Консультация для педагогов ДОУ "Ребёнок и окружающий мир"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Содержание разделов программы по всем возрастным группам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих:
- - предметное окружение
- - явления общественной жизни
- - мир природы.
Предметный мир предполагает:
- - ознакомление с предметом как таковым (название, назначение, свойства, качества, классификация)
- - восприятие предмета как творения человеческой мысли и результат трудовой деятельности
- - ознакомление с предметами быта ( одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
Явления общественной жизни предполагают:
- - жизнь и труд взрослых (подразделы «Родная семья», «Родная страна», «Труд взрослых», «Наша армия» и т.п.
- - формирование простейших родственных отношений (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
- - формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и т.д.).
Мир природы предполагает:
- - развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир людей, животных, растений) и местам обитания человека, животных и растений (земля, вода, воздух);
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
- - расширять знания детей о предметах домашнего обихода, группировать предметы
- - упражнять в назывании предметов, знакомить с функциями использования( резать, жарить, варить), назначением (посуда - для еды, игрушки – для игры), строением (у автомобиля есть кузов, кабина, руль)
- - учить различать материалы (глина, песок, бумага, дерево, ткань), выделять их качества: мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается
- - различать величину предметов (большой, маленький)
- - различать цвет предметов
- - ориентировать во времени (сейчас, потом, после обеда) и в пространстве (высоко, далеко, близко, низко)
- - обращать внимание на то, что одни предметы сделаны руками человека ( мебель, посуда), а другие созданы природой (камень, шишки)
Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий:
- - серия «Игры-раскладки» ( определение предметов природного мира и предметов созданных человеком) : «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке»
- - серия «Игры-определения» ( определение цвета, формы, величины, функции): «Что лишнее», «Найди пару»
- - серия «Игры –занятия с элементами опыта и эксперимента»: «Деревянный брусочек», «Послушная глина», «Бантик из бумаги и ткани»
Используются разнообразные дидактические игры: «Что в коробке»(магазин одежды и обуви), « Найди предметы такого же цвета», «Подберем кукле одежду», «Найди пару», «Куда что положить» и др.
ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- - формировать представление о семье( с кем ты живешь, есть ли у тебя бабушка и дедушка, как зовут маму и папу, сестру или брата)
- - учить называть некоторых работников детского сада(воспитатель, няня, музыкальный руководитель) по имени, отчеству, учить обращаться к ним на «вы»
- - учить ориентироваться в дошкольном учреждении (экскурсии по саду )
- - совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад
- - знакомить с трудом близких взрослых ( медсестры, повара, воспитателя, няни)
Ознакомление с явлениями общественной жизни проводятся в форме игр-занятий: «Жилая комната» ( мама с бабушкой моют посуду, чистят ковры, делают влажную уборку), «Как медвежонок катался с нами на папиной машине»( папа дома – шофер, он разбирается в машинах, возит всю семью на дачу, к бабушке, помогает маме перевозить различные грузы из магазина, гаража, дачи), «Поможем повару печь печенье»( после экскурсии на кухню дети в группе вырезают печенье из теста различными формочками, раскладывают его на противне, а воспитатель относит на кухню и выпекает в духовке).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
- - продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, осваивая общую функциональную основу( посуда, мебель, обувь, одежда, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.)
- - учить группировать предметы по общим признакам( серия «Игр-определений»: «Что лишнее», «Петрушка идет рисовать», «Петрушка идет трудиться»)
- - учить различать, называть и описывать предметы (серия «Игр-описаний»: «Назови предмет», «Определи место для предмета», «Расскажи Незнайке о любимой игрушке»)
- - учить узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, резины, стекла, пластмассы, фарфора, рассказывать об их свойствах(серия «Игр-экспериментов»: «Узнай все о воздушном шарике», «Дерево умеет плавать», «Удивительное стекло»)
- - развивать интерес к истории предметов (серия «Игр-путешествий»: «Путешествие в прошлое бумаги», «Путешествие в прошлое стула»)
- - продолжать формировать представления о пространственных отношениях и соответствующий словарь (слева, справа, между, около, рядом, впереди, позади, вокруг, возле, сзади за, на, в, у)
- - расширять знания об общественном транспорте(автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход)
- - знакомить с правилами дорожного движения( понятие «водитель – пешеход», светофор, «зебра»)
ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- расширять представления о семье, об обязанностях членов семьи
- дать первые представления о родственных отношениях в семье (каждый из них одновременно сын(дочь), внук(внучка), брат(сестра), а мама и папа тоже сын или дочь бабушки и дедушки)
- продолжить работу по ознакомлению с детским садом(экскурсии в медицинский кабинет, методический, другие помещения), напоминать как зовут медсестру, старшего воспитателя, няню.
- продолжать работу по формированию симпатий к сверстникам, учить быть внимательным, заботливым, вежливым
- совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад, обращая внимание на проезжую часть улицы, на тротуар, напомнить название улицы, рассказать почему она так названа
- продолжить работу по ознакомлению с родным городом ( закрепить название города, рассказать о достопримечательностях)
- продолжить ознакомление с Российской Армией, воинами, рассказать о празднике 23 февраля – День защитника Отечества
- продолжать знакомить с профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный руководитель), вводится понятие «профессия»( беседы «Замечательный врач», «В гостях у музыкального работника», «В гостях у продавца»)
Следует использовать в работе дидактические игры и упражнения:
- «Кому что нужно для работы»
- «Для чего нужна вещь»
- «Вам письмо!»
