Комплект занятий по экологии в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Татьяна Юрьевна Москалева

"Любовь к природе, впрочем как и вся человеческая любовь, несомненно закладывается в нас с детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_igr_po_ekologii.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект занятий по экологии в средней группе

 

Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

 

З а д а ч и: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Ход занятия

1. Дети организуют в уголке природы выставку «Дары природы». Беседа «Кто что принес?». Игра «Опиши, мы отгадаем» (по схеме «Способы сенсорного обследования»).

2. Приход сказочного героя с подарком: две корзины – овощи и фрукты; игра «Разложи правильно».

3. Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов; выращивание лука – схема компонентов труда (инструменты и материалы, трудовые действия в их последовательности, результаты труда).

4. Игра «Угадай, что съел?».

5. Обобщение понятий.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Целевая прогулка на огород.

– Труд на огороде.

– Организация выставки «Дары осени».

– Рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок.

 

Гуляем по лугу (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

 

З а д а ч и: способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Ход занятия

1. И г р о в о й  с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит Карлсон и приносит ромашку.

Воспитатель. Здравствуй, Карлсон. Ты что-то принес ребятам?

Карлсон. Гулял я как-то и вижу: растет красивое дерево, дай, думаю, сорву и принесу детям в подарок.

Воспитатель. Ребята, вы тоже считаете, что это дерево? А правильно Карлсон сделал, что сорвал ромашку? Как вы думаете, почему? Что с ней нужно сделать? (Поставить в воду.)

Карлсон. На крыше может расти ромашка? А в воде? Где же тогда она растет? (На земле – на лугу, на клумбе.) Мне кажется, земля такая твердая, как на ней может что-то расти?.. Какая бывает земля? (Рыхлая, мягкая, мокрая, сухая.) (Дети доказывают с помощью опытов).

2. И г р а «Собери цветок» из разрезных картинок.

3. И г р а «Что нужно растениям для роста?».

Дети выбирают необходимые карточки-схемы (свет, тепло, вода, воздух).

Карлсон. Что еще, кроме земли, нужно цветам, травам для роста?

4. И г р а «Как развеселить цветок».

Воспитатель показывает детям увядающий цветок (или картинку), просит описать, какой он, и определить, чего ему не хватает для роста, почему у него «хмурое, вялое настроение».

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседа об осени.

– Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

– Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

– Рассматривание почвы на клумбе.

 

Куда исчезают насекомые (беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Прилетает воробушек и предлагает детям послушать необычную историю.

Воробушек. Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес вам фотографии. Это произошло со мной летом. Сейчас я еще раз хотел их посмотреть, но никого не нашел.

Дети рассматривают картинки, называют, кто это, наблюдают, куда спрятались насекомые, рисуют понравившееся насекомое и дарят воробью.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).

– Имитация движений насекомых с заучиванием четверостиший:

Стрекозы-красавицы,

Мы вас не тронем,

Летайте, летайте,

Мы вас не обидим.

Бабочки летают над цветочками на лугу,

Крылышками машут, радуют детей.

Пчелки, пчелки, вы летайте,

Мед для деток собирайте. И др.

 

– Чтение художественной литературы.

 

Кто такая рыбка (наблюдение)

З а д а ч и: способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит Мишка и приносит детям банку с золотой рыбкой.

Мишка. Ко мне в гости приходил зайчик и принес мне в подарок это замечательное животное. Но я не знаю, как за ним ухаживать, чем кормить. Вот решил придти к вам в детский сад, чтобы вы мне помогли.

2. Б е с е д а   в о с п и т а т е л я   с   д е т ь м и.

В о п р о с ы:

– Как вы ребята думаете, это животное?

– Кто это?

– Как чувствует себя рыбка?

– Где живет? (В воде.)

– Какая вода? (Прозрачная, чистая.)

– Что помогает рыбке плавать?

– Сколько плавников у рыбки?

– Давайте посчитаем все вместе.

– Какое тело?

– Чем покрыто тело рыбки?

– Какая чешуя?

3. И г р а - и м и т а ц и я «Мы рыбки».

Детям предлагается взять лоскуты тонкой ткани и имитировать движение плавников.

4. Т р у д о в ы е   д е й с т в и я.

Воспитатель показывает детям корм. Дети рассматривают, беседуют. Мишка предлагает детям покормить рыбку, а то она уже два дня не ела. Дети бросают рыбке корм и наблюдают, как она захватывает его ртом. Обсуждают увиденное.

5. С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы».

 

Кому нужна вода (проблемно-этическая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

Ход занятия

1. И г р о в о й  с ю р п р и з н ы й  м о м е н т.

