ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Марина Ивановна

Хлеб  - это результат деятельности людей разных профессий. Если человек будет знать , сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришёл на стол, то будет относиться к нему бережно. Проект Откуда хлеб пришёл знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления о содержании труда людей , участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в этот проект , помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду пониманию того, что труд каждого человека делает нашу жизнь и страну богаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_otkuda_hleb_prishel.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 города Ейска муниципального образования Ейский район

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

Автор:

Воспитатель

Литвинова Марина Ивановна

г. Ейск

2021г.

Проект: «Откуда хлеб пришёл?»

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, на современном этапе развития. Донести до сознания детей , что хлеб-это итог большой работы людей. Продолжать знакомить детей с профессиями людей растящих хлеб . Дать понятия о сельскохозяйственной технике и её назначении. Развивать основные психологические процессы- память, мышление, внимание, образное и логическое мышление.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и делают хлеб.

Учебные области: коммуникация, познание, социализация,  художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, познавательно-исследовательская деятельность.

Участники проекта: воспитанники группы 5-6 лет, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта :4-5 месяцев.

Мероприятия по реализации проекта:

Рассматривание репродукций картин: А. Венецианова «На пашне». «Весна». А.Платонов «Жатва». «Сенокос». И.Шишкин «Рожь».            Г. Мясоедова «Жатва». «Страдная пора». М. Клонт  «На пашне».   Чтение художественной литературы: С.Погорельского «Урожай», В.Серова  «Золотая рожь». Ф. Шкулев Л.  «Молотьба». К.Паустовский  «Тёплый хлеб». Л.Кон «Пшеница». «Рожь». По сказке Г.Х. Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб.»

Загадывание загадок, заучивание пословиц: «Хлеб- всему голова. Кто не работает, тот  не ест. Не трудиться- хлеба не добиться. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.»

Рисование: Хлебное поле.  Хлеб на столе. Колоски.

Тестопластика: лепка из солёного теста изделий для игры в «Магазин».

 Конспект непрерывной образовательной деятельности

                               «Откуда хлеб пришёл?»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое хлеба. Мы узнаем откуда к нам пришёл хлеб .Скажите как называется край в котором , мы с вами живём.

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: А ещё наш край зовётся Кубанью. На Кубани живут казаки. А пока мы будем гостью ждать, я предлагаю послушать Гимн Кубани. Встаньте возле своих стульев. Гимн слушают стоя, не разговаривают, не смеются.(Исполняется  Гимн Кубани).Заходит казачка со снопом колосьев.

Казачка: Здравствуйте, ребята .Я приехала к вам  прямо с поля и принесла сноп колосьев. В эти колосья вложен труд многих людей.

Склонила тяжёлую голову рожь

Спасибо вам, ветер и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут

Спасибо вам ,руки за добрый ваш труд!

Казачка: Ребята, в далёкие времена , чтобы вырастить хлеб

нужно было расчистить поле. А на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеба не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры в лесу. Как вы думаете зачем?

Дети: Лес рубили ,чтобы расчистить поле.

Казачка: Рубили деревья ,большие деревья  шли на строительство, остальные- на дрова. Выкорчёвывали пни. Теперь его надо вспахать. (Показ картинки ,как крестьянин пашет землю). Лошадь запрягали в деревянную соху, и несколько раз вспахивали землю. Земля после этого становилась мягкой и рыхлой. Звали этого человека пахарь. Ребята, почему так звали человека.

Дети: Он вспахивал землю. Человек-пахарь.

Казачка:

А теперь отгадайте загадку.

В землю тёплую уйду.

К солнцу колосом взойду.

В нем таких, как я, Будет целая семья. (зерно)

Казачка:- О чем, эта загадка?

Дети: - О зернах, семена (Если дети затрудняются помогаю с ответом).

Казачка: -Правильно, это семя. Можно сеять. (показ картинки сеятеля). К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке- семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два разбрасывает их веером, слева направо. Давайте и мы представим себе, что мы сеятели. Что мы с вами сейчас будем делать?(правильно сеять), а кем мы сегодня будем (правильно сеятелями).

Казачка: - Ох, как мы устали, пока сеяли. А что же теперь надо семена, чтобы они росли.

Дети: - Солнце, тепло, дождик.

Казачка: - Молодцы ребята. Без солнца, дождя, тепла зерна не смогут расти. Вот люди и надеялись на хорошую погоду и песенку пели. И мы вместе с вами споем эту песенку. (Дети встают в круг, идут по кругу и поют песенку).

