Статья "Исследовательская активность ребёнка"
статья по окружающему миру

Любина Ирина Петровна

Статья на тему "Исследовательская активность ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская активность ребёнка.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.                                                                                                          Жизнь в меняющемся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть родителей и нас, педагогов. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.                                                                                                            Известно, что ознакомление с каким–нибудь  предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.                                                                              «Чем больше ребенок узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его  деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Актуальность  детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

       В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование       является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в    своем    сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,   опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.  Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.                                                                                     Доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно – действенное и наглядно - образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

           Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью       детей.

         Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т.д.  Для создания полной и объективной картины о состоянии данного вопроса в  средней группе  я провела  опрос родителей и наблюдала за развитием познавательных интересов, знаний и способностей детей. На основании опроса  и наблюдения мне удалось выяснить, что родители испытывают затруднения при ответе или ранее  не интересовались этой проблемой. Что касается детей, то их потребность в экспериментировании выражена слабо, предпочтение отдается другим видам деятельности (1 место - игровой уголок, 2 место – уголок  изобразительной деятельности,  3 место - рассматривание книг, 4 место – экспериментирование). И я убедилась, что  дети имеют низкий уровень овладения навыками экспериментирования.

Именно это заинтересовало меня,  и я выбрала тему самообразования                       «Развитие познавательно - исследовательской деятельности  дошкольников  через организацию  экспериментирования, над которой я работаю четвёртый год.                                                                                                                                   На протяжении дошкольного периода жизни ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать и способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

   С помощью игрового персонажа крысёнка  Платоши  я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: Утонет или нет резиновый мяч, почему нельзя есть снег, как пройти по лужам и не замочить ноги и др.

Опыты  проводила  как в образовательной деятельности, так и в свободной  совместной деятельности.

К концу учебного года  дети средней группы решали проблему: «Почему  на прогулке зимой Милана  промочила ноги».

В результате этой проблемы, мы провели ряд экспериментов со снегом. По окончании экспериментов дети сделали вывод, что снег – это вода. Экспериментируя с  водой,  дети с особым увлечением проводили опыты. Каждому хотелось участвовать в проведении экспериментов.  

В   старшей группе аналогично проводила опыты с магнитом. Полина ездила отдыхать с родителями и,  вернувшись из поездки, она привезла подарок для детей – магнитик с изображением дельфина. Дети искали место для прикрепления этого магнитика, но все попытки детей не принесли  результата, пока мы не провели серию опытов с магнитом.

Процесс и результат  действий с магнитом принес детям радость, осознание собственных умений. Дети сами догадались, что магнит нужно прикрепить на железную пластину или магнитную доску, потому что магнит имеет свойство притягивать железные предметы. Дошкольники с радостью прикрепили магнит на железную пластину, находящую на доске.                                                                          По ходу деятельности экспериментирования дети учились задавать вопросы, выделяя последовательность действий, отвечали на вопросы: «Что мы делали?», «Что мы получили?», «Почему?». В итоге дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности,  и уже сами отмечают  полученные результаты проведения опытов.

Современный образовательный процесс немыслим без инновационного обновления, привлечения новых технологий, апробации и адаптации к современным требованиям нового содержания.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО  к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности. Экспериментирование как специально организованная деятельность будет способствовать  становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира, если создать условия для  исследовательской деятельности детей.                                                                                                                                 Чтобы дети проявляли активность в исследовательской деятельности,  в подготовительной группе   был создан «Центр Науки». В этом  исследовательском «Центре» дошкольники самостоятельно пользуются приборами и материалами,  проводят эксперименты, активно используют в  своей работе схемы по проведению экспериментов, фиксируя результаты опытов. Организация в группе «Центра Науки»  позволяет мне как педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.                                                                                                                              Работая по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы», я убедилась, что детское экспериментирование является  не только развитием познавательно-исследовательской деятельности, но и  развитием творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию. Ребёнок не просто придумывает или находит нужное новое решение, а получает его благодаря исходной ситуации, в которой он оказывается. В основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств,  и преобразовать исходную ситуацию по определённому правилу: выбрать какое-то свойство ситуации и превратить его в противоположность. Совершая действия превращения, ребёнок сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществляет это на практике.                                                                                       Считаю, что созданная мною предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет мне, как воспитателю, решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.                                        Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.                                                           Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только наличием экспериментального центра в группе, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности.   Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка.  Родители вместе с детьми проводят опыты в домашних условиях.    

В ходе целенаправленной работы по данному вопросу у родителей  вырос  интерес к  исследовательской деятельности своего ребенка.  Взрослые  способствуют удовлетворению познавательных интересов детей к экспериментированию. Отношения с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг дошкольники испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

Ж. Пиаже проанализировал: «Достоинство детского экспериментирования

заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами».

Н.Н. Подьяков  заметил: «Важнейшая особенность экспериментирования состоит в   том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении».

Б.Г.Ананьев справедливо отмечал, что «проблема взаимосвязи чувственного и логического, ощущения и мышления будет являться одной из центральных проблем.  Все это как нельзя лучше сочетается в таком виде деятельности как экспериментирование».                                                                                                                                   И я уверена, что систематическая работа по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.                                                                                                            Таким образом, исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка - дошкольника возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня двигательной активности ребёнка

Каждый ребёнок имеет разный уровень двигательной активности. Как его определить?...

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...

Гиперактивный или активный ребёнок?

Не следует любого активного малыша называть "гиперактивным", ведь это конкретный диагноз, который ставится неврологом. В дошкольном возрасте можно только предполагать наличие данного диагноза, ставитс...

Организация двигательной активности ребёнка дома

Если заниматься физическим развитием ребёнка с раннего возраста, то к 7 -8 годам, ребёнокдостаточно хорошо окрепнет....

Организация двигательной активности ребёнка дома

Если заниматься физическим развитием ребёнка с раннего возраста, то к 7 -8 годам, ребёнокдостаточно хорошо окрепнет....

Предметно – развивающая среда как фактор развития активности ребёнка

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды. В статье я...

Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Под влиянием двигательной активности у дош...