ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Хлеб - это результат деятельности людей разных профессий. Если человек будет знать , сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришёл на стол, то будет относиться к нему бережно. Проект Откуда хлеб пришёл знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления о содержании труда людей , участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в этот проект , помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду пониманию того, что труд каждого человека делает нашу жизнь и страну богаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_otkuda_hleb_prishel.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 города Ейска муниципального образования Ейский район
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Автор:
Воспитатель
Литвинова Марина Ивановна
г. Ейск
2021г.
Проект: «Откуда хлеб пришёл?»
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, на современном этапе развития. Донести до сознания детей , что хлеб-это итог большой работы людей. Продолжать знакомить детей с профессиями людей растящих хлеб . Дать понятия о сельскохозяйственной технике и её назначении. Развивать основные психологические процессы- память, мышление, внимание, образное и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и делают хлеб.
Учебные области: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, познавательно-исследовательская деятельность.
Участники проекта: воспитанники группы 5-6 лет, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта :4-5 месяцев.
Мероприятия по реализации проекта:
Рассматривание репродукций картин: А. Венецианова «На пашне». «Весна». А.Платонов «Жатва». «Сенокос». И.Шишкин «Рожь». Г. Мясоедова «Жатва». «Страдная пора». М. Клонт «На пашне». Чтение художественной литературы: С.Погорельского «Урожай», В.Серова «Золотая рожь». Ф. Шкулев Л. «Молотьба». К.Паустовский «Тёплый хлеб». Л.Кон «Пшеница». «Рожь». По сказке Г.Х. Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб.»
Загадывание загадок, заучивание пословиц: «Хлеб- всему голова. Кто не работает, тот не ест. Не трудиться- хлеба не добиться. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.»
Рисование: Хлебное поле. Хлеб на столе. Колоски.
Тестопластика: лепка из солёного теста изделий для игры в «Магазин».
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Откуда хлеб пришёл?»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое хлеба. Мы узнаем откуда к нам пришёл хлеб .Скажите как называется край в котором , мы с вами живём.
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А ещё наш край зовётся Кубанью. На Кубани живут казаки. А пока мы будем гостью ждать, я предлагаю послушать Гимн Кубани. Встаньте возле своих стульев. Гимн слушают стоя, не разговаривают, не смеются.(Исполняется Гимн Кубани).Заходит казачка со снопом колосьев.
Казачка: Здравствуйте, ребята .Я приехала к вам прямо с поля и принесла сноп колосьев. В эти колосья вложен труд многих людей.
Склонила тяжёлую голову рожь
Спасибо вам, ветер и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,
А нынче они урожай уберут
Спасибо вам ,руки за добрый ваш труд!
Казачка: Ребята, в далёкие времена , чтобы вырастить хлеб
нужно было расчистить поле. А на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеба не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры в лесу. Как вы думаете зачем?
Дети: Лес рубили ,чтобы расчистить поле.
Казачка: Рубили деревья ,большие деревья шли на строительство, остальные- на дрова. Выкорчёвывали пни. Теперь его надо вспахать. (Показ картинки ,как крестьянин пашет землю). Лошадь запрягали в деревянную соху, и несколько раз вспахивали землю. Земля после этого становилась мягкой и рыхлой. Звали этого человека пахарь. Ребята, почему так звали человека.
Дети: Он вспахивал землю. Человек-пахарь.
Казачка:
А теперь отгадайте загадку.
В землю тёплую уйду.
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я, Будет целая семья. (зерно)
Казачка:- О чем, эта загадка?
Дети: - О зернах, семена (Если дети затрудняются помогаю с ответом).
Казачка: -Правильно, это семя. Можно сеять. (показ картинки сеятеля). К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке- семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два разбрасывает их веером, слева направо. Давайте и мы представим себе, что мы сеятели. Что мы с вами сейчас будем делать?(правильно сеять), а кем мы сегодня будем (правильно сеятелями).
Казачка: - Ох, как мы устали, пока сеяли. А что же теперь надо семена, чтобы они росли.
Дети: - Солнце, тепло, дождик.
Казачка: - Молодцы ребята. Без солнца, дождя, тепла зерна не смогут расти. Вот люди и надеялись на хорошую погоду и песенку пели. И мы вместе с вами споем эту песенку. (Дети встают в круг, идут по кругу и поют песенку).
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут плюшки
Будут вкусные ватрушки.