СТАРШАЯ ГРУППА
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
- продолжается формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту( кофемолка, электромясорубка, электрочайник, микроволновая печь, соковыжималка) и создающих комфорт ( кондиционер, бра, вентилятор, ковер)
- совершенствовать умение детей самостоятельно определять материалы( стекло, пластмасса, фарфор, полиэтилен, ткань, бумага, резина и.т.д.), их свойства и качества(хрупкость, мягкость, твердость, блеск, прочность), используя игры-эксперименты «Легкая пластмасса», «Фарфоровый секрет китайцев», «Меня зовут Стеклянчик» и др.
- продолжают учить сравнивать предметы, группировать их по тем или иным признакам, по функциональному назначению
- учить ориентироваться во времени( времена года, месяцы, дни недели) и пространстве(на основе инструкции воспитателя)
Использовать дидактические игры :
«Путешествие в прошлое предмета»,
«Путешествие в прошлое жилища»,
«Путешествие в прошлое пылесоса»,
«Угадай, какой предмет загадан»,
«Подбери предметы по назначению»,
«Угадай, где звенит колокольчик»
ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- продолжается работа по теме «Моя семья», формируется интерес к своей родословной (беседы «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Что такое генеалогическое дерево», «Наши бабушки и дедушки»), знакомят детей с понятием «хозяйство семьи», учат уважать труд всех членов семьи, прививают любовь и заботу о маме, папе, бабушке, дедушке, младших членах семьи
- продолжается работа по теме «Детский сад»( кто его построил, почему он так называется , кто в нем работает)
- учить детей соблюдать правила уличного движения, знакомят с дорожными знаками
- учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности (научиться вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», пожарную – по «01», милицию – по «02»)
- учить быть внимательными и доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших
- расширить представления детей по теме «Родная страна», формируя любовь к родному городу, краю; рассказывать о традициях, культуре, природе
- дать понятие «Россия», «Российская Федерация», показать на карте всю Россию, горы, моря, озера, реки, леса, отдельные города
- познакомить с Москвой – столицей России
- познакомить с гербом, флагом и гимном России
- расширить представления о Российской Армии, рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину
- продолжить ознакомление с профессиями : строителей, земледельцев, работников транспорта и связи, людей творческих профессий(художников, писателей)
Использовать в работе дидактические игры:
«Кто нам построил дом»
«В гостях у парикмахера»
«Машины на нашей улице»
«Прогулки по тротуару»
«Опасности на льду»
«Чей труд важнее»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
- расширять и уточнять представления о предметном мире:
*о видах транспорта ( наземном, воздушном, водном, подземном)
*предметы, облегчающие труд взрослых на производстве (калькулятор, компьютер, станки, роботы)
*предметы, удовлетворяющие духовные и интеллектуальные потребности людей (произведения искусства, скульптура, живопись, книги)
- особое место отводится теме «Человек + Природа = Удивительные вещи» : подводят к пониманию того, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы( мышка – животное и элемент компьютера; зебра – животное и пешеходный переход; гусеница – насекомое и часть трактора и.т.д.)
- продолжают знакомить с прошлым, настоящим и будущим предметного мира ( игры-путешествия в прошлое предмета: « Путешествие в прошлое счетного устройства», « Путешествие в прошлое Лампочки»; игры-преобразования «Используй по-другому», «Согреем заюшкину избушку», «Дом из ткани»)
- расширяются представления о материалах, как естественных, так искусственных( игры-эксперименты и игры-опыты: «Мир металлов», «Мир ткани», «Что такое бетон», «На выставке кожаных изделий»)
- учат детей собирать коллекции вещей по тематикам «Материалы»(дерево, ткань, бумага), «Промыслы России»(Гжель, Хохлома, Дымка), «Человек+Природа=Удивительные вещи» (куклы, очки, счетные приборы, часы)
ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
- учат активно участвовать в подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких
- знакомят детей с их правами ( право на игру, на занятия, на прогулку) и обязанностями ( содержать свое тело и одежду в чистоте, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) в детском саду
- знакомят с понятием «школа», «библиотека», «музей», организуя экскурсии, беседы, рассматривание картин и иллюстраций по теме
- знакомят с достопримечательностями города, рассказывают об истории его создания
- рассказывают о событиях в стране и в мире (полет в космос, победы на Олимпиадах)
- продолжают знакомить с флагом, гербом и гимном России
- продолжают знакомить со столицей нашей Родины – Москвой
- знакомят с космонавтами, полетами в космос Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, международными космическими экипажами
- знакомят с понятием «Земля – наш общий дом» ( много разных стран, много людей разных национальностей)
- знакомят с глобусом и картой
- углубляются знания о Российской Армии, о мужестве солдат в Великую Отечественную войну, о наградах за защиту Отечества
- знакомят с трудом строителей, шоферов, ткачей, а также с новыми профессиями (менеджер, рекламный агент, фермер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-137743-1352478330.jpg)
Консультация для педагогов. "Как сформировать у дошкольников правильное представление об окружающем мире"
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-703625-1449027513.jpg)
Консультация для педагогов ДОО "Развитие речи и окружающим миром"
Консультация для педагогов по ОО "Речевое развитие"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724425-1449937635.jpg)
Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».
«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/27/picture-782095-1627404281.png)
Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"
Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/09/picture-1155348-1565374957.png)
Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...