрь.

«Свойства сухого песка»

Цель: Развивать у детей представление о физических свойства песка. Подвести к выводу, что только сухой песок можно сыпать, рассыпать, просыпать.

Материалы: Сухой песок, ситечко, различные ёмкости (ведро, баночка, совочек).

Содержание опыта: предложить детям поиграть в песок. Взять в ладонь и тонкой струйкой высыпать на землю. Показать, как он рассыпается мягко и неслышно. Попросить слепить пирожок. Почему не получается? Он рассыпается. Предложить детям пересыпать песок из ведра в ведёрко, обратить внимание как он струится и чуть шуршит, пересыпается. Вместе с детьми насыпать с помощью вёдер большую горку. Показать, как он просеивается сквозь ситечко. Предложить поиграть с ним, отметив, что он лёгкий, сыпучий, можно его сыпать, рассыпать, просеивать.  

«Свойства влажного песка»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами вещества. Подвести детей к пониманию того, что формируется только влажный песок.

Материалы: Сухой песок, лейка с водой, формочки для песка.

Содержание опыта: Предложить детям вспомнить, как можно поиграть с песком. Предложить им его рассыпать, пересыпать. Спросить ,а что же с ним случится, если пройдёт дождик? Полить песок из лейки. Он стал мокрым. Предложить пересыпать его. Обратить внимание, что песок не рассыпается. Почему? Он стал влажным, мокрым. Но зато из него можно лепить пирожки. Предложить детям слепить угощения для кукол. Сделать вывод о том, что лепить можно только из влажного песка.

                                           

Октябрь.

«Свойства воды»

Цель: Формировать у детей представления о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами (капает, разливается, льётся, плещется).

Материалы:  тазик с водой, банка с водой, стаканчики, пипетка.

Содержание опыта: Предложить детям рассмотреть воду в банки.

Обратить внимание, что она прозрачная, если опустить в банку какую-нибудь мелкую игрушку, её хорошо будет видно. Предложить детям потрогать водичку в тазике рукой. Обратить внимание, как она плещется, а руки стали от неё мокрыми. Что же может делать водичка, кроме как плескаться? (дети высказывают предложения) Предложить детям посмотреть, как водичку можно налить в стаканчик, а затем перелить обратно в банку. А ещё водичка может капать. Продемонстрировать  детям капельки  из пипетки, понаблюдать, как она образовалась, падает – похоже на дождик. Предложить детям помочить ручки и понаблюдать, как с них капает водичка. Предложить игры с водой. Сделать вывод, что водичку можно переливать, выливать, ней можно плескаться, она умеет капать.        

«Вода тёплая и холодная»

Цель: Продолжать знакомить детей с физическими свойствами воды.

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая и холодная, а её температура зависит от окружающей среды.

Материалы: две глубокие ёмкости с водой: тёплая и холодная.

Содержание опыта: Предложить детям пальчиком или ладошкой определить, где вода тёплая, а где холодная. Спросить у детей, если бы они захотели искупаться, в какой бы воде они предпочли поплавать? Почему? Предложить детям ёмкость с тёплой водой вынести на некоторое время опять сравнить. Вода стала холодной. Подвести детей к выводу, что вода стала холодной потому, что на улице прохладно.  

                                       

Ноябрь.

«Вода и её свойства (лёгкие предметы плавают, а тяжёлые тонут)»

Цель: Формировать представления о физических свойствах предметов. Подвести детей к пониманию того, что в воде лёгкие предметы плавают, а тяжёлые тонут.

Материалы: пёрышко, камушек, бумажный кораблик, железный болтик.

Содержание опыта: Предложит детям рассмотреть различные предметы, определить, какие из них тяжёлые, а какие лёгкие. Спросить, что будет с этими предметами, если отпустить в воду? Почему одни тонут, а другие нет? Сделать с детьми вывод о том, что лёгкие предметы плавают, вода их держит, а тяжёлые тонут.

«Ветер (приводит в движение предметы)»

Цель: Формировать у детей представление о явлениях природы. Подвести детей к понятию того, что ветер приводит в движения отдельные предметы.

Материалы: султанчики с бумажными лентами.