Казачка : - И вот прошел дождик, прогрело солнышко и появились первые всходы, затем появились колоски, ветер шелестел хлебными колосьями, под теплым солнцем зреет пшеница и рожь.
Пора убирать хлеб. В старые времена это делали так. (показ картинки косарей, жнецов). Мужчины брали косы , женщины- серпы и шли в поле.
Колосья срезали и собирали в снопы.
Вот такой сноп колосьев и я вам принесла. Давайте послушаем, как шуршит колосья, потрогаем колосья ладошками.
Физминутка.
Представьте, что вы – зёрнышко(дети приседают ,закрывают руками голову).
Пригрело солнышко, прошёл дождик и на поле появились первые всходы.(сжатые ладони потянулись вверх).
А вот уже и два листика потянулись к солнцу.(ладони раскрытые руки подняты вверх, дети встают).
Подул ветерок и закачались колосья на ветру.(дети качаются из стороны в сторону ,руки вверху).
Созрели колосья , срезали их и собрали в снопы.(дети берутся за талию и становятся в круг).
Казачка: Ребята, земледельцы трудились с самого утра до позднего вечера, чтобы собрать колосья в снопы, чтобы ни один колосок не пропал ,не остался на земле. Затем снопы отправляли на мельницу.
.Как вы думаете зачем?
Дети: Для того , чтобы обмолотить.
Казачка: Да. На мельнице зерно обмолачивали, и мололи муку.(показ картинки мельника, мельницы, процесс обмолота зерна).
Казачка: А вот и мука для хлеба, пирогов, плюшек и ватрушек. И мы с вами сейчас станем пекарями. А кто такие пекари .
Дети: Люди, которые пекут хлеб.
Проводится пальчиковая игра «Пекарь.»
Булку, буханку, батон и баранку (большим пальцем соприкасается с остальными, начиная с мизинца на каждое название)
Пекарь из теста испек спозаранку. ( имитация движения лепки, двумя ладонями).
Казачка: А сейчас мы с вами замесим тесто, сделаем пироги и будем пить чай. Что же нам для теста надо? Мука, вода, соль, дрожжи и т. д. А мы с вами сделаем хлебобулочные изделия для игры в Магазин. Замешиваем тесто ,оно должно быть мягким, эластичным, пышным. Тесто хорошо вымешивают и оставляют подходить. И наши ребята сделали тоже много изделий, мы их отнесём на кухню, чтобы их высушили в духовке.(казачка уходит).
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Теперь вы знаете ,как выращивали раньше хлеб на Руси, сколько труда, любви, тепла вкладывали люди в хлебные колосья. Это очень тяжёлый труд. Не зря в народе говорят: Хочешь есть калачи, не сиди на печи. А вот наш и каравай подоспел. ( казачка вносит каравай и читает стихотворение С. Погорельского Урожай.)
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нём- здоровье наше, сила,
В нём душевное тепло;
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём
Уплетай за обе щеки-
Вырастай богатырём!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им , привет от нас
В добрый день , и добрый час!
Казачка низко кланяется, отдаёт каравай и приглашает детей на чаепитие.
Заключение:
Хлеб - это результат деятельности людей разных профессий. Если человек будет знать , сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришёл на стол, то будет относиться к нему бережно. Проект Откуда хлеб пришёл знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления о содержании труда людей , участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в этот проект , помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду пониманию того, что труд каждого человека делает нашу жизнь и страну богаче.
Литература:
1) В. Волчкова «Познавательное развитие в детском саду»
2) Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке»
3) В.В. Вахрушев «Ознакомление с окружающим миром»
4) Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас»
5) О.А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательного- образовательного процесса в ДОУ.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...
Выступление на ГМО по информационно-исследовательскому проекту для детей 6-7 лет на тему «Откуда хлеб пришел?»
Выступление на ГМО по информационно-исследовательскому проекту для детей 6-7 лет на тему «Откуда хлеб пришел?» Голуб Елена ЮрьевнаВоспитатель, МБДОУ «ДС ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"
Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...
Совместная деятельность (взрослый-ребенок) с использованием метапредметного подхода в познавательно-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста по теме: "Откуда хлеб на стол пришел?"
Задачи:- получение нового знания о хлебе для решения проблемы;- умение преобразовывать вопрос в ответ, «незнание» в «знание»;- применять алгоритм исследовательской деятельности...
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"
В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...