Проект "Животное Арктики и Антарктики" старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Алексеевна Головина

Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики;

Расширять и обобщать представления детей о жизни животных в Арктике и Антарктике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

на тему «Животный мир Арктики и Антарктики»

Руководители проекта:

воспитатели группы № 5.6

Блохина Е.А.

Головина О.А.

                                                Москва 2021 год

Тип проекта:Познавательно -исследовательский

Актуальность:

В современном мире очень важна проблема экологического воспитания. В дошкольном возрасте очень важно формировать  интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к диким животным разных климатических зон, желание узнавать новые факты их жизни.    Современным детям сложно представить, насколько  экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных.На Земле есть регионы, где  чрезмерно низкая температура воздуха является нормой,   к ним относятся области Арктики и Антарктики. Ноитам есть жизнь. Люди и животные  сумели  приспособиться  к  условиям вечного холода.   

  Таким образом,  целью развития у детей познавательного интереса к жизни людей и  животных в экстремальных  условиях, был разработан и реализован проект  «Арктика и Антарктика».

Продолжительность проекта  2 недели.

Участники проекта:

Дети старшего возраста, воспитатели.

Цель проекта:

- Сформировать у детей интерес к познанию окружающего мира;

- Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики;

- Расширять и обобщать представления детей о жизни животных в Арктике и Антарктике (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности;

- Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь;

- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Задачи проекта:

 - Ознакомитьвоспитателей с современной методической литературой по теме: «Арктика  и Антарктика»;

 - Провести  цикл занятий и мероприятий по теме;

  - Организовать выставку рисунков;

  - Ознакомитьдетей с литературными, художественными произведениями по тематике;

Планируемые результаты: 

      На основе полученных знаний дети будут иметь представление:

  - о материках Арктика и Антарктика;

       - о животном мире северного и южного полюса, будут определять их по внешнему виду;

      - о климатических условиях Арктики и Антарктики;

      - о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;

 - о жизни, одежде, промыслах народов Севера.

Этапы проекта:

1 этап Подготовительный

  • Подбор материала;
  • Подбор дидактических игр;
  •  Организация развивающей среды в группе;
  • Работа с методической литературой по заданной теме.

2 этап Выполнение проекта 

Игровая деятельность:  

Дидактические игры:  «Угадай, кто это? », «Четвертый лишний», «Кто чем   питается? », «Найди отличия» (быт, традиции, культура), «Кто спрятался за айсбергом?»

  • Сюжетно-ролевые игры «В зоопарке»,   «Путешественники»
  • Настольно-печатные игры:  Лото  « Кто где живет?»,  «Животные и их детеныши», пазл «Антарктика»
  • Социальное развитие: Народы, населяющие арктические земли - чукчи, эскимосы, ненцы, эвенки, якуты - Подбор иллюстраций районов Севера и животного мира.
  • « Поможем животным Арктики»
  •  «Экологические проблемы Арктики»
  • Ситуации: «Если бы я попал на северный полюс?»
  • Речь и речевое общение:  Рассказывание по картине «Северные олени"
  • Творческое рассказывание по темам «Животные Севера», «Обитатели Южного полюса», «Полярные станции»
  • Рассказывание по картинкам: « Северное сияние», «Народы Севера»
  • Здоровье и физическое  развитие: «Опасные ситуации зимой» (опасность обморожения в морозную погоду, гололед, прикосновение к металлическим предметам)
  • Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка - совсем не каток», «Как одеваются полярники, чтобы не замерзнуть в суровых условиях крайнего Севера», «Одежда людей живущих на Севере».
  • П/и: «Северный полюс», «Оленьи упряжки», «Море волнуется раз! », «Меткий стрелок», «Хищник в море»
  • Познавательное развитие: Изучение географической карты, с расположением Арктики и Антарктики на глобусе,
  • «Путешествие к южному и северному полюсу »
  •  Презентации: «Природа Арктики и Антарктики»  
  •  Опыты: «Замороженная земля»,  «Что легче: снег – вода – лед?»
  •  «Почему животные Севера не мерзнут после купания в морской воде»
  •     «Проложи маршрут как пингвину добраться домой"
  • Эстетическое развитие:
  • Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Яковлев «Умка», юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», сказка «Айога»,    Н. Сладков «Во льдах», Ю. Членов «Как Алешка жил на Севере»,
  • С. Топелиус  «Сампо – Лопаренок»  
  • Набор игрушек для обыгрывания художественных произведений
  • Рисование «Полярное Сияние»,  аппликация «Белый медведь смотрит на северное сияние»,  лепка «Животные Арктики и Антарктики» »;
  • Раскраски по теме, трафареты
  • Просмотр мультфильма «Умка»
  • Просмотр фильмов о животном мире Арктики и Антарктики;
  • Подбор иллюстраций районов Севера и животного мира;

3 этап Результаты

  • Презентация в форме выставки для родителей и демонстрация детям;
  • Подведение итогов и анализ работ.

