Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Муравьёва Татьяна Николаевна

В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, и первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Всем известно, что по природе своей дети – исследователи. Открыть, изучить, исследовать – это первые шаги в неизведанное, благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать. Недаром китайская пословица гласит: «Неизведанное рядом. Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму». И я считаю, что развитие у детей интереса к познанию окружающего мира через детское экспериментирование будет особенно актуально на современном  этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. А интерес к познанию окружающего мира у современных детей очень велик.

В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, и первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.

В процессе ежедневной работы над воспитанием экологической культуры я стала искать более интересные для детей методы и приемы, позволяющие раскрыть их способности, утвердить и проявить себя. Я обратила внимание на такое средство развития дошкольников, как детское экспериментирование. И на  практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка — дошкольника.

Я использую в своей работе следующие методы и приёмы:

традиционные: наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр

видеопрезентаций и другие);

практические (игры – опыты, игры – эксперименты, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры с элементами ТРИЗ, фокусы, занимательные опыты);

словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

инновационные: метод игрового проблемного обучения (проигрывание в НОД и совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблем);

мнемотехника (фиксирование и заполнение результатов эксперимента).

Применение этих приёмов и методов помогает детям самостоятельно мыслить, даёт стимул для развития интереса к экспериментированию, у дошкольников появляется мотив для проведения экспериментов и опытов.

При проведении экспериментальной деятельности с детьми я соблюдаю структуру детского экспериментирования:

1) постановка задачи исследования в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Это и служит мотивом для проведения детьми опытов и экспериментов;

2) уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

3) уточнение плана исследования (здесь будут задействованы мыслительные операции детей, что немаловажно для детского экспериментирования);

4) выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

исследования (необходимо учитывать мнение детей, предоставлять им больше самостоятельности и свободы действий);

5) проверка предположения (проверяется правильность самостоятельно

выдвинутой детьми гипотезы путём непосредственно выполненных самими детьми практических действий в процессе проведения опытов и экспериментов);

6) анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования (важно выслушать мнение каждого ребёнка).

Для развития познавательного интереса у детей посредством детского

экспериментирования я создала все необходимые условия:

- создание уголка экспериментирования, оснащение его всеми необходимыми материалами, картотекой детских экспериментов с различными объектами живой и неживой природы, приборами, оборудованием, ведение дневника наблюдений, где фиксируются проведённые исследования;

- комплексное и систематическое применение методов и приёмов как

традиционных, так и инновационных;

- бережное отношение к процессу и результатам детской деятельности (поощрение детей, что даёт стимул для интереса к экспериментальной деятельности, бережное отношение к полученным результатам опыта (здесь важно не то, как у него получилось, а то, что он смог получить это самостоятельно, путём своего труда);

- материальное обеспечение познавательной деятельности детей (наличие различных детских энциклопедий, иллюстраций, интересных картинок по экспериментированию, которые должны находиться в свободном доступе).

Я старалась расширить у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы. Например, различать день и ночь, состояние погоды: солнечно или пасмурно, холодно или жарко, снег или дождь, выделять свойства воды, песка, глины и т.д.

При ознакомлении с теми или иными объектами (воздух, вода, песок, лед, глина) я, прежде всего, опиралась на чувственный опыт детей и использовала наглядность: наблюдение за погодой во время прогулки, в группе, глядя в окно, рассматривая книги, иллюстрации.

На практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка — дошкольника. Опыт работы в группе показал мне, что найден правильный путь развития детей. Детей очень привлекают опыты: «Тонет – не тонет»«Свойство магнита»«Воздух вокруг нас», и т.д.

Всем известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны рекомендации для родителей «Игры с водой дома. Тема «Лед-вода», консультация «Экспериментируем дома. Рекомендации для родителей». Провела анкетирование «Детское экспериментирование», результаты которого показали, что большинство родителей считают, данную деятельность полезной для развития детей. Родители принимают активное участие в пополнении уголка познавательной литературой и детскими энциклопедиям, материалами и оборудованием.

Таким образом, в процессе экологического воспитания дети получают научные знания об окружающей природе, взаимосвязях и явлениях, экспериментирование способствует развитию мышления, и познавательных способностей ребенка. Формирует самостоятельность, вызывает интерес к детскому экспериментированию.

И, если систематически и последовательно использовать в образовательной деятельности метод детского экспериментирования, что будет способствовать умению ребёнка моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, то познание им окружающего мира будет наиболее эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...