Программа по исследовательской экспериментальной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В программе представлен материал по исследовательской эксперементальной деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Алхименкова Диана Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 307 комбинированного вида
Рассмотрена и одобрена на
заседании педагогического совета
Протокол №
Утверждаю
Заведующая МДОУ № 307
____________ Чегодаева И. А.
ПРОГРАММА
дополнительного образования по познавательному развитию
«Галилео»
Разработчик: Алхименкова Д. А.
Содержание:
Пояснительная записка
1.1. Концепция
1.2. Актуальность
1.3. Новизна
1.4. Цель
1.5. Задачи
1.6. Возраст детей
1.7 Продолжительность реализации программы
1.8. Формы и режим занятий
1.9. Ожидаемые результаты
1.10 Педагогическая диагностика
1.11. Формы подведения итогов программы
Краткое описание тем
3.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
3.2 Преемственность
4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий
5. Список литературы
Пояснительная записка
Концепция программы
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий.
Применение инновационных технологий ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал каждого ребёнка, стимулировать его творческую активность Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатом проверки;
применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Программа базируется на принципах комплексного и индивидуального подхода, развивающего обучения. Работа по программе направлена на развитие личности ребёнка в целом, на формирование умений в познавательно – исследовательской деятельности, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь дошкольников, развивать мышление и творческие способности.
1.2. Актуальность
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Новизна
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира
Цель программы
Развитие и поддержание ь интереса к исследованиям, открытиям, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой .
1.5. Задачи программы
1. Формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2Создать условия для развития собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств, (условных заместителей, моделей).
3. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Способствовать воспитанию у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение «О дошкольном образовании»
Письмо Министерства образования РФ от «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Письмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Устав ДОУ
Программа развития ДОУ
Положение о кружковой работе
Приказ об организации кружковой работы ДОУ
Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях кружка «Галилео». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей
Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
быстрое включение в активный познавательный процесс;
самостоятельное пользование материалом;
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
самостоятельность при поиске открытий;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора детей;
развитие мышления и речи;
развитость мускулатура пальцев;
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Педагогическая диагностика
Формы проведения итогов реализации программы
Детско- взрослое проектирование, презентация опыта работы по исследовательской деятельности ,итоговое занятие.
Учебно-тематический план
Краткое описание тем
1 этап (5- 6 лет) Cентябрь
1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.
2 занятие: Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.
3 занятие Нюхаем , пробуем, трогаем.
4 занятие Откуда появляются звуки.
Октябрь
5 занятие: Опыт с водой «Какие предметы могут плавать»
6 занятие: Опыт «подушка из пены.
7 занятие: Опыт с «з состояния воды»
8 занятие: Опыт с «воздух по всюду»
Ноябрь
9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель»
10 занятие: Опыт с водой «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»
11 занятие: Опыт « зимняя веточка»
12 занятие: Опыт с водой «Измерение температуры воды»
Декабрь
13 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода»
14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду»
15 занятие: Эксперимент «Ожившие волосы»
16 занятие: Опыт «Хитрая змея»
январь
17 занятие: Опыт с магнитом
18 занятие Экспериментирование «Помоги Золушке»
19 занятие: Опыт с водой «Вода в скафандре»
20 занятие: Опыт с водой «Бездонный стакан»
Февраль
21 занятие: Эксперимент «Плавающая скрепка»
22 занятие: Эксперимент «Встречное движение»
23 занятие: Эксперимент «Движение дуг от друга»
24 занятие: Эксперимент «Водяной подсвечник»
Март
25 – 27 занятия: Опыт «Вода и звук»
28 занятие: Эксперимент «Волшебные семена»
29 - 31 занятие: Опыт с воздухом «Вертушка»
Апрель
32 занятие: Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар»
33 – 34 занятие: Опыт с воздухом «Работа воздуха»
35 занятие: Опыт с воздухом «Давление воздуха»
Май
36 занятие: Опыт с воздухом «Расширение горячего воздуха и его движение»
37 -38 занятие « волшебные росточки»
39- Заседание кружка « Галилео»
2 этап (6 – 7 лет):
Сентябрь
занятие: Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории.
Свойства воздуха . Эксперименты ( Воздух занимает место, тяжелый воздух, парашют, невидимый силач)
октябрь
Знакомство со свойствами камней.
Эксперименты ( фокусы с магнитом, разноцветные камни, самые большие камни)
Ноябрь
Что такое звук.
Эксперименты ( Испорченный телефон, аквариум, как мы слышим, волшебные струны)
Декабрь
Свойства воды
Эксперименты ( Почему лёд не тонет, Цветные льдинки, свойства разных жидкостей, что замёрзнет)
Январь
Свойства воды
( Твёрдые, газообразные человечки, вкус воды, путешествие капельки, тонет не тонет эксперимент с яйцом)
Февраль
Вода на земле
Эксперименты ( Чистая вода, почему завяли цветы, как мы расходуем воду, большой фильтр)
Март
Свойства различных материалов ( дерево, ткань, металл, пластмасса, стекло)
Эксперименты ( Ящик ощущений, самое полезное, что внутри, что из чего сделано
Апрель
Самая красивая планета земля
Эксперименты ( эти разные семена, планете чистый воздух, откуда берутся листочки)
Май
Последнее заседание кружка « Галилео»
Интеллектуальная игра « Знатоки»
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
специальную одежду (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные альбомы экспериментов;
правила работы с материалом;
Список литературы
«Ребёнок в мире поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.
Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни
Отношение к эксперимен-тальной деятельности
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
Высокий
Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.
Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.
Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»
Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...
Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....
ПРОЕКТ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ"
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.ФГОС ДО направляет нас на использовани...
Конспект НОД во второй младшей группе по исследовательской - экспериментальной деятельности «Чудеса со снегом»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,«Чтение художественной литературы».Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.Цели...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в средней группе с элементами речевого творчества в исследовательско-экспериментальной деятельности
Тема: «Мыльная история»Цель:Ø организовать образовательную ситуацию по развитию интереса у детей, развитию любознательности, познавательной мотивации и формированию познавательных де...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...