Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Археологические раскопки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Археологические раскопки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zavernina_d.g.docx887.22 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением

социально - личностного развития детей №47 «Радость»

ул. Западная, д.7, г. Псков, 180024                                                e-mail: org2040@pskovedu.ru

тел. (8112) 55-02-56                                                                                         http://ds47.ucoz.net

Конспект

проведения образовательной деятельности

в средней группе

«Археологические раскопки»

Воспитатель:

Завернина Дарья Григорьевна

Псков

2021

Конспект проведения ООД

Направление:

Познавательное

Тема:

Археологические раскопки

Образовательные (направления) области:

Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое

Цель:

Формирование первичных представлений об истории человечества через ориентацию на профессию археолога.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с профессией «Археолог», спецификой его труда, инструментами;

- формировать предпосылки поисковой деятельности;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- активизировать словарь детей;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда;

- воспитывать умение общаться, договариваться, работать в группах

Словарь:

Активный: экскурсия, поход

Пассивный: находка, энциклопедия, экскурсовод

Понятийный: археолог, раскоп

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран

Демонстрационный материал:

Презентация «Археологические раскопки», камни с изображением наскальной живописи, черепки, драгоценные камни, посуда и части предметов обихода.

Раздаточный материал:

Кисти, лопатки, фартуки, перчатки на каждого ребенка.

Предварительная работа

Посещение мест связанных с именем князя Александра Невского с родителями, реализация проекта «Древний город Псков»

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Археолог  – это ученый, который занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Раскоп – яма, углубление в земле, сделанное в ходе раскопок (в поисках предметов древности или останков ископаемых животных).

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с.

        

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ООД

Основные фазы ОД

Интегрируемая

образовательная

область

Временные интервалы

Содержание

Организационный момент

Социально - коммуникативное; познавательное

До 2 мин.

Письмо от детей из города Чита

Мотивация

Социально - коммуникативное;

До 1 мин.

Просьба детей из Читы рассказать об Александре Невском в письме

Создание интереса

Познавательное;

социально - коммуникативное; речевое;

До 1 мин.

Беседа: «Как узнать о том, что было очень давно?»

Поддержание интереса

Познавательное; социально -коммуникативное; речевое;

физическое

До 4 мин.

Отправление на археологические раскопки

Рассказ экскурсовода об археологах, о раскопках

Просмотр кадров работы археологов

Разминка перед работой

Исследовательская деятельность

Познавательное;

социально - коммуникативное;

До 10 мин.

Участие в археологических раскопках

Заключительная часть

Познавательное; речевое

До 2 мин.

Беседа: «Кто такие археологи?»

Ход ООД

В группе «оборудованы» археологические раскопки. На столе расположенном посередине группы находиться гора грунта. Рядом находится стол с фартуками, перчатками, ведрами с кистями и лопатками по количеству детей. Установлен экран с проектором. На экране выведена фотография археологических раскопок.

Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем в стороне от «раскопок» Раздается стук и входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте! Вам письмо!

Воспитатель и дети здороваются. Воспитатель берет письмо и благодарит почтальона. Прощаются. Почтальон уходит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого пришло нам письмо

Ответы детей

Воспитатель: Это письмо от наших друзей – детей группы «Колобок» детского сада города Чита*

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Получили ваше письмо. С большим интересом узнали мы, что живете вы в городе Пскове, расположен который недалеко от Чудского озера. Ваш край очень красив, природа его прекрасна. Спасибо за ваши фотографии.  

Недавно мы узнали, что главным событием наступившего года станет 800-летие князя Александра Невского. Нам очень хочется, чтобы вы рассказали нам о его подвиге, о ледовом побоище, происходившем на Чудском озере.

Очень ждем от вас письма! Ваши друзья – ребята из Читы!»

Воспитатель: Ребята! Как же приятно получать письма от друзей, правда?

Ответы детей.

Воспитатель: О ком просят нас рассказать ребята из Читы?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете кто такой князь Александр Невский? Какое отношение он имеет к нашему городу?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! В нашем городе есть монумент в память о Ледовом побоище. На нем изображен Александр Невский со своими воинами. Кто может мне ответить, почему великому князю поставлен памятник?

Ответы детей.

Воспитатель: Я тоже не знаю. Что же делать? Как нам узнать о нем?

Ответы детей.

Воспитатель:  Мы обязательно напишем с вами письмо нашим друзьям и расскажем им про великого князя. Но сначала нам надо самим узнать о нем больше. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как узнать, что было давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки?

Ответы детей

Воспитатель: Что же нам делать? Может, стоит обратиться к нашему другу  – экскурсоводу Марку? Он нам расскажет, откуда он узнает все то, о чем нам рассказывает?https://www.clipartmax.com/png/full/311-3117137_tour-guide-mascot-tour-guide.png

Ответ детей

        

        На экране появляется Марк.

Марк: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Марк! Мы с ребятами очень хотим знать, откуда люди узнают про то, что было в древние времена. Ты нам можешь помочь?

