Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Князь Александр Невский"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Князь Александр Невский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением
социально - личностного развития детей №47 «Радость»
ул. Западная, д.7, г. Псков, 180024 e-mail: org2040@pskovedu.ru
тел. (8112) 55-02-56 http://ds47.ucoz.net
Конспект
проведения образовательной деятельности
в средней группе
«Князь Александр Невский»
Воспитатель:
Завернина Дарья Григорьевна
Псков
2021
Конспект проведения ООД
Направление: | Познавательное |
Тема: | Князь Александр Невский |
Образовательные (направления) области: | Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое |
Цель: | Формирование первичных представлений об истории своей страны на примере исторических событий и личностей |
Задачи: | Образовательные: - познакомить детей с историей жизни великого князя Александра Невского; Развивающие: - развивать познавательный интерес; - активизировать словарь детей; - развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог; Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; - воспитывать умение общаться, договариваться, работать в группах. |
Словарь: | Активный: страна, Родина, щит, меч Пассивный: экскурсовод, битва, князь Понятийный: дружина, ладья |
Оборудование: | Ноутбук, проектор, экран |
Демонстрационный материал: | Фото-флеш презентация «Князь Александр Невский», |
Раздаточный материал: | Изображение воина, «доспехи» по количеству детей, паззл «Портрет Александра Невского» |
Предварительная работа | Посещение мест связанных с именем князя Александра Невского с родителями, реализация проекта «Древний город Псков», проведение ОД с применением виртуальной экскурсии «Археологические раскопки» |
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя | Дружина – вооруженный отряд при князе, составлявший его войска и помогавший ему в управлении княжеством Ладья - транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку; Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с. |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ООД
Основные фазы ОД | Интегрируемая образовательная область | Содержание |
Организационный момент | Социально - коммуникативное; познавательное | Письмо от детей из города Чита |
Мотивация | Социально - коммуникативное; | Просьба детей из Читы рассказать об Александре Невском в письме |
Создание интереса | Познавательное; социально - коммуникативное; речевое; | Беседа: «Александр Невский» |
Поддержание интереса | Познавательное; социально -коммуникативное; речевое; физическое | Экскурсия «Рождение Александра Невского» Экскурсия «Невская битва» Экскурсия «Ледовое побоище» Экскурсия «Знакомство с дружиной» Физкультминутка « Чтобы сильными быть» |
Игровая деятельность | Познавательное; социально - коммуникативное; | Паззл «Портрет Александра Невского» Д/и «Собери воина на битву» |
Заключительная часть | Познавательное; речевое | Беседа: «Что мы узнали об Александре Невском» Составление ответного письма |
Ход ООД
В группе оборудованы 4 стола. На каждом столе разложены задания для детей. Установлен экран с проектором. На экране выведена заставка фото-флеш презентации «Князь Александр Невский»
Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем на ковре на подушках. Раздается стук и входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте! Вам письмо!
Воспитатель и дети здороваются. Воспитатель берет письмо и благодарит почтальона. Прощаются. Почтальон уходит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого пришло нам письмо
Ответы детей
Воспитатель: Это письмо от наших друзей – детей группы «Колобок» детского сада города Чита*
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Недавно мы отправляли вам письмо с просьбой рассказать нам о князе Александре Невском, имя которого связано с вашим городом. Долго нет от вас ответа. Все ли у вас хорошо? Не случилось ли чего?
Очень ждем от вас письма! Ваши друзья – ребята из Читы!»
Воспитатель: Ребята! Мы совсем с вами забыли, что наши друзья из города Чита просили нас рассказать им про князя Александра Невского. Мы побывали с вами на археологических раскопках. Мы узнали, откуда можно узнать о том, что было много лет назад. А про Александра Невского мы узнать с вами забыли. И друзьям нашим написать тоже забыли. Что же делать? Как нам узнать о нем?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Конечно же, как я могла забыть про Марка. Он нам обязательно поможет.
Ответ детей
Дети подходят к экрану. Стоят.
На экране появляется Марк.
Марк: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, Дарья Григорьевна!
Воспитатель: Здравствуй, Марк! Наши друзья попросили нас рассказать им про Александра Невского, но мы и сами про него ничего не знаем. Ты сможешь нам помочь?
Марк: Конечно, ведь друзья должна помогать друг другу!
Реакция детей
Марк: Я приглашаю вас сегодня на экскурсию во времена, когда жил и совершал свои подвиги великий князь Александр Невский. Согласны?
Ответы детей
Марк: Тогда нажимайте кнопки на экране. Для этого надо выбрать изображение, нажать на него и оно перенесет нас с вами в древние времена.
Дети делают выбор на фото-флеш презентации.
Последовательность фрагментов дальнейшей информации будет определяться выбором детей. Последовательность фрагментов в конспекте определена на основании событийности и логичности изложения.
Выбор картинки с изображением Александра ребенком
Марк: Сегодня я хочу рассказать вам о событиях, которые происходили на Руси много лет назад. Когда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Псков был всего лишь маленьким укреплением на вершине холма.
