Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Археологические раскопки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Археологические раскопки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_zavernina_d.g.docx | 887.22 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением
социально - личностного развития детей №47 «Радость»
ул. Западная, д.7, г. Псков, 180024 e-mail: org2040@pskovedu.ru
тел. (8112) 55-02-56 http://ds47.ucoz.net
Конспект
проведения образовательной деятельности
в средней группе
«Археологические раскопки»
Воспитатель:
Завернина Дарья Григорьевна
Псков
2021
Конспект проведения ООД
Направление: | Познавательное |
Тема: | Археологические раскопки |
Образовательные (направления) области: | Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое |
Цель: | Формирование первичных представлений об истории человечества через ориентацию на профессию археолога. |
Задачи: | Образовательные: - познакомить детей с профессией «Археолог», спецификой его труда, инструментами; - формировать предпосылки поисковой деятельности; Развивающие: - развивать познавательный интерес; - активизировать словарь детей; Воспитательные: - воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда; - воспитывать умение общаться, договариваться, работать в группах |
Словарь: | Активный: экскурсия, поход Пассивный: находка, энциклопедия, экскурсовод Понятийный: археолог, раскоп |
Оборудование: | Ноутбук, проектор, экран |
Демонстрационный материал: | Презентация «Археологические раскопки», камни с изображением наскальной живописи, черепки, драгоценные камни, посуда и части предметов обихода. |
Раздаточный материал: | Кисти, лопатки, фартуки, перчатки на каждого ребенка. |
Предварительная работа | Посещение мест связанных с именем князя Александра Невского с родителями, реализация проекта «Древний город Псков» |
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя | Археолог – это ученый, который занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Раскоп – яма, углубление в земле, сделанное в ходе раскопок (в поисках предметов древности или останков ископаемых животных). Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с. |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ООД
Основные фазы ОД | Интегрируемая образовательная область | Временные интервалы | Содержание |
Организационный момент | Социально - коммуникативное; познавательное | До 2 мин. | Письмо от детей из города Чита |
Мотивация | Социально - коммуникативное; | До 1 мин. | Просьба детей из Читы рассказать об Александре Невском в письме |
Создание интереса | Познавательное; социально - коммуникативное; речевое; | До 1 мин. | Беседа: «Как узнать о том, что было очень давно?» |
Поддержание интереса | Познавательное; социально -коммуникативное; речевое; физическое | До 4 мин. | Отправление на археологические раскопки Рассказ экскурсовода об археологах, о раскопках Просмотр кадров работы археологов Разминка перед работой |
Исследовательская деятельность | Познавательное; социально - коммуникативное; | До 10 мин. | Участие в археологических раскопках |
Заключительная часть | Познавательное; речевое | До 2 мин. | Беседа: «Кто такие археологи?» |
Ход ООД
В группе «оборудованы» археологические раскопки. На столе расположенном посередине группы находиться гора грунта. Рядом находится стол с фартуками, перчатками, ведрами с кистями и лопатками по количеству детей. Установлен экран с проектором. На экране выведена фотография археологических раскопок.
Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем в стороне от «раскопок» Раздается стук и входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте! Вам письмо!
Воспитатель и дети здороваются. Воспитатель берет письмо и благодарит почтальона. Прощаются. Почтальон уходит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого пришло нам письмо
Ответы детей
Воспитатель: Это письмо от наших друзей – детей группы «Колобок» детского сада города Чита*
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Получили ваше письмо. С большим интересом узнали мы, что живете вы в городе Пскове, расположен который недалеко от Чудского озера. Ваш край очень красив, природа его прекрасна. Спасибо за ваши фотографии.
Недавно мы узнали, что главным событием наступившего года станет 800-летие князя Александра Невского. Нам очень хочется, чтобы вы рассказали нам о его подвиге, о ледовом побоище, происходившем на Чудском озере.
Очень ждем от вас письма! Ваши друзья – ребята из Читы!»
Воспитатель: Ребята! Как же приятно получать письма от друзей, правда?
Ответы детей.
Воспитатель: О ком просят нас рассказать ребята из Читы?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете кто такой князь Александр Невский? Какое отношение он имеет к нашему городу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! В нашем городе есть монумент в память о Ледовом побоище. На нем изображен Александр Невский со своими воинами. Кто может мне ответить, почему великому князю поставлен памятник?
Ответы детей.
Воспитатель: Я тоже не знаю. Что же делать? Как нам узнать о нем?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы обязательно напишем с вами письмо нашим друзьям и расскажем им про великого князя. Но сначала нам надо самим узнать о нем больше. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как узнать, что было давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки?
Ответы детей
Воспитатель: Что же нам делать? Может, стоит обратиться к нашему другу – экскурсоводу Марку? Он нам расскажет, откуда он узнает все то, о чем нам рассказывает?
Ответ детей
На экране появляется Марк.
Марк: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Марк! Мы с ребятами очень хотим знать, откуда люди узнают про то, что было в древние времена. Ты нам можешь помочь?