В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.

2. Б е с е д а «Что нужно для чистоты».

В о п р о с ы:

– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).

– Чем? Где взять воду? (Дети моют куклу.)

3. Р а б о т а  п о  к а р т и н к е - с х е м е.

Кукла. Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?

Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)

Кукла. Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.

Воспитатель. Дети, правильно ли поступит кукла?

Дети решают ситуацию.

4. И г р а «Кому нужна вода».

Кукла загрустила. Дети жалеют еe.

Дети. Что случилось с тобой, кукла?

Кукла.У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».

О п и с а н и е. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций о воде.

– Отгадывание загадок по теме.

– Проведение опытов с водой (вкус, запах).

 

Как помочь растению (наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)

 

З а д а ч и: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит грустный Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.

Карлсон. Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?

Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.

Карлсон. На крыше, под ведром…

2. И с с л е д о в а н и е «Что нужно растению».

Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.

Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.

По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.

Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?

Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.

Воспитатель. А какое сейчас растение?

Находят и выставляют схему цветущего растения.

3. Б е с е д а «Как нужно поливать?».

Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой, выставляют схему.

Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).

Дети находят схему трудовых действий(полив).

Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.

Дети поливают растение в соответствии с действиями по схеме.

Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

Деревья и кустарники на участке детского сада (беседа)

 

З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Ход занятия

1. С о з д а н и е  и   р е ш е н и е   п р о б л е м н о й  с и т у а ц и и.

В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи какие-то и короны. (Показывает план.)

Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.

Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»

Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.

2. И г р а «Выбери правильно».

К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.

3. Б е с е д а «Какие растения есть на участке детского сада».

В о п р о с ы:

– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?

Дети рассказывают и показывают картинки.

– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.)А почему?

– Как вы ухаживаете за растениями на участке?

Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)

Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.

К р о л и к   ч и т а е т стихотворение о листьях:

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат,

Тихо шепчут: «Листопад!».

Листопад, листопад,

Засыпает старый сад!

Листья, словно бабочки,

Кружатся, порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья засыпают.

Листопад, листопад

Засыпает старый сад!

5. И г р а - и м и т а ц и я «Мы – листики осенние».

Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

С л о в а   к   и г р е:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим,    (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели.  (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали,    (Дети бегают, помахивая листочками,

                                            Приседают.)

А потом летать устали!    (Дети приседают на корточки, помахивая

                                           Листиками над головой.)

Престал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая

                                            Листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели     (Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели.      Следят, куда они упадут.)

 

6. И г р а «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. П.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза».

 

Комнатные растения (сравнительный рассказ о бальзамине и алоэ)

 

З а д а ч и: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Ход занятия

1. И г р о в о й  с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В гости приходит Незнайка и приносит растение.

Незнайка. Не знаю, как оно называется. Кто мне подскажет? (Бальзамин.)

– Как вы узнали? Чем он отличается вот от этого? (Показывает алоэ.)

Дети называют алоэ и объясняют, чем он отличается от бальзамина.

2. О б с л е д о в а н и е   ц в е т о в.

Дети ведут обследовательские действия: гладят, сравнивают по величине, по толщине, на ощупь. Воспитатель объясняет, почему у алоэ листья толстые, а у бальзамина – тонкие.

Незнайка. Я хочу, чтобы у меня было красиво, как у вас. Как только приду домой, поставлю бальзамин на шкаф, чтоб никто не столкнул.

Воспитатель. А ты умеешь ухаживать за растениями?

Незнайка. А что за ними ухаживать, пусть себе стоит.

3. П р а к т и ч е с к о е   у п р а ж н е н и е  по уходу за цветами.

Воспитатель. Что будет с растением, если не ухаживать? Давайте научим Незнайку.

Дети приносят необходимый материал: воду, лейки. Рассказывают, как нужно поливать и сколько воды нужно бальзамину (выставляют модель), алоэ, как можно вытирать пыль с листьев, еще раз обследуют (алоэ вытирают влажной салфеткой, а бальзамин опрыскивают). По модели дети напоминают Незнайке, что нужно делать с растением: поливать, мыть, опрыскивать.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

– Рассматривание модели «Растение».

 

Хвойные деревья (ель, сосна) (беседа)

З а д а ч и: способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

Ход занятия

1. Р а б о т а  п о  к а р т и н к а м.

Лесовичок приносит детям в группу картинки с изображением ели и сосны и веточки. Дети рассматривают. Называют деревья. С помощью воспитателя рассказывают, что иголки у ели и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живет долго, а потом падает на землю, но сосны и ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые деревья. Почему?

2. О б с л е д о в а н и е   и г о л о к.

