Экологический проект в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
в старшей группе
«Птицы родного края»
Воспитатель: Пестова О.С
.
г. Нижний Новгород
2019 – 2020 учебный год
Вид проекта - познавательно - творческий.
Сроки реализации проекта: октября 2019г. – апрель 2020г. (долгосрочный)
Участники проекта:
1. Воспитанники старшей группы «Почемучки»
2. Воспитатели.
3. Музыкальный руководитель
4. Родители.
Объект исследования – птицы Нижегородской области
Актуальность
Мы - жители города имеем весьма ограниченные возможности общения с природой. Именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы, важно формировать начала экологической культуры личности. И одной из важных задач по экологическому воспитанию считается знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. А кого из представителей животного мира мы чаще всего встречаем на городских улицах, в парках и скверах, дворах и окрестных лесах? Конечно же птиц.
Это наши соседи по планете. Невозможно представить нашу землю без птиц, но мы так привыкли к ним, что порой не замечаем, что они рядом и нуждаются в нашей заботе и охране, многие из них занесены в Красную книгу. Жизнь человека невозможна без пернатых друзей, учеными доказано, что они спасают для сельского хозяйства около 30% урожая, разносят семена растений на значительные расстояния, сеют лес, они опыляют растения. Птицы радуют нас своим ярким нарядом и пением.
Птицы отличаются сложным и разнообразным оперением, они строят гнезда, высиживают птенцов, заботятся о своем потомстве, могут совершать дальние перелеты. Свои эмоции они выражают звуками, которые очень часто бывают сказочно красивыми, у них есть способности к звукоподражанию, они даже могут воспроизводить нашу речь.
Необходимо систематизировать и углубить знания детей о птицах нашего края. И наши воспитанники – дошкольники должны иметь представление об удивительном мире птиц, они должны знать, что птицы – наши друзья и почему.
Цели и задачи организации проекта
Педагоги
Цель: создание условий для воспитания у детей интереса и любви к природе.
Задачи:
- Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о птицах Нижегородской области
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию познавательного интереса и расширению кругозора;
- Построить работу с родителями, помогающую воспитанию у детей интерес и любовь к окружающему и прежде всего к природе через ознакомление с птицами родного края.
Дети
Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, интереса и заботливого отношения к птицам, изучение многообразия зимующих и перелетных птиц родного края и их образа жизни, развитие познавательного интереса, творческих способностей детей.
Задачи:
1. Знакомить детей с многообразием птиц, их образом жизни и поведением
2. Формировать умение различать птиц по внешнему виду и голосу
3. Закреплять понятия о перелетных и зимующих птицах
4. Формировать умение наблюдать и делать выводы из наблюдений
5. Развивать умения отражать в творческой деятельности свои впечатления о птицах
6. Развивать познавательный интерес к природе, умение формировать свои вопросы, слышать и понимать задания воспитателя и сверстников
7. Приобщать детей к полезной деятельности (изготовление кормушек и скворечников, подкормка птиц зимой)
8. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе
Родители
Цель: повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы, просвещение родителей в вопросах развития у детей познавательного интереса, воспитания любви к природе.
Задачи:
1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития познавательного интереса детей, через ознакомление с птицами нашего края.
2. Создавать условия для экологического, нравственного, эстетического воспитания и развития детей.
З. Расширять представления родителей о том, как важно научить ребенка изучать природу, любить ее и охранять.
3. Повышать уровень творческой активности родителей, побуждая к участию в совместной реализации проекта «Птицы - нашего края»
4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
5. Вовлекать максимальное число родителей в образовательный процесс.
Основные принципы проекта
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно-обоснованными методиками и технологиями
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогических работников и родителей детей в поиске новых эффективных форм и методов работы и целенаправленная деятельность по экологическому воспитанию детей
3. Принцип комплектности и интегративности – решение экологических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержка связей между возрастными категориями по экологическому воспитанию.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
1. Дети знают большое количество птиц, живущих в городе, окрестных лесах, их образ жизни и поведении
2. Дети узнают птиц по внешнему виду, описанию и голосу
3. Дети знают перелетных и зимующих птиц Нижегородской области
4. Дети умеют наблюдать и делать выводы из своих наблюдений
5. Дети с удовольствие отражают свои знания и наблюдения в творческих работах, с желанием участвуют в праздниках, викторинах, развлечениях
6. Дети умеют формировать вопросы по теме, слышать и понимать вопросы. С удовольствием смотрят телепередачи о птицах, слушают о них произведения художественной литературы
7. Дети с удовольствием принимают участие в трудовой деятельности – изготавливают и развешивают кормушки и скворечники, заботливо подкармливают птиц зимой
8. Дети бережно и заботливо относятся к природе и нашим соседям по планете
9. У родителей повышение уровня экологических знаний и экологической культуры, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта
1. Организация различных видов детской деятельности:
• игровая деятельность (дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры)
• чтение художественной литературы,
• совместная познавательно-исследовательская деятельность,
• беседы с детьми.
• Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
2. Совместная деятельность взрослого и детей, в ходе режимных моментов.
3. Проведение развлечений
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Взаимодействие с семьями детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап (реализация проекта)
3. Заключительный этап (Презентация проекта, Подведение итогов)
I. Подготовительный этап
Деятельность педагогов:
• Обозначение проблемы, формулирование цели и задач предстоящей работы
• Составление поэтапного плана работы над проектом, распределение заданий
• Подбор методической и художественной литературы по выбранной теме
• Изучение передового педагогического опыта по экологическому воспитанию, отбор и внедрение эффективных методик
• Организация экологической среды
• Анализ предметно-развивающей среды: подбор и изготовление необходимых атрибутов и оборудования.
