Обмен опытом. «Знакомство старших дошкольников с часами».
консультация (подготовительная группа)
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.o.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 7 « Ягодка».
пгт. Джубга муниципального образования
Туапсинский район.
Обмен опытом.
«Знакомство старших дошкольников с часами».
Педагог: Медведская
Оксана Николаевна.
2014 год.
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором, не только различных видов деятельности , но и социальных отношений человека. Время является , регулятором жизни и учебной деятельности школьника начиная с 1 класса. Под руководством Б. Г. Ананьева была проведена серия психолога - педагогических исследований умственного развития детей в процессе начального обучения. Эти исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно- временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков в развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к поступлению в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе, укладываться в отведенное время , уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ко всем требованиям, которые предъявит школа, ребенка надо готовить в дошкольном возрасте. Для этого , прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени. Детям в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе, но и в повседневной жизни. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлений жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий. Все меры времени ( минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из предыдущей для построения последующей. Диагностика развития временных представлений у старших дошкольников должна включать задания на определенные знания ребенком названий частей суток; знание названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра. Знания ребенком названий и последовательности месяцев, времени года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения ребенком определять время с использованием календаря, песочных и механических часов. Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов осуществляется нами на занятиях. В качестве материала на занятиях можно использовать макеты часов, натуральные часы. На занятиях рассматривали величину 2- х стрелок, определяли что, они показывают. Предлагали большую стрелку часов поставить на цифру 12, а маленькую стрелку переводить с цифры на цифру и определять , что она показывает. Просили детей вспомнить, что они делают в детском саду в то или иное время, показываемое на часах – макете. Затем переводили большую стрелку на 1-2 цифры и определяли время на часах. Обращали внимание на настенные часы и определяли на этих часах время. На другом занятии предлагали назвать время на настенных часах, такое же время показывали на макете часов, потом переводили минутную стрелку на 5 минут. Каждый раз воспитанники отвечали, который час показывают часы. Далее пояснили, что минутная стрелка , двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если круг разделить пополам , получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга разделить еще пополам, то получится 4 раза по четверти часа. Каждый из 4-х отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа – 15 минут. В ходе занятия давались отдельные задания на 5, 10, 15 минут. Понимание времени или узнавание времени – это навык, которому ребенок должен обучаться постепенно. Дома и на улице, ребенок будет слышать от родителей от других людей слова и рассуждения на тему « время». Про минуты и часы, про сегодня и завтра, про лето и зиму. Ясно, что без этого навыка наша жизнь невозможна.
Консультация для родителей.
Тема: «Знакомство дошкольников с часами».
Родители могут учить ребенка понимать время на примере повседневной жизни, так же учиться определять время года и месяц , но обучение стоит начинать после того, как ребенок уже начинает осознавать , что такое холод и жара, ориентируется в природных изменениях. Если ребенок успешно освоил времена года и части суток, настало время переходить к понятию и определению времени. Сначала следует разобраться со стрелками. 1.Знакомство с секундной стрелкой. На примере любых часов, где есть секундная стрелка. Надо объяснить, что это миг, когда например, хлопаешь в ладоши. Пусть ребенок при каждом перемещение стрелки хлопает. Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно, надо объяснить, что минута состоит из 60 секунд. Так же надо привлечь внимание ребенка к различиям между стрелками: минутная – узкая и длинная, а часовая стрелка наоборот – короткая и широкая. 2. Знакомство с часовой стрелкой. На макете часов поставить стрелку большую на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку, обязательно сказать, что стрелки часов у нас двигаются только слева на право. Надо дать понятие , что короткая стрелка движется очень медленно, минутная побыстрее, а секундная очень быстро. И, когда минутная стрелка проходит целый круг, значит, прошел 1 час. Первое время не стоит вводить минуты, сначала ребенок пусть усвоит часы. После объяснений надо дать закрепляющие упражнения: попросить показать конкретное время. И по заданию родителей могут выставить определённое время на макете часов. Как только ребенок усвоил эту информацию, можно перейти к изучению минут. 3. Знакомство с минутой. Объяснить ребенку, если часовая стрелка указывает ровно на 2, а минутная стрелка указывает на 12, значит это 2 часа; а если минутная стрелка указывает на 6, то это половина часа. Закрепить новые знания в заданиях. После можно перейти к новым понятиям. Дать информацию ребенку, что в одном часе – 60 минут. Что на часах есть 5, 10, 15 минут и так далее. Передвигая стрелку, обязательно называйте правильное время. После надо закрепить новые знания, выполнив задания. Ребенку понравиться играть с макетом, показывать разное время и проговаривать вслух. Для того чтобы ребенок мог понять, о каком времени ему говорят, или определить самому длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. Так как современные условия труда требуют от нас следить за течением времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна
Основная цель – показать практическую значимость дизайна помещений путём создания цветочных композиций из различных материалов как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире пр...
Презентация Проекта "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"
презентация проекта по экологическому воспитанию "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"...
Знакомство старших дошкольников с произведениями Виталия Бианки
Знакомство детей с рассказами и сказками о природе. Воспитание любознательности, интереса к жизни природы....
Конспект НОД Знакомство старших дошкольников с Холмогорской резьбой по кости
Конспект НОД по знакомству старших дошкольников с Холмогорской резьбой, с одним из промыслов Севера, с родиной М.В. Ломоносова...
Статья по обмену опытом. « Правовое воспитание дошкольника.»
Статья по обмену опытом. « Правовое воспитание дошкольника.» Воспитателя д. сада : Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. По...
НОД по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТЦель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:·...
Сценарий досуга по знакомству старших дошкольников с Санкт-Петербургом на тему: «Адмиралтейская набережная. Легенды львов» для детей старшей группы
Расширение знаний о Санкт-Петербурге...