Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Вода-лед"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: развитие представлений о плавлении состоянии воды, о превращении воды в лед.
Материал. Картинка капельки, вода, две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).
Программные задачи:
Образовательные: закрепить знания о временах года, сформировать у детей представления о действии «превращение», расширять кругозор детей.
Развивающие: развивать зрительную память, внимание, сообразительность. Способствовать развитию речи, умению логически мыслить.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность суждений, интерес к познанию нового.
Методы и приёмы: ; наглядные ( наблюдение, простейшие опыты, демонстрация мультфильма; словесные (беседа, ).
Предварительная работа: беседа о временах года, чтение сказок с превращениями: русские народные сказки «Царевна-Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сказки Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», сказка С. Аксакова «Аленький цветочек».
Словарная работа: активизация словаря (со льдом, по льду, в лёд)
Ход занятия
Организационный момент
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Наше правило - « Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, четко говорим и тихонечко сидим»
Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения?
Дети. Маленькое в большое! Снег в воду.
Воспитатель. Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой? (Твердый.) Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли-мяли и он стал какой? (Мягкий.) А что еще мягкое? (Пластилин. Подушка. Игрушки.) А что твердое? (Камешек. Дерево.) Как вы думаете, жидкое может во что-нибудь превратиться? Сейчас с посмотрим
Воспитатель:Ребята, мы с вами прочитали много сказок с превращениями. Кто может сказать, что же такое превращение?
Дети: Превращение – это изменение.
Воспитатель: Правильно. Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится. Давайте вспомним сказки и превращения в них:
Лягушка→царевна. Как называется сказка?
Братец Иванушка→козлёночек.
Тыква→карета
Чудовище→принц.
Великан-людоед→мышь.
Молодцы! Все справились .
Воспитатель. Сегодня мы с вами превратимся в волшебников.
Заклинание.
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись».
В: Вот мы и стали волшебниками! И отправляемся в волшебную лабораторию, но в волшебной лаборатории как и в любой другой есть правила, которые нужно соблюдать давайте их вспомним….
Правила безопасности
Педагог раздает детям пакетики с водой и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. (Это вода.) Какая вода на ощупь? Если мы делаем превращение, то во что мы можем превратить воду! (в лед) Как мы можем превратить воду в лед? (ответы детей)
Воспитатель. Понизить температуру(ставим воду на подоконник, за окно)
Далее педагог предлагает: давайте нарисуем превращение воды в лед. Рисует сначала воду, потом сосульку. Спрашивает: «Как узнать, что вода превратилась в лед?»
Дети. Нужно нарисовать стрелку.
Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.
Физминутка.
Лёд да лёд
А по льду пингвин идёт.
Лёд да лёд, скользкий лёд.
Но пингвин не упадёт.
Топ, топ, хлоп, хлоп. Лёд да лёд
А по льду пингвин идёт.
Воспитатель. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что вода превращается в лед. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.)А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.
Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)
Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)
В завершение педагог предлагает детям поиграть в уже знакомую им игру «Наоборот» и произносит «Большой». (Маленький.)
– Тяжелый. (Легкий.)
– Холодный. (Теплый. Горячий.)
– Зима. (Лето.)
– Тепло. (Холодно.)
– Лед. (Вода.) И так далее.
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В деток снова превратись».
Рефлексия.
Воспитатель: кем мы сегодня были?
Чем интересным занимались?
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Дети. Мы узнали о превращении воды в твердое состояние-лед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...