ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бессонова Елена Геннадьевна

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: старшая группа (25 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_volshebnitsa_voda.zip28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода»

для детей 5-6 лет

Бессонова Елена Геннадьевна, воспитатель

МДОУ «ЦРР-детский сад с.Бакчар»

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: старшая группа (25 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Актуальность

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница-вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Тема совместной деятельности: «Волшебница-вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

•  Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

•  Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

  •  С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Оборудование: вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость), прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода), сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктельные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Цель: Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

Задачи:

совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе «Уголок мудрой Совы» и в оформлении плаката «Круговорот воды в природе»; повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.

Предполагаемый результат:

•  Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

•  У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

•  У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

•  Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

•  Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

•  Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, презентация проекта.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, фОбразовательнаяобластьСодержаниеОсновныезадачиСоциально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• 
Дидактические, словесные, подвижные игры.
• 
Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• 
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
• 
Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».
• 
Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой».
• 
ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
• 
ООД: Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность:
• 
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• 
Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
• 
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
• 
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

• Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»,
• 
Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
• Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
• 
Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.Физическое развитие:

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море».Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями и физическое развитие.

Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей: появился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

1 этап: Подготовительный

(сентябрь – ноябрь)

- изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- оборудовать мини-лабораторию в группе «Уголок мудрой Совы»;

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

- оформить плакат «Круговорот воды в природе»;

- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

- подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

(с 20 по 21 ноября)

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

***

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

***

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Воспитатель: правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

(Н. Рыжова.)

Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта

Календарно-тематическое планирование (23-30 ноября)

Дата

Содержание деятельности

Участники

Понедельник
23 ноября

Утро (совместная деятельность):

• Беседа «Вода – источник жизни»
• 
Чтение рассказа «Жила-была река»
• 
Д/и «Какой бывает вода», «Опиши»
• 
П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

• Речь с движениями «На речке»
• 
ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой»
• 
Д/и «Хорошо-плохо»
• 
Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?»

Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед

Вторник
24 ноября

Утро (совместная деятельность):

• Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?»
• 
Загадки о воде
• 
Д/и «Хорошо-плохо», «Подскажи словечко»
• 
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде
• 
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
• 
Речь с движениями «На речке»
• 
Физкультминутка «Дождик»

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети

Среда
25 ноября

Утро (совместная деятельность):

• Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• 
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• 
Чтение стихотворения «Что такое вода?»
• П
 «Ходит капелька по кругу»

ООД

• ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)»
• Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

• Д/и «Три состояния воды», «Где снежинку нам искать?»
• 
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети

Четверг
26 ноября

Утро (совместная деятельность):

• Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
• Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»
• Народные приметы о воде
• П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

• Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
• 
Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды»
• 
П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
• 
Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»

Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети

Пятница
27 ноября

Утро (совместная деятельность):

• П/и «Рыболов»
• 
Д/и «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
• 
Чтение стихотворения «Берегите воду»
• Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
• Презентация «Родственные слова семейки «ВОДА»

ООД

• ООД: опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
• Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

• Разучивание индивидуальных стихотворений, пословиц и поговорок о воде
• 
П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
• 
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»

Воспитатели
Учитель-логопед
Дети
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети

Понедельник
30 ноября

II-пол. дня:

• Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода»

Воспитатели
Учитель-логопед

4 этап: Заключительный (30 ноября)

Презентация проекта «Волшебница-вода»

Список использованной литературы:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.

8. Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...