– Чем похожи? Чем отличаются? (Понюхать, сравнить.)

3. И г р а  «Найди по описанию».

Лесовичок описывает одно из деревьев, а дети отгадывают. Лесовичок благодарит детей и дарит им шишки: еловые и сосновые.

4. И г р а  «Кто больше соберет шишек».

5. Б е с е д а  «Кто кормится шишками?».

Лесовичок показывает сюжетные картинки.

– Кто любит шишки? (Дети называют и выставляют картинки с изображением белки, клеста и других птиц).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

 

Почему мишка перепутал черепаху с камнем (наблюдение за черепахой)

 

З а д а ч и: создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит Мишка и приносит черепаху.

Мишка. Посмотрите, ребята, какой интересный камень я нашел на дороге, когда шел к вам в детский сад. Он мне так понравился, и я решил принести его вам.

2. Р а с с м а т р и в а н и е   ч е р е п а х и   и   б е с е д а.

– Кто это?

– Как вы догадались, что это не камень?

– Чем отличается черепаха от камня? (Живая.)

– Что умеет делать черепаха? (Ползает, ест, дышит, видит и т. П.).

– Что у нее есть?

– Какие ногти у черепахи на ногах? (Рассматривают.)

– Почему ползает?

– Где живет?

Мишка благодарит детей за интересный рассказ и предлагает детям побыть в роли исследователей.

3. И г р а - о б с л е д о в а н и е.

Дети обследуют панцирь черепахи (легонько постучать, погладить, слегка надавить на панцирь). Дети высказывают Мишке свои ощущения. Воспитатель предлагает пустить черепаху на песок и посмотреть на следы. Дети с помощью луп исследуют следы.

Мишка. А как вы думаете, черепаха видит или нет? (Варианты ответов детей.)

Мишка предлагает проверить версии детей. Он кладет черепахе корм. Дети наблюдают и делают выводы о ее поведении и о том, почему же Мишка перепутал черепаху с камнем.

4. Л е п к а   и л и   р и с о в а н и е  «Черепаха».

Дети дарят свои работы Мишке.

 

Органы дыхания человека (беседа)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.

Ход занятия

1. Б е с е д а.

– Для чего нужен нос?

– Чем мы дышим?

2. У п р а ж н е н и е   н а   д ы х а н и е.

Воспитатель предлагает поупражняться в правильном дыхании (энергично дышать носом).

Воспитатель. Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха выдохнули? А хотите увидеть?

Д е м о н с т р а ц и я   о п ы т а.

Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой. Как увидели воздух?

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

3. И г р а «Чей кораблик дальше».

В тазу с водой лодочки. Вдохните воздух носом, а выдохните ртом, направив струю воздуха на кораблики (лодочки).

4. Б е с е д а   о  носовом платке.

– Для чего нужен носовой платок? (Пользоваться при кашле, прочищать нос.)

– Какими должны быть носовые платки? (Чистыми.)

– Можно ли давать носовой платок другу? (Нет.)

– Можно ли складывать платок на полу? Почему?

(Г. Г. Давыдова, М. В. Корепанова «Познаю себя», с. 42.)

5. И г р а «Что полезно, что вредно для органов дыхания».

Дети делятся на две команды и отбирают картинки, а потом рассказывают, кто что отобрал, объясняют, полезно или вредно изображенное на картинках.

 

Дикие звери зимой (беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе)

 

З а д а ч и: способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

Ход занятия

1. З а о ч н а я  э к с к у р с и я  в зимний лес.

Детям предлагается экскурсия в зимний лес (схема-макет в группе). Дети вспоминают правила поведения в лесу.

По следам зайцев подходят к картинке или игрушке.

– Кто это? Как выглядит? (Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом, срезает кору деревьев.)

– Почему его не заметно на снегу? (Поменял шубку).

Дети идут дальше. На пути два бугорка: один большой, другой маленький.

– Кто всю зиму спит? Кто спрятался? (Еж и медведь.)

– Вспомните, как выглядит еж. (Можно показать картинку, если дети затрудняются.)

– Что в его в норке? (Корм на зиму не запасает, норка выстлана сухими листьями, спит всю зиму.) (Показать картинку.)

2. Б е с е д а  о м е д в е д е.

В о п р о с ы:

– Что за бугорок нам встретился?

– Почему бугорок большой?

– Как выглядит медведь? (Большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)

– Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.

3. И г р а - и м и т а ц и я «Большой медведь и маленький медвежонок».

4. Б е с е д а  о б е л к е.

На снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.

– Кто насорил в лесу?

– Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).

– Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)

– Где живет? (В дупле).