Содержание опыта: На веранде раздать детям султанчики. Предложить послушать, шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчеркнуть, что ленты не шевелятся, не шуршат. Затем предложить «Поиграть ленточками». (делать различные движения) Подчеркнуть, что  это мы играем ленточками. Затем предложить тихо постоять и послушать: а теперь играют ленты? После этого выйти с веранды и постоять, обратить внимание на то, что  мы с лентами не играем, но они шевелятся. Кто ими играет? Подвести детей к выводу: это ветер играет лентами. Чем ещё может ветер играть? (деревьями, листьями.)  

Декабрь.

«Ветер (сила ветра)»

Цель: Знакомить детей с явлениями природы. Помочь установить взаимодействия между силой ветра и движением предметов.

Материалы: маленький кораблик с парусом из скорлупы грецкого ореха, тазик с водой.

Содержание опыта: Понаблюдать, как кораблик держится на поверхности воды. Предложить детям тихонько подуть на парус – изобразить тихий ветерок. Что произошло с корабликом? Теперь изобразить более сильный ветер. Движение кораблика стало быстрей. И, наконец, сильная буря, когда грозит перевернуть кораблик. Сделать с детьми вывод о влиянии силы ветра на движении предметов.

«Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материалы: лейка с водой, снег.

Содержание опыта: Предложить рассмотреть снег на улице, какого он цвета. Предложить подбросить его и посмотреть, как он плавно опускается на землю, тихо падает, он лёгкий, пушистый. Предложить потрогать рукой снежок – холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек, не лепиться, рассыпается. Слегка смочить снег водой, опять предложить слепить снежный комок. Сделать с детьми вывод о том, что снег лепится только тогда, когда он влажный.

 

Январь.

«Снег и его свойства (тает от тепла)»

Цель: Формировать представление о физических явлениях природы. Под- вести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материалы: Снег, блюдце.

Содержание опыта: Предложить детям на улице взять немного снега в ладонь и сжать. Обратить внимание, что рука стала мокрой, появились капельки воды. Откуда она взялась, что произошло со снегом? Выслушать предложение детей. Предложить детям положить снег на блюдце и принести в группу. Через некоторое время посмотреть, что от тепла снег тает и превращается в воду.

«Лёд и его свойства (вода превращается в лёд: лёгкий, хрупкий, прозрачный)»

Цель: Продолжать формировать представление у детей о физических явлениях природы. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойства замерзать, превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, прозрачный).

Материалы: ёмкости с водой.

Содержание опыта: Предложить детям вынести воду на мороз и посмотреть, что с ней произойдёт. Когда дети выдут на улицу, то увидят, что она превратилась в лёд. Почему? Дети пытаются ответить  на вопрос – потому что стало холодно. Предложить детям рассмотреть льдинки. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит, он хрупкий. Предложить детям  залить горку. Что на её поверхности образуется? Сделать вывод о том, что лёд – это замёрзшая вода.  

     

Февраль:

 «Растения нуждаются в воде»

Цель: Сформировать у детей представление о влиянии воды на жизнь растений. Подвести к пониманию того, что растение – тоже живое существо оно нуждается в воде для того, чтобы расти.

Материалы: две банки: одна с водой, другая без воды, две луковицы.

Содержание опыта: Предложить детям вырастить вкусный, зелёныё лук. Спросить, а может ли  растение вырасти без воды? Заслушать ответы детей. Посадить одну луковицу в банку с водой, а другую без воды. Периодически отличать изменения в луковицах: появление корешков, появление зелени. Предложить детям сделать зарисовки. Обратить внимание, что корешки появились для того, чтобы всасывать воду. Отметить, что луковица без воды осталась, без изменений. Сделать вывод, что растения – это тоже живые организмы, им для роста нужна влага – вода. Отметить необходимость  полива комнатных растений.

«Растениям нужно тепло»

Цель: Сформировать у детей представление о влиянии тепла на жизнь растений. Подвести к выводу, что для роста и развития растений кроме влаги, необходимо и тепло.

Материалы: две вазы с веточками тополя.

Содержание опыта: Вспомнить с детьми, что растениям для роста необходима вода. Но кроме воды растениям необходимо и тепло. Предложить детям проверить так ли это. Одну вазочку с ветками поставить на подоконник, другую - между рамами. Наблюдая, сравнивать, как распускаются листочки на веточке, которая находиться в тепле и какие изменения на той, которые между рамами - там, где прохладно. Сделать вывод о том, что для роста и развития растений, кроме влаги ещё необходимо и тепло.

