Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Князь Александр Невский"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Князь Александр Невский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением

социально - личностного развития детей №47 «Радость»

ул. Западная, д.7, г. Псков, 180024                                                e-mail: org2040@pskovedu.ru

тел. (8112) 55-02-56                                                                                         http://ds47.ucoz.net

Конспект

проведения образовательной деятельности

в средней группе

«Князь Александр Невский»

Воспитатель:

Завернина Дарья Григорьевна

Псков

2021

Конспект проведения ООД

Направление:

Познавательное

Тема:

Князь Александр Невский

Образовательные (направления) области:

Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое

Цель:

Формирование первичных представлений об истории своей страны на примере исторических событий и личностей

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей жизни великого князя Александра Невского;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- активизировать словарь детей;

- развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

- воспитывать умение общаться, договариваться, работать в группах.

Словарь:

Активный: страна, Родина, щит, меч

Пассивный: экскурсовод, битва, князь

Понятийный: дружина, ладья

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран

Демонстрационный материал:

Фото-флеш презентация «Князь Александр Невский»,

Раздаточный материал:

Изображение воина, «доспехи» по количеству детей, паззл «Портрет Александра Невского»

Предварительная работа

Посещение мест связанных с именем князя Александра Невского с родителями, реализация проекта «Древний город Псков», проведение ОД с применением виртуальной экскурсии «Археологические раскопки»

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Дружина – вооруженный отряд при князе, составлявший его войска и помогавший ему в управлении княжеством

Ладья - транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку;

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с.

        

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ООД

Основные фазы ОД

Интегрируемая

образовательная

область

Содержание

Организационный момент

Социально - коммуникативное; познавательное

Письмо от детей из города Чита

Мотивация

Социально - коммуникативное;

Просьба детей из Читы рассказать об Александре Невском в письме

Создание интереса

Познавательное;

социально - коммуникативное; речевое;

Беседа: «Александр Невский»

Поддержание интереса

Познавательное; социально -коммуникативное; речевое;

физическое

Экскурсия «Рождение Александра Невского»

Экскурсия «Невская битва»

Экскурсия «Ледовое побоище»

Экскурсия «Знакомство с дружиной»

Физкультминутка « Чтобы сильными быть»

Игровая деятельность

Познавательное;

социально - коммуникативное;

Паззл «Портрет Александра Невского»

Д/и «Собери воина на битву»

Заключительная часть

Познавательное; речевое

Беседа: «Что мы узнали об Александре Невском»

Составление ответного письма

Ход ООД

В группе оборудованы 4 стола. На каждом столе разложены задания для детей. Установлен экран с проектором. На экране выведена заставка фото-флеш презентации «Князь Александр Невский»

Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем на ковре на подушках. Раздается стук и входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте! Вам письмо!

Воспитатель и дети здороваются. Воспитатель берет письмо и благодарит почтальона. Прощаются. Почтальон уходит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого пришло нам письмо

Ответы детей

Воспитатель: Это письмо от наших друзей – детей группы «Колобок» детского сада города Чита*

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Недавно мы отправляли вам письмо с просьбой рассказать нам о князе Александре Невском, имя которого связано с вашим городом. Долго нет от вас ответа. Все ли у вас хорошо? Не случилось ли чего?

Очень ждем от вас письма! Ваши друзья – ребята из Читы!»

Воспитатель: Ребята! Мы совсем с вами забыли, что наши друзья из города Чита просили нас рассказать им про князя Александра Невского. Мы побывали с вами на археологических раскопках. Мы узнали, откуда можно узнать о том, что было много лет назад. А про Александра Невского мы узнать с вами забыли. И друзьям нашим написать тоже забыли. Что же делать? Как нам узнать о нем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Конечно же, как я могла забыть про Марка.  Он нам обязательно поможет.

Ответ детей

Дети подходят к экрану. Стоят.

        

        На экране появляется Марк.

        Марк: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, Дарья Григорьевна!

        Воспитатель: Здравствуй, Марк! Наши друзья попросили нас рассказать им про Александра Невского, но мы и сами про него ничего не знаем. Ты сможешь нам помочь?

Марк: Конечно, ведь друзья должна помогать друг другу!

Реакция детей

Марк: Я приглашаю вас сегодня на экскурсию во времена, когда жил и совершал свои подвиги великий князь Александр Невский. Согласны?

Ответы детей

Марк: Тогда нажимайте кнопки на экране. Для этого надо выбрать изображение, нажать на него и оно перенесет нас с вами в древние времена.

Дети делают выбор на фото-флеш презентации.

Последовательность фрагментов дальнейшей информации будет определяться выбором детей. Последовательность фрагментов в конспекте определена на основании событийности и логичности изложения.

Выбор картинки с изображением Александра ребенком

Марк:  Сегодня я хочу рассказать вам о событиях, которые происходили на Руси много лет назад. Когда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Псков был всего лишь маленьким укреплением на вершине холма.