Марк: Конечно, я с радостью вам расскажу. Слушайте,
То, что было много лет назад мы с вами можем узнать из книг. Эти книги называются – энциклопедии. Я вам уже рассказывал о них. А то, что написано в энциклопедии мы узнаем от археологов. Вы знаете кто это?
Ответы детей.
Марк: тогда вам обязательно надо побывать на археологических раскопках и познакомиться с археологами поближе. Согласны?
Ответы детей.
Марк: Тогда отправляемся. Собирайтесь в поход.
Дети встают друг за другом, обходят столы вслед за воспитателем, имитируя поход.
Мы в поход с тобой пойдём, (шагают на месте)
Интересное найдем! (наклоняются, имитируя подбирание предмета)
Все изучим, все узнаем, (протягивают поочередно руки вперед)
До пяти мы посчитаем. ( хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять (показывают на пальцах)
Идем новое искать! (шагают на месте)
Дети останавливаются возле стола лицом к экрану.
Марк: Вот мы и на археологических раскопках
«Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Ну, конечно, археолог!
Марк: Ребята, давайте расположимся на этой скамейке и понаблюдаем за работой археологов.
Дети рассаживаются на скамейке. На экране воспроизводятся кадры работы археологов.
Марк: Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Они называются «находка». Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей. Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп».
Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.
Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения.
Воспитатель: Спасибо, Марк за интересный рассказ.
Марк: Ребята, это еще не все. У вас сегодня есть уникальный шанс принять участие в археологических раскопках и почувствовать себя настоящими археологами. Согласны?
Ответы детей.
Марк: Только для начала давайте разомнемся.
Физкультминутка.
На раскопки мы идем,
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем,
Следом кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем -
Что-нибудь сейчас найдем.
Дальше снова мы пойдем.
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем.
Снова кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем –
Находку мы сейчас найдем.
Марк: Молодцы! Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.
1. Работать в перчатках и фартуке.
2. Песок, кисти и перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.
Дети надевают фартуки и перчатки, берут кисти и лопатки
Работать надо аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку, кисточкой надо осторожно разметать песок, тем самым снимая верхний слой. Обнаруженные предметы аккуратно переносим в кладем на клеенки, которые лежат на столе.
1-й ребенок достает 1 объект: камень с нарисованным на нем солнцем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая находка? Что бы она означала?
Ответы детей.
Марк: Да, нарисованное солнце, скорее всего, означает, что когда-то здесь было очень жарко, наверное, даже не было зимы.
2-й ребенок достает второй объект: камень, с нарисованными на нем волнами.
Воспитатель: Чтобы означали эти волны?
Ответы детей.
Марк: Да, скорее всего, волны означают, что здесь было поблизости море, которое изобразили нам на камне древние люди.
3-й ребенок достает третий объект: камень, с нарисованными на нем цветами.
Воспитатель: Ребята, почему здесь изображены цветы?
Ответы детей.
Марк: Верно, наверное, здесь раньше было очень красиво, и росла трава и цветы.
4-й ребенок достает 4 объект: символически нарисованные люди держатся за руки.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Ответы детей.
Марк: Да, наверное, предки хотели сказать, что они все дружили и поддерживали друг друга. Так и нам, надо быть добрее и всегда быть рядом с теми, кому грустно, и всегда все делать сообща.
Марк: Мы собрали с вами все экспонаты, чтобы они не разрушились в пути их надо аккуратно уложить в коробки.
Дети вместе с воспитателем укладывают экспонаты.
Марк: Мы их отправим в научную лабораторию, а затем они попадут в музей. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь археологам.
Воспитатель: Спасибо, Марк, за такую увлекательную экскурсию, но нам пора отправляться обратно в детский сад.
Дети благодарят Марка и прощаются.
Дети выстраиваются друг за другом, маршируя вокруг столов, имитируют возвращение в детский сад.
Воспитатель:
С вами мы в поход ходили,
Археологами были.
А теперь пора назад
Возвращаться в детский сад.
Дети усаживаются на подушки на ковре
Воспитатель: Дети, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?
Ответы детей.
-Кто же такие археологи?
Ответы детей.
-Чем они занимаются?
Ответы детей.
-Как вы думаете, для чего они это делают?
Ответы детей.
-Какие инструменты используют?
Ответы детей.
* Дети участвуют в посткроссинге, состоят в переписке с детьми из города Чита
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Чудо грибочки».
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей....
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Яблоко волшебное катись,в новой сказке очутись»
Развитие у детей творческих, познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"
В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Карамелька в гостях у ребят»
Расширение представления детей о сладостях, конфетах. Развитие умения анализировать, сравнивать, строить логические суждения, формировать способность смотреть на привычные предметы (фантики от конфет...
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Пчёлка» по теме: «Согласие да – лад в семье клад» ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ средней ГРУППЫ Тема:«Волшебные фигуры» НОД для детей среднего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....