Программа по исследовательской экспериментальной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Алхименкова Диана Николаевна

В программе представлен материал по исследовательской эксперементальной деятельности старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Алхименкова    Диана    Николаевна  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307   комбинированного вида

Рассмотрена и одобрена на

 заседании педагогического совета

 Протокол №  

Утверждаю

Заведующая МДОУ № 307

____________ Чегодаева   И. А.

ПРОГРАММА  

дополнительного образования по познавательному развитию

 «Галилео»  

                                                                                        Разработчик: Алхименкова  Д. А.

 

Содержание:

Пояснительная записка

 1.1. Концепция

 1.2. Актуальность

 1.3. Новизна

 1.4. Цель

 1.5. Задачи

 1.6. Возраст детей

 1.7  Продолжительность реализации программы

 1.8. Формы и режим занятий

 1.9. Ожидаемые результаты

1.10  Педагогическая диагностика  

1.11. Формы подведения итогов программы

Краткое описание тем

3.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

3.2  Преемственность

      4. Приёмы  и  методы организации учебно-воспитательного процесса

          4.1.  Дидактический материал, техническое оснащение занятий

      5. Список литературы

Пояснительная записка

Концепция  программы

Гуманистическая  функция  образования  способствует  обновлению  педагогических  технологий.    

Применение инновационных технологий  ставят    педагогов  в  позицию  творчества  и  рефлексии,  освоения  способов  индивидуального  проектирования  своей  деятельности.  Личностно  ориентированные  технологии  призваны  раскрыть  индивидуально-творческий  потенциал  каждого ребёнка,  стимулировать  его  творческую  активность   Гуманистические  технологии  учитывают  факт  неполной  сформированности  логического  аппарата  у  детей,  это  и  определяет  их  игровой  и  занимательный  характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Детское  экспериментирование  претендует на роль ведущей  деятельности  в период  дошкольного  развития  ребёнка.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

предлагает возможные решения;

 проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы в соответствии с результатом проверки;

применяет выводы к новым данным;

делает обобщения.

   Программа базируется на принципах комплексного и индивидуального подхода,   развивающего обучения. Работа по программе направлена на развитие личности ребёнка в целом, на формирование  умений в познавательно – исследовательской деятельности,  видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь дошкольников, развивать мышление и творческие способности.

1.2. Актуальность

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Новизна

Разработана и апробирована система  поисково-исследовательской деятельности   как источник самостоятельного познания мира

Цель программы

Развитие  и поддержание ь интереса  к исследованиям, открытиям, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой .  

1.5.  Задачи  программы

1. Формировать  у детей дошкольного возраста логическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2Создать условия для развития  собственного познавательного опыта   с помощью наглядных средств, (условных заместителей, моделей).

3. Создать условия для  развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в  мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Способствовать  воспитанию   у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

Закон РФ «Об образовании»  

Типовое положение «О дошкольном образовании»

Письмо Министерства образования РФ от   «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Письмо Министерства образования РФ   «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Устав ДОУ

Программа развития ДОУ

Положение о кружковой работе

Приказ об организации кружковой работы ДОУ

Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  5-7 лет

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается  2 этапа работы:

1 этап – с  детьми  5 – 6 лет;

2 этап – с  детьми 6 – 7 лет.

Формы  и  режим  занятий

Программа реализуется на занятиях кружка «Галилео». Занятия кружка проводятся 1 раз  в  неделю.  День  занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей  

Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут,  с  детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

 

Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

 быстрое включение в активный познавательный процесс;

 самостоятельное  пользование  материалом;

постановка цели и нахождение путей ее достижения;

самостоятельность при поиске  открытий;

проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

настойчивость в отстаивании своего мнения;

расширение кругозора детей;

развитие   мышления и речи;

развитость мускулатура пальцев;

проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе  её информацию об объекте.

Педагогическая диагностика

Формы проведения итогов реализации программы

Детско- взрослое проектирование, презентация  опыта  работы по исследовательской деятельности ,итоговое занятие.

Учебно-тематический план

Краткое описание тем

1 этап (5- 6 лет)        Cентябрь

1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание  экспериментальной деятельностью.