Марк: Конечно, я с радостью вам расскажу. Слушайте,

То, что было много лет назад мы с вами можем узнать из книг. Эти книги называются – энциклопедии. Я вам уже рассказывал о них. А то, что написано в энциклопедии мы узнаем от археологов. Вы знаете кто это?

Ответы детей.

Марк: тогда вам обязательно надо побывать на археологических раскопках и познакомиться с археологами поближе. Согласны?

Ответы детей.

Марк: Тогда отправляемся. Собирайтесь в поход.

Дети встают друг за другом, обходят столы вслед за воспитателем, имитируя поход.

Мы в поход с тобой пойдём,  (шагают на месте)

Интересное найдем!  (наклоняются, имитируя подбирание предмета)

Все изучим, все узнаем,  (протягивают поочередно руки вперед)

До пяти мы посчитаем.  ( хлопают в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять  (показывают на пальцах)

Идем новое искать!  (шагают на месте)

Дети останавливаются возле стола лицом к экрану.

Марк: Вот мы и на археологических раскопках

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Ну, конечно, археолог!

Марк: Ребята, давайте расположимся на этой скамейке и понаблюдаем за работой археологов.

Дети рассаживаются на скамейке. На экране воспроизводятся кадры работы археологов.

Марк: Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Они называются «находка». Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей. Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп».

https://i.pinimg.com/originals/fa/d3/d0/fad3d0723caaadb0113be4a753aaa174.jpghttps://s3.thingpic.com/images/25/i4JpRPPyiwcwP2tAAgNzdkBG.jpeg

Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения.

Воспитатель: Спасибо, Марк за интересный рассказ.

Марк: Ребята, это еще не все. У вас сегодня есть уникальный шанс принять участие в археологических раскопках и почувствовать себя настоящими археологами. Согласны?

Ответы детей.

Марк: Только для начала давайте разомнемся.

Физкультминутка.

На раскопки мы идем,

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем,

Следом кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем -

Что-нибудь сейчас найдем.

Дальше снова мы пойдем.

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем.

Снова кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем –

Находку мы сейчас найдем.

Марк: Молодцы! Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

1. Работать в перчатках и фартуке.

2. Песок, кисти и перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.

Дети надевают фартуки и перчатки, берут кисти и лопатки

Работать надо аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку, кисточкой надо осторожно разметать песок, тем самым снимая верхний слой. Обнаруженные предметы аккуратно переносим в кладем на клеенки, которые лежат на столе.

1-й ребенок достает 1 объект: камень с нарисованным на нем солнцем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая находка? Что бы она означала?

Ответы детей.

Марк: Да, нарисованное  солнце, скорее всего, означает, что когда-то здесь было очень жарко, наверное, даже не было зимы.

2-й ребенок достает второй объект: камень, с нарисованными на нем волнами.

Воспитатель: Чтобы означали эти волны?

Ответы детей.

Марк: Да, скорее всего, волны означают, что здесь было поблизости море, которое изобразили нам на камне древние люди.

3-й ребенок достает третий объект: камень, с нарисованными на нем цветами.

Воспитатель: Ребята, почему здесь изображены цветы?

Ответы детей.

Марк: Верно, наверное, здесь раньше было очень красиво, и росла трава и цветы.

4-й ребенок достает 4 объект: символически нарисованные люди держатся за руки.

Воспитатель: Что здесь изображено?

Ответы детей.

Марк: Да, наверное, предки хотели сказать, что они все дружили и поддерживали друг друга. Так и нам, надо быть добрее и всегда быть рядом с теми, кому грустно, и всегда все делать сообща.

Марк:  Мы собрали с вами все экспонаты, чтобы они не разрушились в пути их надо аккуратно уложить в коробки.

Дети вместе с воспитателем укладывают экспонаты.

Марк: Мы их отправим в научную лабораторию, а затем они попадут в музей. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь археологам.

Воспитатель: Спасибо, Марк, за такую увлекательную экскурсию, но нам пора отправляться обратно в детский сад.

Дети благодарят Марка и прощаются.

Дети выстраиваются друг за другом, маршируя вокруг столов, имитируют возвращение в детский сад.

Воспитатель:

С вами мы в поход ходили,

Археологами были.

А теперь пора назад

Возвращаться в детский сад.

Дети усаживаются на подушки на ковре

Воспитатель: Дети, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?

Ответы детей.

-Кто же такие археологи?

Ответы детей.

-Чем они занимаются?

Ответы детей.

-Как вы думаете, для чего они это делают?

Ответы детей.

-Какие инструменты используют?

Ответы детей.

* Дети участвуют в посткроссинге, состоят в переписке с детьми из города Чита

G:\Работа\Воспитатель года\p1110326.jpg

G:\Работа\Воспитатель года\p1110328.jpg

G:\Работа\Воспитатель года\p1110329.jpg

G:\Работа\Воспитатель года\p1110334.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Чудо грибочки».

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Яблоко волшебное катись,в новой сказке очутись»

Развитие у детей творческих,  познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"

В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Карамелька в гостях у ребят»

Расширение представления детей о сладостях, конфетах. Развитие умения анализировать, сравнивать, строить логические суждения, формировать способность смотреть на привычные предметы (фантики от конфет...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»  на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....