Консультация для педагогов «Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований в ознакомлении с окружающем мире»
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов в работе с ознакомлением окружающего мира | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-детский сад №1 «Бэлэкэч»
города Альметьевска Республики Татарстан
Консультация для педагогов
«Исследовательская технология или технология проведения
учебных исследований в ознакомлении с окружающем
мире»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск
Мотыгуллина Альфия Асхатовна
г. Альметьевск 2017
«Исследовательская технология или технология проведения
учебных исследований в ознакомлении
с окружающем мире»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и пойму”. (Китайская пословица)
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Рассмотрим на примере эксперимента.
Для нашего эксперимента понадобится : для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и свежий лимон или апельсин (на самом деле нужна только свежая кожура).
Для начала соберем две команды экспериментаторов. Перед началом консультации всем гостям и участникам раздаются картинки с изображением животных. При включении музыки участники начинают двигаться как животные, изображенные на их индивидуальной картинке, при этом запрещено издавать какие – либо звуки. По команде люди с одинаковыми картинками собираются в группы. Те которые остались без команды и будут участниками эксперимента.
Структура детского экспериментирования
1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
Знаете ли вы, что можно взорвать шарик с помощью апельсина?
2. Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы);
нужна какая –то сила что бы произошел процесс
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
ваши предположения? (высказываются предположения : бросить апельсин в шарик, капнуть сок из мякоти, капнуть сок из цедры лимона )
4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
Бросаем апельсин в шарик.
Пробуем выжать сок лимона на шарик.
Пробуем сок цедры. (для этого нужно срезать с лимона кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке.)
5. Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
Бросок апельсина в шарик – безрезультатно.
Сок лимона (апельсина) может вызвать взрыв шарика. Требуется больше времени ,чем для воздействия сока цедры.
Когда одна или несколько капель из цедры попали на шарик — он лопнул.
6.формулирование выводов.
В цедре лимона (апельсина) и в мякоти содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет каучук! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"
В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...
Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе
В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе с элементами ТРИЗ - технологии по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром
Задачи: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций; развивать творческое воображание, активизировать словарный запас; воспитыв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» «Что такое пень?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим м...
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития
Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми раннего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) На тему «Кто в лесу живет?»
Цель. Формировать познавательный интерес о жизни диких животных и их детенышей. Задачи: 1.Воспитательные: Воспитывать интерес к животным, желание играть с игрушками-животными;Воспитывать чувство ...
План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром» ...