Воспитатель или ребенок ч и т а е т   с т и х о т в о р е н и е:

Скачет белка там и тут.

Белкин хвост – как парашют!

Управляя им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Когда трескучие морозы

Ветки опушат,

Белка спрячется в дупло –

Там и сухо, и тепло!

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.

– Рассказы воспитателя о зверях.

 

Птичка в клетке (распознающее наблюдение и составление описательного рассказа о попугае)

 

З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е   к а р т и н к и  или игрушечного попугая.

– Что есть у попугая? (Голова, хвост, ноги, глаза, клюв.)

2. Р а с с м а т р и в а н и е   п о п у г а я  в клетке.

– Чем отличается? (Живой.)

– Как определили? Как себя ведет? (Повадки – летает, прыгает, ходит, ест.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть корм.

– Что ест попугай?

– Покормите и понаблюдайте за попугаем.

– Что любит больше всего?

3. И г р а   с   п е р ы ш к а м и.

Каждому ребенку раздаются перышки от попугая. Рассматривают, взвешивают на руке (тяжелые или легкие), дуют.

4. И г р а  «Что видит попугай?».

– Сосчитайте количество глаз.

– Какой они формы, размера, цвета?

– Что попугай видит в клетке, за ее пределами?

5. Б е с е д а о том, как ухаживать за попугаем.

– Как нужно относиться к попугаю?

– Как следует вести себя с попугаем и почему?

– Слышит ли попугай?

– Позовите его по имени.

П р е д в а р и т е л ь н а я  р а б о т а.

– Серия наблюдений за птицами на прогулке, в уголке природы и экологической комнате.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение рассказов о попугае и произведений, в которых попугай является действующим лицом.

Советы айболита (обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) И солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Ход занятия

1. И г р о в о й  с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

К детям в группу приходит Доктор Айболит и интересуется здоровьем детей, как они себя чувствуют. Рассказывает, что весной особенно нужно беречь свое здоровье, организм ослабленный после зимы: не хватало витаминов, солнца… Предлагает посмотреть в окно и сказать, какая сегодня погода.

2. И г р а  «Порадуйся солнышку».

Дети подставляют солнышку ладошки, лицо, улыбаются…

3. П о с т а н о в к а  и р е ш е н и е   в о п р о с а: нужны ли детям витамины?

Доктор Айболит спрашивает детей, принимают ли они в пищу какие-нибудь витамины. Дети показывают выращенный ими зеленый лук, рассказывают по дневникам наблюдений, как вырос.

– А что нужно, чтобы лук вырос такой зеленый и красивый? (Рассказ детей.)

4. Д о к т о р  А й б о л и т   и г р а е т с детьми в игру «Что полезно для здоровья, что вредно». (Связь с сезоном: одежда, пища, поведение детей, закаливающие мероприятия.)

5. Д е т и   у г о щ а ю т  Доктора Айболита зеленым луком.

П р е д в а р и т е л ь н а я  р а б о т а.

– Посадка и выращивание зеленого лука.

– Работа в дневнике наблюдений (зарисовка стадий роста лука).

– Беседы с детьми о витаминной пище.

 

Весна-красна (обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека; развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе.

Ход занятия

1. И г р а «Кто больше назовет признаков весны?».

По кругу детям передается веточка.

2. К о н к у р с   с т и х о в  о весне.

3. И г р а  «Как я оденусь весной?».

Задание. Выбрать из предлагаемого комплекта нужные картинки и объяснить свой выбор.

4. Б е с е д а.

– Какие у людей весенние работы в саду, в поле, в огороде?

Дети делятся на три группы, каждая выбирает себе одну из схем: сад, поле, огород. Потом отбирают к своей схеме картинки, на которых изображен человек, работающий в весенний период, рассказывают о сезонном труде.

Воспитатель. Почему остались картинки на столе?

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Ведение дневника наблюдений.

– Опыты с водой, песком, ветром и др.

– Рассматривание репродукций художников о весне.

– Заучивание стихов и чтение познавательной литературы.

– Беседы с детьми о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомые насекомые".Интегрированное занятие по экологии в средней группе.

Конспект интегрированного занятия, закрепляющего знания детей средней группы о насекомых, их внешнем виде, образе жизни....

Интегрированное занятие по экологии в средней группе на тему: «Мы посадим репку….»

Интегрированное занятие по экологии: «Мы посадим репку….» сочетает в себе :сюрпризный момент(появление бабушки) ,формирование  представления о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы , навык...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали»

способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у детей интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу. З...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали».

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе.Тема занятия: «Как мы лесу помогали».Задачи: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у д...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Юный эколог» (экологический квест)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...