В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, окрестили его Александром.
В три года маленького Сашу посадили на коня. Воины князя обучили его владеть оружием. Тогда мальчиков сразу учили защищать не только себя, но и других, воспитывали их защитниками своей земли.
Чуть позже, когда Александр подрос, его обучили грамоте. Прошло время, и Александр стал княжить в городе Новгороде. Став князем, Александр всегда старался защищать свой народ от врагов.
Воспитатель: Хотите узнать, как выглядел Александр Невский?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда предлагаю нам с вами собрать его портрет. Подойдите к столу, возьмите по одной детали, давайте сложим паззл и посмотрим на великого князя. Все жители нашей страны почитают и уважают Князя Александра Невского. Многие художники посвящали ему свои картины. Перед вами картина художника Виктора Иванович Агевина.
Выбор картинки Александр в доспехах
Марк: В то время государство наше называлось Русь. В 1240 году на Русь напали шведы, а именно на Новгород, где правил князь Александр. Шведы собрали сильное войско, чтобы завоевать русские земли. Испугались новгородцы, не надеялись они с малым войском отбить сильного врага. Но князь Александр сказал: "Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде". Эта заповедь Александра дошла до наших дней.
Воспитатель: А какие богатырские военные заповеди известны вам?
Ответы детей
Марк: Молодцы, прекрасные заповеди вы назвали!
Итак, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Князь Александр решает дать бой шведам. Александр помолился в храме и рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который был расположен на берегу реки Невы.
Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой.
Воспитатель. Дети, вы запомнили, на какой реке происходило сражение?
Ответ детей
Воспитатель: Верно. После этого сражения князя стали звать Невским.
После второго выбора
Воспитатель:
Чтобы быть такими же сильными как князь Александр Невский, надо обязательно делать зарядку и заниматься спортом. Согласны немного размяться?
Физкультминутка
Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Шире мы расставим ноги,
Словно в танце руки в боки.
Поклонились влево – вправо,
Получается на славу!
Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
Выбор картинки Ледовое побоище
Марк: Много побед одержал Александр Невский. Но самая главная победа его была над немецкими рыцарями. Ледовое побоище – под таким названием вошла в историю эта битва. Немецкие рыцари двинулись на русскую землю. Они нападали на русские города и разоряли их. Защищены они были тяжелыми доспехами, а русские воины имели доспехи более легкие.
Александр Невский снова собрал свою дружину (войско). Его слова: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет" стали крылатым выражением.
Встреча русских отрядов и конницы немецких рыцарей произошла ранней весной на льду Чудского озера.
Рыцари имели тяжелое вооружение и доспехи, лед под их тяжестью ломался, и немецкие рыцари тонули. Русским воинам в лёгких доспехах было намного легче передвигаться по льду. Так, в неравной схватке с многочисленным противником князь Александр Невский одержал свою вторую выдающуюся победу над врагом. Этот подвиг Александра Невского не забыт.
Воспитатель: В нашем городе есть памятник, который так и называется «Ледовое побоище». Давайте подойдем с вами к мольберту, и рассмотрим его получше.
Марк:
Выбор картинки Дружина
Марк: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?
Дети. Нет. Ему помогали другие воины.
Марк: Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками, а войско называли дружина. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?
Дети. На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.
Марк: Дружинники носили доспехи. А вы знаете, что такое доспехи?
Ответы детей
Марк: Кроме доспехов, что еще брали воины на битву?
Ответы детей
Марк: Правильно, доспехи, меч и щит были главные помощники воина.
Воспитатель: Спасибо, тебе Марк за интересную экскурсию! Нам с детьми все очень понравилось. Правда, ребята?
Реакция детей
Марк: Спасибо, ребята! Я рад был нашей встрече. Обязательно приходите снова, у меня есть еще много интересного для вас. До новых встреч!
Дети прощаются с Марком! Воспитатель зовет всех к столу!
Рефлексия
- Ребята, давайте напишем письмо нашим друзьям. Согласны? Тогда для этого надо вспомнить, все, что мы сегодня узнали.
- Кто такой Александр Невский?
- Какое прозвище Александр получил за победу над шведами на реке Нева?
- Что помогло князю одержать победу на Чудском озере?
Дети отвечают, берут картинку и приклеивают на лист – создают коллаж.
- Я хочу поблагодарить вас за внимание, я была очень рада вместе с вами побывать на экскурсии. Сегодня я отнесу письмо на почту и отправлю его в город Чита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Чудо грибочки».
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей....
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Яблоко волшебное катись,в новой сказке очутись»
Развитие у детей творческих, познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"
В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Карамелька в гостях у ребят»
Расширение представления детей о сладостях, конфетах. Развитие умения анализировать, сравнивать, строить логические суждения, формировать способность смотреть на привычные предметы (фантики от конфет...
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Пчёлка» по теме: «Согласие да – лад в семье клад» ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ средней ГРУППЫ Тема:«Волшебные фигуры» НОД для детей среднего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....