2 занятие: Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента.

3 занятие Нюхаем , пробуем, трогаем.

4 занятие Откуда  появляются  звуки.

Октябрь

5 занятие: Опыт с водой «Какие  предметы  могут плавать»

6 занятие: Опыт «подушка  из пены.

7 занятие: Опыт с «з состояния  воды»

8 занятие: Опыт с «воздух  по всюду»

Ноябрь

9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель»

10 занятие: Опыт с водой «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

11 занятие: Опыт « зимняя веточка»

12 занятие:  Опыт с водой «Измерение температуры воды»

Декабрь

13 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода»

14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду»

15 занятие: Эксперимент «Ожившие волосы»

16 занятие: Опыт   «Хитрая  змея»

январь

17 занятие: Опыт с  магнитом

18 занятие Экспериментирование  «Помоги  Золушке»

19 занятие: Опыт с водой «Вода в скафандре»

20 занятие: Опыт с водой «Бездонный стакан»

Февраль

21 занятие: Эксперимент «Плавающая скрепка»

22 занятие: Эксперимент «Встречное движение»

23 занятие: Эксперимент «Движение дуг от друга»

24 занятие: Эксперимент «Водяной подсвечник»

Март

25 – 27 занятия: Опыт «Вода и звук»

28 занятие: Эксперимент «Волшебные семена»

29 - 31 занятие: Опыт с воздухом «Вертушка»

Апрель

32 занятие: Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар»

33 – 34 занятие: Опыт с воздухом «Работа воздуха»

35 занятие: Опыт с воздухом «Давление воздуха»

Май

36 занятие: Опыт с воздухом «Расширение горячего воздуха и его движение»

37 -38 занятие  « волшебные росточки»

39- Заседание кружка « Галилео»

2 этап (6 – 7 лет):

Сентябрь        

  занятие: Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории.

    Свойства  воздуха .  Эксперименты ( Воздух занимает место, тяжелый воздух, парашют, невидимый  силач)

октябрь

Знакомство со свойствами камней.

 Эксперименты ( фокусы с магнитом, разноцветные камни, самые большие камни)

 Ноябрь

 Что такое  звук.

Эксперименты ( Испорченный телефон, аквариум, как мы слышим, волшебные струны)

Декабрь

 Свойства воды

 Эксперименты  ( Почему лёд  не тонет, Цветные  льдинки, свойства разных жидкостей, что замёрзнет)

 Январь

 Свойства воды

  ( Твёрдые, газообразные человечки, вкус  воды, путешествие капельки,  тонет не тонет эксперимент  с яйцом)

 Февраль

 Вода  на земле

Эксперименты  ( Чистая вода, почему завяли цветы, как мы расходуем воду, большой фильтр)

Март

 Свойства различных материалов  ( дерево, ткань, металл, пластмасса, стекло)

Эксперименты ( Ящик ощущений, самое полезное, что внутри, что из чего сделано

Апрель

 Самая красивая планета земля  

Эксперименты ( эти разные семена, планете чистый воздух, откуда берутся листочки)

Май

  Последнее заседание кружка  « Галилео»

 Интеллектуальная игра « Знатоки»

В  работе кружка  применяются  исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

     Основное  оборудование:

приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

 разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

специальную  одежду (халаты, фартуки);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы  проведения эксперимента;

индивидуальные альбомы  экспериментов;

правила работы с материалом;

 

Список литературы

«Ребёнок  в  мире  поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;

«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;

«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.

 

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и  навыками фиксирует в таблице в начале и конце года

 

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»

Конспект  исследовательски – экспериментальной  деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....

ПРОЕКТ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ"

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.ФГОС ДО направляет нас на использовани...

Конспект НОД во второй младшей группе по исследовательской - экспериментальной деятельности «Чудеса со снегом»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,«Чтение художественной литературы».Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.Цели...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в средней группе с элементами речевого творчества в исследовательско-экспериментальной деятельности

Тема: «Мыльная история»Цель:Ø организовать образовательную ситуацию по развитию интереса у  детей, развитию любознательности, познавательной мотивации и формированию познавательных де...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...