Март.

«Растения – живые организмы»

 Цель: Знакомить детей с различием живого и неживого. Подвести  к пониманию того, что живые организмы рождаются от живых, растут и развиваются.

Материалы: семена фасоли, гороха и мелкие камушки, два одинаковых горшочка с землёй.

Содержание опыта: Предложить детям рассмотреть семена, сказать, что это за семена растений. Сравнить их с камушками. Чем они похожи, чем они отличаются? Вспомнить о том, что растения – живые организмы, значит семена тоже живые организмы. Предложить детям проверить это. В один горшочек посадить семена, в другой – камушки. Поливать водой из одной и той же лейки. Наблюдать, как фасоль даёт всходы, подрастает. Сравнить с горшочком, в котором находятся камушки. Сделать вывод о том, что только семена дают всходы, они живые организмы.

 «Какой корм любит кошка»

Цель: Формировать у детей представление о жизнедеятельности животных. Выяснить какой корм любят кошка.

Материалы: тарелочки с кашей, конфетой, хлебом, мясом; живая кошка.  

Содержания опыта: Рассмотреть внешний вид кошки, спросить  у детей, как они думают, что любит кошка кушать? Выслушать возможные варианты ответов. Предложить дать кошке различные виды корма. Обратить внимание на то, что прежде чем скушать  кошка принюхивается,  что перед ней. Сделать вывод о том, какую пищу предпочитает кошка.

   

Апрель.

«Хорошее ли обоняние у кошки»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о жизнедеятельности животных. Определить, хорошее ли обоняние у кошки.

Материалы: полотняные мешочки с различными видами корма: хлеб, конфеты, рыба, сыр.

Содержание опыта: Сказать детям  о том, что обоняние у животных играет очень важную роль, оно даже иногда заменяет им зрение. Рассмотрим у кошки нос, усы. Сказать о том, что усы не для красы, а большие помощники у неё, ведь они тоже помогают кошке ориентироваться в запахах. Предложить детям проверить, как с помощью носа кошка отыщет любимый корм – рыбу. Разложить и упаковать мешки. Обратить внимание, как осторожно кошка обнюхивает их и, выбрав мешочек, пытается его разгрызть. Открыть мешочек и проверить, не подвело ли кошку её обоняние. Сделать вывод о том, что кошка не ошиблась, выбрала свой любимый корм – рыбу, у кошки действительно хорошее обоняние.

«Хорошо ли слышит кошка»  

Цель: Продолжать формировать представления жизнедеятельности животных. Выяснить хорошо ли слышит кошка.

Содержание опыта: Рассмотреть внешний вид кошки. Отметить, какие у неё уши, как они шевелятся. Это потому, что кошка ловит звуки ушами, прислушивается. У неё очень хороший слух, ведь она любит ловить мышей, и даже слышит, когда они шуршат под полом. Предложить детям проверить, действительно ли у кошки хороший слух. Поскрести ногтём по поверхности стола, по шуршать бумагой. Обратить внимание, как она быстро реагирует на шорох: шевелит ушами и поворачивает голову. Сделать вывод, что у кошки действительно хороший слух.

Май.

«Солнце светит и согревает»        

Цель: Формировать у детей представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревает всё вокруг.

Материалы: игрушка – заяц.

Содержание опыта: На прогулке показать детям зайчика. «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло. Потрогайте скамейку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Ведь у нас сейчас весна, солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели.» Дети вмести с воспитателям обходят  участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена, здание и т. п. «Кто нагрел всё это?» Сделать вывод о том, что весной солнышко стало греть сильнее и согревать всё вокруг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”

1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. младшая группа

Планирование разработано для младшей группы на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа

Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности (подготовительная группа)

В перспективном плане отражена исследовательская деятельность во всех видах детской деятельности...

Познавательно-исследовательская деятельность и опытно-экспериментальная деятельность подготовительной группы «Морошка»

В плане представлено описание  работы по изучению свойств воды, воздуха, песка, дерева и др.Цель работы по познавательно-исследовательской деятельности и эксперементированию:Помочь детям лу...

«Магнит творит чудеса» (опытно-экспериментальная деятельность) Возрастная группа: старшая группа

Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магни...