Конспект Образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лубсандашиева Ирина Базаровна

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Путешествие в космос»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Окружающий мир33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Путешествие в космос»

Цель: развивать у детей познавательных интересов, интеллектуальную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.

Развивающие задачи: стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Образовательные задачи: формировать умения в составлении и решении логических задач. Упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки обратного счета.

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное слово, художественное творчество, здоровье.

Методы: Игровые, словесно-наглядные, сюрпризный момент, игровые.

Приёмы: Вопросы, художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.

Наглядные средства обучения: Глобус, иллюстрации космоса, планет, альбомный лист, восковые карандаши, акварельные краски, листок в клеточку и простой карандаш.

Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром )

Предварительная работа: Чтение Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»

Чтение художественной литературы по теме «Космос»:

  • Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
  • В. Кащенко «Созвездие драконов»,
  • П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
  • О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,

НОД

Воспитатель: Ребята, я люблю путешествовать и сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Но, скажите, как вы думаете, что нужно для начала нашего путешествия?

- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я  хочу с вами им поделиться (делаю жест руками).

 - У меня для вас есть загадка. Отгадав её, вы узнаете, что я для вас принесла.

Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай.

- Глобус - это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и  возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).

Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра».

(Т. Шорыгина)

- Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)

- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать  портрет).

- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос»(Показать портрет).

- Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?

Физминутка

- Молодцы, я  вижу вы уже готовы  для покорения межпланетного путешествия.  На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие (показ воздушного транспорта) – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета.

- Значит, для путешествия нам нужно ракета. Пройдем на своё место и сядем правильно. У вас лежит листок в клеточку и простой карандаш. Слушаем и рисуем за мной математический диктант.

Поставили карандаш на точку. 4 клетки вверх,

1 клетку вправо,

8 клеток вверх,

1 клетку вправо,

1 клетку вверх,

1 клетку вправо,

1 клетку вниз,

1 клетку вправо,

8 клеток вниз,

1 клетку вправо,

4 клетки вниз,

1 клетку влево,

1 клетку вверх,

1 клетку влево,

1 клетку вниз,

1 клетку влево,

1 клетку вверх,

1 клетку влево,

1 клетку вниз,

1 клетку влево.

Что получилось у нас? Дорисуйте иллюминатор и название ракете напишите.

- Сколько замечательных ракет у нас получилось, они все разные, мы построили целый космодром.

- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (показ  иллюстраций  с изображением разной одежды, комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр).

- Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, потому что смоделирован, из специальных материалов.)

- Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Обязательно возьмем с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать все планеты.

- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,...1 Старт! (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса)

- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет).

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда,

Ядерный реактор –

Каждая звезда!

(Р.А. Алдонина)

- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).

- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?

- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу. Давайте эту планету сфотографируем.

- Вторая от Солнца планета – Венера.

В честь богини красоты,

Названа Венера– ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива(Фотографирует)

- Вы узнали третью планету?

- Почему вы решили, что это Земля?

- Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.

- Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Давайте сфотографируем нашу Землю.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой,  похожей нету.  Я. Аким

- Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите  планету красного цвета? Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Четыре самые близкие к Солнцу планеты, помните их названия по порядку?

- Они являются твердыми и каменистыми.

Гимнастика для глаз: (упражнения выполняем с произносимым текстом)

"Весёлая неделька"

Всю неделю по порядку,

глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту

(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи, что вдали

глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. укрепляем мышцы глаз)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко относа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Воспитатль: А, сейчас поиграем в игру. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета» (дети придумывают).

- Молодцы поиграли, а следующая пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод (Фотографируем.)

- Мы видим Сатурн – шестую планету на ней очень холодно. Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней. (Фотографируем).

- Планета следующая называется Уран. Посчитайте, какая она по счету?

- Восьмая планета - Нептун, а девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы. Как вы думаете, почему?

- Увидеть эти планеты с Земли в телескоп невозможно. Зато их можно сфотографировать из иллюминатора нашей ракеты.

- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!!

- Вот мы с вами и в саду. А где мы живем?

- Правильно наша страна Россия, республика Татарстан, город Набережные Челны.

- Давайте с помощью наших снимков соберем схему Солнечной системы и вспомним название всех планет.

- Молодцы все планеты расставили по порядку. А, сейчас я вам задам вопросы, вы отвечайте.

Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом  спутнике).

- Сколько планет в Солнечной системе? (9).

- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).

- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).

- Как называется костюм  космонавта? (Скафандр).

- Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).

- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).

- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).

- Как называется спутник планеты Земля? (Луна).

- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля.

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах. Посмотрите, как много звезд!

- Что же такое звезды?

- Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).

- На ваших столах лежат восковые мелки, акварельные краски и альбомы. Закройте глаза и еще раз вспомните наше путешествие (звучит музыка) Мы с вами нарисуем звездное небо, как мы видим его и земли (Самостоятельная работа детей).

