Методическая разработка
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно-экологический проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о ценности хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие колоска | 22.26 КБ |
Дидактические игры на тему "Хлеб" | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОСКА»
в общеразвивающей подготовительной к школе группе
Составитель:
воспитатель
Лёвина Светлана Николаевна
г. Рязань
2021 г.
Пояснительная записка
Характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-экологический
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: январь – март
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Актуальность
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в познавательном и экологическом образовании и воспитании детей. В это время формируется экологические представления, они являются основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка экологически правильного поведения. Важно прививать с детства детям бережное отношение к хлебу. Современные дети мало интересуются откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Поэтому я решила дать детям по этой теме необходимые знания. Хлеб является источником жизни и символом труда. Так как с хлебом дети сталкиваются ежедневно, то у них теряется ценность данного продукта.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного и исследовательского процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель: формирование знаний о ценности хлеба в процессе работы над проектом «Путешествие колоска».
Задачи, связанные с развитием детей:
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину, и как это происходит сейчас.
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
- Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
- Воспитывать бережное отношения к хлебу.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
- Изучить литературу по теме проекта.
- Реализовать проект «Путешествие колоска».
- Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде выступления на МО.
Задачи по работе с родителями:
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- оформить папки – передвижки для родителей «Хлеб – всему голова»; консультация: «Берегите хлеб»;
- порекомендовать совместно с детьми испечь хлебобулочное изделие в домашних условиях;
- создать с родителями кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам».
Планируемый результат:
- Дети имеют представления о процессе выращивания хлеба, знают о значении хлеба в жизни человека.
- Осознают, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
3.Проявляют интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
4. Бережно относятся к хлебу.
Этапы проекта
I. Этап — подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Хлеб всему голова».
2. Изучение методических пособий и литературы по теме.
3. Подбор художественной литературы (пословицы, сказки, стихи, загадки, игры).
4. Беседа с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Путешествие колоска».
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II. Этап — основной:
Реализация перспективного плана:
1. Беседы с детьми.
2. Рассматривание картинок, иллюстраций.
3. Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки).
4. Дидактические игры.
5. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование).
III. Этап — заключительный:
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе деятельности детей.
IV. Этап — презентационный:
- Альбом с картинками «Путешествие колоска».
- Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек и мам».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанной с тематикой проекта.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Цели | Сроки реал |
Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | 1 неделя | |
Составление плана работы над проектом | Реализация мероприятий по проектной деятельности | 1 неделя | |
Беседа с родителями на тему: «Хлеб всему голова» | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1 неделя | |
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о хлебе (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. | Создать условия для реализации проекта «Хлеб всему голова». | 1 неделя | |
Создание условий для организации работы: приобретение бросового материала для оформления | |||
Привлечение родителей | |||
Консультация для родителей «Откуда хлеб пришел» | Предложить информацию родителям по данной теме. | 1 неделя | |
Ознакомление детей с фотоматериалом по созданию мини-музея в группе. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Хлеб всему голова». | 1 неделя | |
2 этап - основной | |||
Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья) | Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (пшеница, овес, рожь). Видеть различия и называть колосья разных злаковых культур. | 2 неделя | |
Чтение стихотворений В. Воронько «Вот лето пролетело...», «Вешний день пахать пора...» | Поддерживать интерес к литературным произведениям, расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнера | 2 неделя | |
Познание. Тема: «Откуда хлеб пришел». | Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. | 2 неделя | |
«Художественное творчество» (рисование) «Золотой колосок» | Рассматривание иллюстраций с изображением колосьев. Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. | 2 неделя | |
Чтение стихотворений П. Каганова «Хлеб — наше богатство!», чтение сказки «Колосок». Игра «Кто что делает». | Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. | 3 неделя | |
«Художественное творчество» (лепка из соленого теста) «Золотой колосок», хлебобулочные изделия (крендель, пирожок, батон, рогалик, баранка и т. д.) | Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из соленого теста по образцам — рисункам. Воспитывать аккуратность при работе с тестом. | 3 неделя | |
«Художественное творчество» (аппликация) «Чудо мельница». | Рассматривание иллюстраций с изображением мельницы. Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. | 4 неделя | |
Подведение итогов | Беседа с детьми. Анализ результатов, полученных в процессе деятельности детей. | 4 неделя | |
4 этап - презентационный | |||
Выставка детских рисунков, поделок, аппликаций. Презентация альбома «Путешествие колоска». Презентация кулинарной книги «Рецепты бабушек и мам» | Обобщение опыта работы | 4 неделя |
IV. Результаты проекта
В результате работы над проектом дети узнали: как вырастить хлеб, изготовить муку и выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях. Что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Создали альбом в картинках «Путешествие колоска», а также кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам».
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. Увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
«Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон, булочка и т.д.)
«Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий)
«Кто назовёт больше блюд? » (из муки)
, «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп)
«Как превратить муку в тесто? » (приготовление кислого теста) Показать способ получение теста, как микроско-пические организмы-дрожжи-помогают приготовить тесто.
«Цена хлеба»
- Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.
Мне больно, когда я случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий
Эй, ты, попирающий корку нагою
Ты топчешь достоинство наше людское
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Игра «Расставь правильно».
Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание у доски.
Упражнение «Все по полочкам»
Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.
хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)
хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Малоподвижная игра «Назови ласково».(речь)
Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.
Хлеб -… (хлебушек);
Пирог –… (пирожок);
Калач - … (калачик);
Блин -…(блинчик);
Булка - … (булочка);
Батон - …(батончик);
Пряник - …(пряничек);
Торт - … (тортик);
Лепешка – (лепешечка);
Баранка - …(бараночка);
Ватрушка - … (ватрушечка);
Бублик - …(бубличек);
Дидактическая игра «Раз,два,три-сказка выходи»
Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.
Игра «Золушка»(мелкая моторика)
Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.
Комментарий для взрослых:
Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»
Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек
Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом».
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.
Игра « Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:
— Здравствуй, Царь.
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
— Что вы делали?
— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.
Народные приметы
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились — пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
Из чего сварили кашу?
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Загадки
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Игра «Слушай внимательно»
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!
Игра «Откуда хлеб пришел?»
Поиск соответствующего понятия
Где хлеб купили? — ... (В магазине.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
«Пекарь»
Все встают в круг (это пирог или торт или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдушего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.
Словесная игра «Хлебник-калачник»
В старину пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? Думайте внимательно, за каждый правильный ответ получите по волшебному жетону.(воспитатель старается чтоб у каждого ребенка стало по одному жетону). А как вы думаете, что выпекали пирожники? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...