В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, окрестили его Александром.

В три года маленького Сашу посадили на коня. Воины князя обучили его владеть оружием. Тогда мальчиков сразу учили защищать не только себя, но и других, воспитывали их защитниками своей земли.

Чуть позже, когда Александр подрос, его обучили грамоте. Прошло время, и Александр стал княжить в городе Новгороде. Став князем, Александр всегда старался защищать свой народ от врагов.

Воспитатель: Хотите узнать, как выглядел Александр Невский?

Ответы детей

Воспитатель: Тогда предлагаю нам с вами собрать его портрет. Подойдите к столу, возьмите по одной детали, давайте сложим паззл и посмотрим на великого князя. Все жители нашей страны почитают и уважают Князя Александра Невского. Многие художники посвящали ему свои картины. Перед вами картина художника Виктора Иванович Агевина.

Выбор картинки Александр в доспехах

Марк: В то время государство наше называлось Русь. В 1240 году на Русь напали шведы, а именно на Новгород, где правил князь Александр. Шведы собрали сильное войско, чтобы завоевать русские земли. Испугались новгородцы, не надеялись они с малым войском отбить сильного врага. Но князь Александр сказал: "Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде". Эта заповедь Александра дошла до наших дней.

Воспитатель: А какие богатырские военные заповеди известны вам?

Ответы детей

Марк: Молодцы, прекрасные заповеди вы назвали!

Итак, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Князь Александр решает дать бой шведам. Александр помолился в храме и рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который был расположен на берегу реки Невы.

Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой.

Воспитатель. Дети, вы запомнили, на какой реке происходило сражение?

Ответ детей

Воспитатель: Верно. После этого сражения князя стали звать Невским.

После второго выбора

Воспитатель:

Чтобы быть такими же сильными как князь Александр Невский, надо обязательно делать зарядку и заниматься спортом. Согласны немного размяться?

Физкультминутка

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) 

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу) 

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам) 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Шире мы расставим ноги,

Словно в танце руки в боки.

Поклонились влево – вправо,

Получается на славу!

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Выбор картинки Ледовое побоище

Марк: Много побед одержал Александр Невский. Но самая главная победа его была над немецкими рыцарями. Ледовое побоище – под таким названием вошла в историю эта битва. Немецкие рыцари двинулись на русскую землю. Они нападали на русские города и разоряли их. Защищены они были тяжелыми доспехами, а русские воины имели доспехи более легкие.

Александр Невский снова собрал свою дружину (войско). Его слова: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет" стали крылатым выражением.

Встреча русских отрядов и конницы немецких рыцарей произошла ранней весной на льду Чудского озера.

Рыцари имели тяжелое вооружение и доспехи, лед под их тяжестью ломался, и немецкие рыцари тонули. Русским воинам в лёгких доспехах было намного легче передвигаться по льду. Так, в неравной схватке с многочисленным противником князь Александр Невский одержал свою вторую выдающуюся победу над врагом. Этот подвиг Александра Невского не забыт.

Воспитатель: В нашем городе есть памятник, который так и называется «Ледовое побоище». Давайте подойдем с вами к мольберту, и рассмотрим его получше.  

Марк:

Выбор картинки Дружина

Марк: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?

Дети. Нет. Ему помогали другие воины.

Марк: Конечно. Даже есть такая пословица - один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками, а войско называли дружина. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?

Дети. На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.

Марк: Дружинники носили доспехи. А вы знаете, что такое доспехи?

Ответы детей

Марк: Кроме доспехов, что еще брали воины на битву?

Ответы детей

Марк: Правильно, доспехи, меч и щит были главные помощники воина.

Воспитатель: Спасибо, тебе Марк за интересную экскурсию! Нам с детьми все очень понравилось. Правда, ребята?

Реакция детей

Марк: Спасибо, ребята! Я рад был нашей встрече. Обязательно приходите снова, у меня есть еще много интересного для вас. До новых встреч!

Дети прощаются с Марком! Воспитатель зовет всех к столу!

Рефлексия

- Ребята, давайте напишем письмо нашим друзьям. Согласны? Тогда для этого надо вспомнить, все, что мы сегодня узнали.

         - Кто такой Александр Невский?

- Какое прозвище Александр получил за победу над шведами на реке Нева?

- Что помогло князю одержать победу на Чудском озере? 

Дети отвечают, берут картинку и приклеивают на лист – создают коллаж.

- Я хочу поблагодарить вас за внимание, я была очень рада вместе с вами побывать на экскурсии. Сегодня я отнесу письмо на почту и отправлю его в город Чита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Чудо грибочки».

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Яблоко волшебное катись,в новой сказке очутись»

Развитие у детей творческих,  познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"

В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Карамелька в гостях у ребят»

Расширение представления детей о сладостях, конфетах. Развитие умения анализировать, сравнивать, строить логические суждения, формировать способность смотреть на привычные предметы (фантики от конфет...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»  на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....