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут плюшки

Будут вкусные ватрушки.

Казачка : - И вот прошел дождик, прогрело солнышко и появились первые всходы, затем появились колоски, ветер шелестел хлебными колосьями, под теплым солнцем зреет пшеница и рожь.

Пора убирать хлеб. В старые времена это делали так. (показ картинки косарей, жнецов). Мужчины брали косы , женщины- серпы и шли в поле.

Колосья срезали и собирали в снопы.

Вот такой сноп колосьев и я вам принесла. Давайте послушаем, как шуршит колосья, потрогаем колосья ладошками.

Физминутка.

Представьте, что вы – зёрнышко(дети приседают ,закрывают руками голову).

Пригрело солнышко, прошёл  дождик и на поле появились первые всходы.(сжатые ладони потянулись вверх).

А вот уже и два листика потянулись к солнцу.(ладони раскрытые руки подняты вверх, дети встают).

Подул ветерок и закачались колосья на ветру.(дети качаются из стороны в сторону ,руки вверху).

Созрели колосья , срезали их и собрали в снопы.(дети берутся за талию и становятся  в круг).

Казачка: Ребята, земледельцы трудились с самого утра до позднего вечера, чтобы собрать колосья в снопы, чтобы ни один колосок не пропал ,не остался на земле. Затем снопы отправляли на мельницу.

.Как вы думаете зачем?

Дети: Для того , чтобы обмолотить.

Казачка: Да. На мельнице зерно обмолачивали, и мололи муку.(показ картинки мельника, мельницы, процесс обмолота зерна).

Казачка: А вот и мука для хлеба, пирогов, плюшек и ватрушек. И мы с вами  сейчас станем пекарями. А кто такие пекари .

Дети: Люди, которые пекут хлеб.

Проводится пальчиковая игра «Пекарь.»

Булку, буханку, батон и  баранку (большим пальцем соприкасается с остальными, начиная с мизинца на каждое название)

Пекарь из теста испек спозаранку. ( имитация движения лепки, двумя ладонями).

Казачка: А сейчас мы с вами замесим тесто, сделаем пироги и будем пить чай. Что же нам для теста надо? Мука, вода, соль, дрожжи и т. д.  А мы с вами  сделаем хлебобулочные изделия для игры в Магазин. Замешиваем тесто ,оно должно быть мягким, эластичным, пышным. Тесто хорошо вымешивают и оставляют подходить. И наши ребята сделали тоже много изделий, мы их отнесём на кухню, чтобы их высушили в духовке.(казачка уходит).

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Теперь вы знаете ,как выращивали раньше хлеб на Руси, сколько труда, любви, тепла вкладывали люди в хлебные колосья. Это очень тяжёлый труд. Не зря в народе говорят: Хочешь есть калачи, не сиди на печи. А вот наш и каравай подоспел. ( казачка вносит каравай и читает стихотворение С. Погорельского Урожай.)

Вот он - хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он - тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём- здоровье наше, сила,

В нём душевное тепло;

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём

Уплетай за обе щеки-

Вырастай богатырём!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им , привет от нас

В добрый день , и добрый час!

Казачка низко кланяется, отдаёт каравай и приглашает детей на чаепитие.

Заключение:

Хлеб  - это результат деятельности людей разных профессий. Если человек будет знать , сколько труда затрачено для того, чтобы хлеб пришёл на стол, то будет относиться к нему бережно. Проект Откуда хлеб пришёл знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления о содержании труда людей , участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в этот проект , помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду пониманию того, что труд каждого человека делает нашу жизнь и страну богаче.

Литература:

1)  В. Волчкова «Познавательное развитие в детском саду»

2)  Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке»

3)  В.В. Вахрушев «Ознакомление с окружающим миром»

4)  Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас»

5)  О.А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательного- образовательного процесса в ДОУ.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Выступление на ГМО по информационно-исследовательскому проекту для детей 6-7 лет на тему «Откуда хлеб пришел?»

Выступление на  ГМО  по информационно-исследовательскому проекту для детей   6-7 лет на тему «Откуда хлеб пришел?» Голуб Елена ЮрьевнаВоспитатель, МБДОУ «ДС ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"

Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...

Совместная деятельность (взрослый-ребенок) с использованием метапредметного подхода в познавательно-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста по теме: "Откуда хлеб на стол пришел?"

Задачи:- получение нового знания о хлебе для решения проблемы;- умение преобразовывать вопрос в ответ, «незнание» в «знание»;- применять алгоритм исследовательской деятельности...

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"

В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект  для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...