• Создание фонотеки голосов птиц
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме
• Участие в обсуждении этапов выполнения проекта в зависимости от возможностей детей.
Деятельность родителей:
• Обсуждение в ходе индивидуальных встреч содержания проекта
• Обсуждение тематики мероприятий в русле выполнения проекта
• Анкетирование родителей.
II. Основной этап
1. Развивающие познавательные занятия
1. Занятие по развитию речи по теме «Поможем зимующим птицам»
2. Интегрированное занятие по теме: «Зимующие птицы»
3. Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Перелетные птицы весной»
4. Занятие по ознакомлению с окружающим «Птицы на гнездах».
2. Познавательные беседы и познавательно-исследовательская деятельность (проводятся воспитателями)
1. Разговор о зимующих птицах (воробей, синица, сорока) Цель: закрепление и углубление знаний детей о птицах нашего города.
2. «Беседа о перелётных и зимующих птицах» Цель: расширение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
3. Сравнительный рассказ, «Какие разные птицы» Цель: обогащение знаний детей о птицах.
4. Беседа: «Покормите птиц зимой» Цель: Формирование у детей обобщенного представления о зимующих птицах.
5. Беседа о птицах весной «Скворец и утка» Цель: обогащение знаний детей о перелётных птицах.
6. Поисково-экспериментальная деятельность «Чем перья отличаются друг от друга»?
«Почему птицы летают»
3. Чтение художественной литературы
1. Н. Калинина «Про птиц»
2. К. Ушинский «Ласточка»
3. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
4. Г.Снегирев «Птицы наших лесов»
5. В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше»,
4. Занятия по продуктивным видам деятельности
1. Занятия по рисованию: «Красногрудые снегири», «Совушка - сова, большая голова», «Ласточка с весною в сени к нам летит», «Перелетные птицы»
2. Занятие по лепке: «Гроздья рябины» угощение для птиц, «Птица счастья»
3. Аппликация: «Птицы на юг улетают» (из природного материала), «Снегири на ветке рябины» (коллективная работа).
4. Конструирование: «Домик для скворца», коллективная работа - «Снегири и синицы на ветках»,
5. Наблюдения на прогулке:
«Какие ноги у птиц?», «Слышит ли птица?», «Как птицы отдыхают и спят», «Синички - невелички», «Покормите птиц зимой», «Три разные сестрицы», «Следы птиц на снегу», «Воробей», «Грачи на гнездах»
6. Игровая деятельность
Дидактические игры по теме:
• «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»,
• «Кто как голос подает?»,
• «Сосчитай птиц»,
• «Большой – маленький»,
• «Один – много»,
• «Угадай по описанию»,
• «Четвертый лишний»,
• «Скажи наоборот»,
• «Кого не стало?»,
• «Классификация (зимующие -перелетные)»,
• «Не зевай»,
• Исправь ошибку» и др.
Подвижные игры:
• «Совушка»,
• «Птичка и птенчики»,
• «Воробышки и кот»,
• «Птички в гнездышках»,
• «Попрыгай, как.»,
• «Птицы зимующие, птицы перелетные»,
• «Перелет птиц»,
• «Гуси - лебеди»,
• «Птицы в клетке».
7. Праздники и развлечения: «Зимующие птицы», «День птиц»
8. Взаимодействие с семьей
1. Информационно - аналитические формы:
-анкета для родителей «Что Вы знаете о зимующих и перелетных птицах»
-домашнее сочинение со слов ребенка «кто такие перелетные и зимующие птицы»
-индивидуальные консультации о необходимости воспитания у детей интереса, любви к птицам и бережном отношении к ним,
-индивидуальные беседы с родителями о необходимости и методике организации наблюдений за птицами, (отметить строение и окраску птиц, чем питаются), вместе с ребенком покормить птиц.
2. Наглядно-информационные формы:
-рассматривание птиц на иллюстрациях в книгах, журналах дома, подборка познавательной литературы для библиотеки в группе
изготовление дома книжек - малышек «этих птиц мы видели в парке»
- изготовление лэпбука «Птицы родного края»
3. Познавательные формы:
-стендовые консультации:
«Что почитать детям дома по теме «Птицы»
«Как изготовить кормушку для птиц»
«Покормите птиц зимой» (о разновидностях корма)
-индивидуальные консультации по поводу посещения библиотеки (знакомство детей с птицами, занесенными в Красную книгу)
-для родительского уголка изготовление папок – передвижек:
«Они остались зимовать, мы им будем помогать»
«Кто весной к нам прилетит»
4. Досуговые формы:
-совместное изготовление шапочек для подвижных и театрализованных игр
-проведение конкурсов и выставок для родителей и детей «Кормушки для птиц», «Скворечник».
«Моя любимая птичка» (поделки из природного и бросового материала, рисунки).
III. Заключительный этап
Деятельность детей и педагогов
Итоговое мероприятие
Организация и проведение развлечения «Птицы – наши пернатые друзья»
Деятельность родителей
- изготовление лэпбука «Птицы родного края»
Организация и проведение выставок и конкурсов рисунков по теме «Птицы» и поделок «Кормушка для птиц», «Домик для скворца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»
Экологический проект для старшей группы«По страницам Красной книги» Цель: формирование экологический культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств,...
образовательная область познание экологический проект "Травник" старшая группа
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам д...
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....
Этапы разработки и проведения экологического проекта в старшей группе тема Бабочки. Подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 63" Жаворонкова О.А.
Тема: «Бабочки» в старшей группе. МБДОУ «Детский сад №63» г.Энгельс...
Экологический проект в старшей группе "Помогаем нашим пернатым друзьям"
дошДошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к животным и к ...
Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...