Предметно – развивающая среда как фактор развития активности ребёнка
методическая разработка по теме
Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды. В статье я даю рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sistema_obrazovaniya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы - «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Новостроящаяся, 22
Предметно – развивающая среда как фактор
развития активности ребёнка
Составила
воспитатель Агеева Л.В.
Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными организациями стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.
Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.
Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.
Мой опыт работы показал, что предметно-игровая среда эффективно воздействует на развитие игровой активности ребенка-дошкольника при определенных условиях:
- Когда воспитатель является организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка;
- А ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывая и самоутверждается;
- Предметно-игровая среда целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании)
Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература. Обновлённая предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
Центры активности | Интегративная направленность деятельности центра |
Познавательно-речевое направление развития детей | |
- Центр сенсорного развития - Центр «Мы познаем мир» - Центр конструктивной деятельности - Центр математического развития |
Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. |
- Центр «Здравствуй, книжка» |
|
- Центр речевого развития - Центр «Будем говорить правильно» |
|
- Центр физического развития |
|
-Центр «ПДД» - Центр «Пожарная безопасность» - Центр сохранения здоровья ребенка |
|
- Центр изобразительной деятельности
|
|
- Центр музыкально-театрализованной деятельности |
|
- Центр сюжетно-ролевых игр - Центр социализации - Мини-музей «Изба» - Мини-музей кукол |
|
- Центр труда |
|
Опыт работы доказывает, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
При этом воспитатели:
-имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;
- формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;
- ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;
- поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
На основе такого подхода дети:
- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
- проходят через закономерные стадии развития;
- обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т.д);
- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде периодически обновляются, расположены на полочках, в шкафах, доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды воспитанники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры - специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). Используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности, различные виды конструктора.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников различной направленности.
Я использую следующие формы и методы работы с игровым материалом в предметно-развивающей среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение сказок, рассказов и др.
Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.
К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, привлекаю родителей.
Таким образом, одной из основных задач я считаю моделирование игрового пространства в группе в соответствии с содержанием основной программы СП, развития детей дошкольного возраста и обогащение среды такими игровыми элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновлен...
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Презентация выступления "Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей"
Сегодня крайне важно обеспечить здоровье ребёнка в реальных условиях его существования....
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»Для целостного и адекватного развития ребёнка необходима свобода в познании окружающего мира, эксперимент...