Серия опытов для старших дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Составил воспитатель: Тимоховская Д.С.
Серия опытов для старших дошкольников
№ | название | цель | задачи | детские предположения | содержание | предполагаемые результаты |
1 | Что в коробке?
| Познакомить со значением света | Познакомить с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности | Заглянуть в прорезь; полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее | Что нужно для опыта: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света - фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света. | Станет больше света и можно будет увидеть что в коробке |
2 | «Ловушка для света» | Расширение представления о свойствах света и тени | Познакомить детей со свойствами света; уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света; активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. | Свет будет проникать через предметы, а некоторые нет | Воспитатель подходит к столу с разными предметами: тряпочки, цветные «стёкла», дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики этими предметами, свет будет проникать сквозь них? Давайте попробуем, что получится. Если мы закроем фонарик дощечкой, свет будет проникать сквозь неё? (Аналогичная работа проводится с цветными «стёклами», картоном, тряпочками, бумагой писчей, пластмассовыми тарелочками, книгами.) Делаем вывод: свет может проникать через некоторые предметы, а через некоторые – нет. (Воспитатель преграждает луч рукой.) Что видим на стене? (Тень.) Почему она образуется? (Рука мешает свету и не даёт дойти ему до стены.) Поиграем с тенью. (Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки.) Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр. | Свет может проникать через некоторые предметы, а через некоторые - нет. |
3 | «Радуга» | Показать, что солнечный свет состоит из спектра | Закрепить представление о семи цветах радуги; сформировать умения создавать преломление световых лучей. | Вода будет отражаться в зеркале; Появится радуга (я с папой так делал) | Оборудование: таз с водой; зеркало, расположенное под углом 25°; солнечные лучи или настольная лампа. Ход: Для проведения данного опыта нужно выбрать солнечный день или же приготовить лампу, которая будет давать нам свет. Следует зеркало поставить на подставку, чтобы был образован угол. При этом нужно расположить зеркало так, чтобы поймать луч света, в этом случае произойдет преломление луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга. Такой опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении. | Появится радуга |
4 | Исчезающая монета | Показать особенности отражения света от банки с водой | Объяснить понятие «отражения»; показать возможности преломления света | Монета, как волшебная исчезнет; Монету съест вода | Оборудование: - стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр; - вода; - монетка. Ход: Для проведения опыта следует налить в банку воду и закрыть ее крышкой. Затем следует поставить на монетку банку с водой. Если смотреть на монетку сверху, то ее будет видно, если же посмотреть на монетку сбоку банки, то возникнет ощущение, что монетка исчезла. Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как монетку не будет видно, можно заставить ее появиться вновь. Для этого следует убрать банку с водой, и монета вновь будет видна. Этот опыт удается благодаря отражению света от стенки банки. Отражение - это отбрасывание света от поверхности обратно. | Монета исчезнет |
5 | Живая тень | Познакомить со значением тени | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Появится тень Нельзя, так как тень не живая Тень живая, это же от нас тень, а мы живые | Если вы станете между источником света и стеной, на стене появится ваша тень - черный силуэт, без глаз, без носа, безо рта. А можно сделать так, чтобы у тени появились и глаза, да не простые, а огромные, как у чудовища, и нос любой формы, и рот, который будет то открываться, то закрываться. Для этого достаточно стать в углу комнаты возле стены, на которой висит зеркало. Лампу или свечу нужно поставить так, чтобы "зайчик" от зеркала упал на стену, которая служит экраном, точно в том месте, куда ложится тень от вашей головы; на этом месте появится освещенный прямоугольник или овал, в зависимости от формы зеркала. Но зеркало можно закрыть листом бумаги, а в том листе прорезать и глаза, и нос, и рот; они тотчас же вырисуются светлыми пятнами на тени, которую бросает на стену ваша голова. Если же вы приготовите два листа с разными вырезами, один укрепишь на зеркале прочно, а другой будешь то накладывать поверх первого, то снимать, глаза на тени начнут двигаться, и рот будет то открываться, то закрываться. Это очень несложный и веселый фокус. | Тень оживет: появятся рот, нос, глаза |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта для старших дошкольников по математике "Юный Математик"
- У каждого ребенка...
Обмен опытом. «Знакомство старших дошкольников с часами».
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорят...
Картотека экспериментов и опытов для старших дошкольников
Картотека интересных экспериментов и опытов, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов для старший дошкольников "Космос"
Картотека опытов...
"Картотека опытов для старших дошкольников"
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел( вода, песок, воздух и.т.д)...
Занимательные опыты для старших дошкольников
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор дете...
Консультация "Занимательные опыты для старших дошкольников"
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. В детском возрасте он охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Именно поэтому детское экспериментирование является одним ...