Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Николаева Анна Анатольевна

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_nikolaevoy.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» -  В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Главная цель экологического воспитания – «формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется» - С.Н. Николаева.

Актуальность темы обусловлена тем, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В процессе моей работы по экологическому воспитанию обозначились следующие проблемы: 1.Обострение экологической ситуации в стране и в мире, которая диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. 2. Недостаточный запас знаний детей об окружающей нас природе, потребительское отношение к ней, не всегда проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе дидактических игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др. Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Это и обусловило выбор темы моего исследования: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель работы – формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Были определены следующие задачи:  

- сформировать у детей элементарные экологические знания;                                                                           - развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т.е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);                                                                                                                                                           - воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Предполагаемый результат: использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, влияет на успешное овладение ими знаний, способствует накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитания бережного отношения к ней.

Этапы работы:                                                                                                              1.Подготовительный (сентябрь 2015г).                                                                                     (выбор темы; изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, план работы)             2. Основная часть (октябрь – май 2015 – 2018 уч.г.)                                                                                                                                                                                                           - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;                                                      - работа с детьми;                                                                                                                                                        - работа с родителями;                                                                                                                         - взаимодействие со специалистами ДОУ                                                                                                           3. Заключительный этап (май 2018 уч.г)                                                                             (диагностика, вывод)      

Основная часть.

Направления работы.

 Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность детей и педагога, работа с родителями, взаимодействие со специалистами ДОУ.

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью в группе был создан «Уголок природы».  В уголке природы находятся экологические дидактические игры, календарь природы, комнатные растения, пластмассовые и резиновые игрушки, различные коллекции (шишек, ракушек, гербарий, орехов и тд.), муляжи овощей и фруктов, материал для проведения элементарных опытов ( формочки, камни, глина, песок, трубочки, воронки, сито, лупа), оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, лейки, пульверизатор, тазики, совочки, горшочки, фартуки), макеты, картины диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений  леса,  луга, поля.

Ежедневно дети дежурят в уголке природы по два человека. Они с удовольствием ухаживают за комнатными растениями и относятся к работе ответственно.

В книжном уголке дети могут просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи.  В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки.

 Под руководством воспитателя проводятся различные опыты и эксперименты с водой, песком. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию детей.

Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют почему они происходят. В подготовительной к школе в группе отмечают особенности погоды условными знаками. Ведение календаря природы развивает у детей наблюдательность, совершенствует их схематическое мышление.

Вместе с детьми выращиваем лук, укроп, цветы. Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребенку дается свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребенок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними.

Для детей разработала дидактические игры экологического содержания «Четвертый лишний», «Природный и рукотворный мир», «Где встречается вода?», «Воздух-невидимка», «Такие разные растения», «Такие разные животные», «Песок, глина, камни, вокруг нас», «Загадочные человечки», «Какой бывает вода?», «Животные различных климатических зон», способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Создала картотеку   дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, определяю степень участия в ней всех детей. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность. Используя «Конструктор картинок», создаю дидактические игры на интерактивной доске.

Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности в качестве её составной части или вместо нее, а также в часы досуга, во время целевых прогулок, экскурсий. НОД по экологии проводятся 1 раза в неделю, чередуется с НОД «Мир природы и мир человека», Программу НОД составляю, используя программу Е.В. Гончаровой «Экология для малышей».

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками, с природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Например, «От какого дерева лист?», «Кто скорее соберет?», «Угадай, что в мешочке?» - игры с предметами. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки», «лабиринты», «разрезные картинки», «пазлы». Словесные игры: «Когда это бывает?», «Прилетели птицы», «Что я за зверь?».

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве» и т.д., игры с литературными персонажами, игры загадки. Эти игры развивают мышление, внимание, быстроту реакции.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные дидактические игры и игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Так же на прогулках проводим акцию «Покормите птиц зимой».

Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется по всем образовательным областям:

  1. Физическое развитие (подвижные игры экологического содержания, беседы об охране здоровья).
  2. Познавательное развитие (НОД по экологии, наблюдения, дидактические игры, опыты, экскурсии, прогулки и тд.).
  3. Речевое развитие (беседа, НОД по экологии, дидактические игры, чтение художественной литературы и тд.).
  4. Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация, музыка).
  5. Социально-коммуникативное развитие (труд в уголке природы, беседа и тд.).

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации, использование различных видов оценок, внесение игрушки, активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, вопрос. Так же использую проектный метод. В старшей группе были проведены проекты: «Белоствольная красавица», «Огород на подоконнике», «Удивительный мир насекомых».

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором размещены консультации, разработки игр, памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье, например: памятка «Прогулка на природе», консультации «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников», «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания» и др.

Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в выставке «Дары осени», в проведение собрания «Экология и птицы».

Вместе с музыкальным педагогом проводим экологические праздники, например: «Вороний праздник», «Землю нашу любите».

Достижения детей: принимаем участие в конкурсах Государственного природного заповедника «Малая Сосьва»: конкурс листовок «Заповедная природа без пожаров», конкурс поздравительных открыток «Заповеднику «Малая Сосьва – 40 лет». Так же принимали участие во всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества «Огород на окне», творческий экологический конкурс «Подводный мир». Свои работы публикую на сайтах ИНФОУРОК, МААМ.RU. Участвую во всероссийских экологических конкурсах: «Экологическое воспитание по ФГОС», «Мир, в котором я живу».

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и в конце).

Для диагностики использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя разделы  (по программе Е.В. Гончаровой «Экология для малышей»):                                                    1.Где мы живем? Местоположение поселка. Климат.                                                                      2.Многообразие растительного и животного мира.                                                                      3.Сезонные изменения в природе ХМАО.                                                                                                   4.Природа и человек в условиях ХМАО.

В средней группе в начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности  экологических знаний.  Низкий уровень: 3 детей (11%), средний уровень: 24 ребенка (89%), Высокий уровень: 0%                                                                                                                                                                                               В конце учебного года результаты изменились: средний уровень у 11 (41% ) детей, высокий у 16 (59%) детей, низкий: 0%                                                                                                                                                   В старшей группе в начале учебного года по результатам диагностики, были получены такие данные: низкий уровень: низкий уровень - 1 ребенок (4%), средний уровень: 26 детей (96%), высокий уровень:  0%. В конце учебного года результаты улучшились: низкий уровень: 0%, средний уровень: 8 детей (30%), высокий уровень: 19 детей (70%).                                                                                  В подготовительной к школе группе в начале года были такие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 25 детей (89%), высокий уровень – 3 (11%). В конце года, дети показали более высокие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 8 детей (29%), высокий  уровень – 20 детей (71%).                                                                                                                                                                                                       Результаты диагностики показали, что уровень знаний  по сравнению с началом года, в конце года изменились в лучшую сторону. У детей сформированы элементарные экологические знания, возрос познавательный интерес дошкольников к миру природы, появилось бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Заключение.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также бережного отношения к природе.

Таким образом, использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний.                                                                                            

Литература:

-  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 159 с.

- Гончарова. Е.В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.- Ханты-Мансийск.: Полиграфист, 2005.

- Гончарова. Е.В. «Тетрадь экология для малышей- подготовительная группа». Ханты-Мансийск, 2005г.Рекомендовано Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в качестве учебно- методического пособия для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

- Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И., Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей. -  М.: Просвещение, 2003.

- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.

- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду-М.: Просвещение, 2006.-223 с.

- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.-128 с.

- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду»-М.: Карапуз, 2001.

- Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.- 560 с.

- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....