- Ребята заканчиваем и размещаем свои работы на ковер. Посмотрите, какое получилось у нас звездное небо. Что понравилось вам,  в космическом путешествии?

Интегрированное занятие на тему «Космос» в подготовительной группе

Задачи:

- Продолжать расширять знания о государственных праздниках;

- рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса.

1. Чтение стихотворения «Космонавт» В. Степанов

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

шар земной – наш дом родной.

- Кто такие космонавты?

- Назовите космонавтов, которых вы знаете?

- А как вы думаете, почему человек полетел в космос?

(рассуждения детей)

2. Беседа о значении праздника:

- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

(50-е со дня первого полёта человека в космос)

- А почему именно 12 апреля мы празднуем?

(12 апреля, 1961 года, ровно 50 лет назад, на космическом корабле «Восток» совершил свой  первый полёт в космос наш русский космонавт).

- Знаете, кто это?

(Ю.А.Гагарин, было ему 27лет)

- С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

- Кого мы ещё поздравляем в этот день?

(авиаконструкторов, лётчиков, космонавтов, учёных)

- Кого из известных космонавтов вы знаете?

(В.Терешкова – первая женщина-космонавт.  Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос).

- Кого называют основоположником русской космонавтики?

(К.Циолковский)

- Кто первый запустил спутник и построил ракету?

(С.П.Королёв)

- В космос летает….(космонавт).

- Звёзды наблюдает…(астроном).

- Предсказывает судьбу по звёздам, составляет гороскоп…(Астролог).

- Вот сколько профессий связано с космосом.

- В нашей стране есть космические войска. Они следят за безопасностью космического пространства над страной, потому что современные спутники могут нести космическое оружие.

3. Динамическая пауза «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2, 3, потянись,

Вот летит ракета ввысь!

4.Д/и «Волшебная палочка» - в кругу с мячом – активизация словаря

- Назовите космические слова.

(земля, космос, ракета, скафандр, комета, вселенная и т.д.)

5. Загадки космические – загадывают дети – работа над выразительностью речи, логическое мышление развивать

- Синенькая шубёнка весь мир покрыла.

                                                                                (небо)

- Рассыпалось к ночи золотое зерно,

  Глянули поутру – нет ничего.

                                                                        (звёзды на небе)

- То блин, то полблина,

  То та, то это сторона.

                                                                          (луна или месяц)

- Что выше леса, краше света, без огня горит?

                                                                        (солнце)

- Голубой платок,

  Алый колобок,

  По платку катается,

  Людям улыбается.

                                                                        (небо и солнце)

- Распустила алый хвост,

  Улетела в стаю звёзд.

  Наш народ построил эту

  Межпланетную… (ракету)

- Ни начала, ни конца;

  Ни затылка, ни лица;

  Знают все, и мал, и стар,

  Что  она большущий шар.

                                                                        (земля)

6. д/и «Составь слово» - чтение слов

При запуске ракеты слова раскололись надвое. Нужно линией соединить половинки вместе, чтобы получилось слово.

(спут  - ник, телес - коп, зем - ля, лу - на, солн - це, звез – да)

7. д/и «4 лишний) – логическое мышление

Солнце, Венера, Земля, Африка

ракета, спутник, лодка, луноход

комета, звезда, метеорит, глобус

Гагарин, Терешкова, Леонов, Циолковский

Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица

8. Солнечная система – развивать познавательный интерес

- Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.

- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

(Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).

- Какие планеты вы знаете?

Задание:

- Представьте себе, что планеты поссорились и доказывают, что она самая лучшая.

Диалог детей:

Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.

Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.

Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.

Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.

Уран – «лежачая планета».

Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

Плутон – самая дальняя планета.

9. Игра – динамическая пауза под космическую музыку с воздушными шарами

«Планеты»  движутся вокруг «солнца» по орбите.

 (у каждого ребёнка воздушный шар определённого цвета).

В космосе могут летать и другие небесные тела.

(игра на развитие творческого воображения)

 10. д\и «Составь предложение» - работа над грамматическим строем речи

корабль, на, летит, космический, луна

мы, земля, живём, планета, на

девять, вокруг, вращается, солнце, планет

11. Толкование слов – игра «Словарик»

Солнце – огненный газовый шар огромных размеров.

Звёзды – гигантские шары из раскалённых газов.

Луна – спутник Земли.

Спутник – планета, которая вращается вокруг другой планеты или звёзды.

Телескоп – зрительная труба для изучения звёзд и планет.

Астроном – учёный, изучающий звёзды и планеты.

Космонавт – человек, совершающий полёт в космос.

Вселенная – всё, что нас окружает.

12. Конструирование и рисование (под музыку) –«Загадочный космос» и «Космодром» - из строителя на ковре (по подгруппам по желанию детей).

- Алексей Леонов, космонавт, который первым побывал в открытом космосе, стал рисовать этот загадочный и красивый и ещё до конца неизученный космический мир.

- А, может быть, кто-то из вас станет таким же известным конструктором, как Сергей Павлович Королёв.

- Поехали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...