 

Дети узнали:

  • о материках Арктика и Антарктика,  где они находится
  • откуда произошло  название материков
  • имеют представления о растительном и животном мире Арктики и Антарктики
  • знают о способах выживания животных в условиях вечной мерзлоты                        о климатических особенностях и характерных природных явлениях
  • о профессиях и деятельности людей, временно проживающих на этих материках, о значимости их труда для нашей страны.                                   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Автор: Головина Ольга Алексеевна воспитатель ГБОУ Школа 830 г.Москва
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
- Формировать представления детей о животных северной страны.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг, ледокол.
- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисование нетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере.

Методика проведения:
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
Воспитатель: Дети, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Белый медвежонок.
Воспитатель: Медвежонка зовут Умка и он очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могут жить без взрослых, давайте поможем ему и отправимся путешествовать по северным странам
Показ слайда
Воспитатель: Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные. На южном полюсе находится Антарктида.

Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
Земля


Воспитатель: А как мы можем увидеть всю Землю сразу?
Дети: На глобусе.
Показ слайда
Воспитатель: Антарктида на глобусе обозначена белым цветом, почему?
Дети: Потому что там снег и лёд.
Воспитатель: Как же нам отправиться в такое дальнее путешествие, какой транспорт использовать – если много воды и льда?
Дети: Корабль, ледокол
Воспитатель: Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол
Показ слайда.
Воспитатель: Ну, Умка, не огорчайся, на ледоколе сквозь снег и льды отправляемся искать твою маму. Прослушивание аудиозаписи: Песня мамонтёнка. ( Пусть мама услышит, …) 

Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы
Царство матушки - зимы.


Вот мимо проплывают айсберги – это огромные глыбы льда, которые плавают в океане.
Показ слайда.
- Ну, наконец, добрались до берега, а что это на небе? (Северное сияние) Северное сияние светит только на этом материке, переливается разноцветными огнями.
Показ слайда.

- Даже летом снег не тает,
Солнцу силы не хватает
Небо радугой цветной
Наряжается порой
Что за чудо-одеянье?
Это - ( северное сияние).


-Воспитатель: Здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь много животных, послушайте загадку:

Большие рога, высокие ноги
Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях.
(Северный олень)


Показ слайда.

Воспитатель: Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью. Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель: Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил оленей и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстоянии. Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.

Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)
А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает

(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)

Воспитатель: Умка, это не твоя мама? Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.

Разучился он летать
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная…пингвин
Показ слайда.


Воспитатель: Дети, а что вы знаете о пингвинах? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Пингвины не летающая, а водоплавающая птица. Самый крупный вид – это императорский пингвин. У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, а ноги маленькие и смещены назад, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь с боку на бок. На лапках есть плавательные перепонки. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Самка откладывает яйцо и вылупляется маленький … .пингвинёнок. Высиживать яйцо помогает отец – пингвин, он меняет самку и сам его высиживает. Затем пингвинчика выращивают оба родителя, заботятся о нём – кормят, оберегают от врагов. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание.

Живут в колонии пингвины
Равноправны и едины
Пингвин пингвину - брат родной
Живут они одной семьёй.


Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов0
Воспитатель: Дети, как вы думаете, здесь есть мама нашего малыша? Я знаю ещё загадку, слушайте внимательно.

У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах, 
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.


Воспитатель: А почему медведя назвали белым? (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая. Подумайте хорошо, как помогает белый цвет медведю? (Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. А как называют детёныша медведя? (медвежонок) Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он нашёл свою маму и теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)
Воспитатель: Так где мы сегодня побывали?
- Как выглядят северные олени?
- Чем питаются олени?
- Пингвины – это животные или птицы?
- Как своего детёныша выводят пингвины?
- Как выглядит белый медведь?
- Чем питается?
Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. На этом наше путешествие окончилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш проект

Слайд 2

Детские работы

Слайд 3

Детские работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Кто живет в Арктике и Антарктике» для детей среднего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательский проект, направленный на формирование у детей экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. ...

Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Животные Арктики и Антарктики"

Презентация подготовлена как часть  воспитательно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим планом "Животные Арктики и Антарктики." Знакомство ....

Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Арктику».

Данная разработка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

проект "Животные Арктики и Антарктики" старший дошкольный возраст

Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики;- Расширять и обобщать представления детей о жизни животных в Арктике и Антарктике....

"Северный полюс, Арктика и Антарктика" презентация для детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания детей об обитателях холодных стран.Познакомить с климатическими условиями Арктики и Антарктики....