«Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе.»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
В материале раскрыты цели, задачи, формы, методы и приемы работы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Цель и задачи организации познавательно – исследовательской деятельности в младшей группе:
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:
Образовательные:
расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
формирование способности самостоятельного исследования предметов;
обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
Развивающие:
совершенствование мелкой моторики и координации движений;
развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
развитие внимания и памяти;
развитие речевых способностей.
Воспитательные:
создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
воспитание усидчивости и аккуратности;
развитие умения следовать поручениям взрослого.
Исследовательская деятельность в мл. группе организуется в следующих формах:
- Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
- Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
- Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы организации познавательно-исследовательской деятельности:
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе можно выделить:
Беседа, в основе которой лежат вопросы- проблемы. Воспитатель подготавливает проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы.
Дети 3-4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой- либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу.
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
- Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
Дети 3-4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой- либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время творческих занятий («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые»)
Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования.
ТРИЗ- технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ- технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ- технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.
Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей.
Что должно быть в уголке:
- природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
- другие материалы: образцы тканей, бумаги;
- игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
- вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
- фартуки, косынки, нарукавники.
Опытно – экспериментальная деятельность в младшей группе является частью занятия
Временной план занятия
Занятие по экспериментированию имеет примерный план:
- организационный момент — 1 минута;
- мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты;
- игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
- практическая деятельность — 4–6 минут;
- подведение итогов, рефлексия — 1 минута.
После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что было самое интересное?
- Хотелось ли бы вам повторить эксперимент самостоятельно, рассказать о нём дома родителям?
- Будет ли вам интересно продолжить изучение свойств объекта, с которым мы сегодня экспериментировали?
Опыты помогают увидеть, ощутить и понять:
Сравнить стаканчик с водой и стаканчик с молоком (вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная).
Попробовать воду на вкус (вывод: безвкусная).
Положить в стакан с водой сахар, соль, размешать, сделать глоток (вывод: приобретает вкус вещества, растворённого в ней).
Добавить в воду краску, размешать (вывод: становится цветной).
Опыты со снегом
Все малыши зимой едят снег. Он белый, чистый, пушистый. Стоит провести с ним простой эксперимент. Набрать в ведёрко, принести в группу, поставить к батарее.
Наблюдение приводит к выводам:
Снег тает в тёплом месте, а на улице лежит сугробами (на улице холодно, в группе тепло).
Талая вода мутная, с грязным осадком на дне ведра (снег на улице грязный, его есть нельзя).
Выводы, сделанные из самостоятельных наблюдений, формируют жизненный опыт и позицию дошколят.
Игры-эксперименты
Познать окружающий мир легко и ненавязчиво помогут игры:
«Пенное облако». В чашку с водой капнуть средства для посуды, размешать, подуть в трубочку для коктейля, появятся пузыри и характерный звук. Вывод: при попадании воздуха в мыльную воду образуется пена.
«Солнечные зайчики». В солнечный день пускать с малышом зайчиков, объясняя, что солнце – природный источник света.
В ходе игровых экспериментов воспитанники детсада получают практические знания об окружающих предметах, явлениях и процессах. Активизируются процессы мышления и запоминания, возникает потребность анализировать и обобщать. Малыши растут и развиваются.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.
Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:
Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы
Цели и задачи экспериментирования в средней группе.
Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами
Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:
1. Образовательные задачи:
формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
развитие исследовательского типа мышления;
обучение грамотному построению плана исследования.
2. Развивающие задачи:
совершенствование мелкой моторики рук;
развитие долгосрочной памяти;
развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3. Воспитательные задачи:
закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Формы организации опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».).
Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы.
Проведение занятия в средней группе
- воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
- интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
- занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться — выполнить задание;
Проведение занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритм. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.
Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:
- игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
- двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
- двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
- игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь наготове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание
Познавательно--экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:
организационный момент — 1 минута;
мотивирующее начало занятия — 4 минуты;
речевые или познавательные задания — 2–3 минуты;
игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
практическая деятельность — 5–6 минут;
подведение итогов — 1 минута.
Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).
Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности Они очень просты и легко запоминаются:
С песком:
Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь - никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен – ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда, есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок и для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил? Все на место положил?
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента необходимо приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Игра «Паровозик»
Цель: Учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление, речь.
Ход игры: Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.
Выстраивается "поезд времени".
В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее. (При ознакомлении с понятиями "система сейчас", "система в прошлом", "система в будущем".)
(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).
В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом,
маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково- познавательная деятельность в младшей и средней группах
Поисково- познавательная деятельность в младшей и средней группах...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе
Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в младше-средней коррекционной группе.
ЦЕЛЬ. Расширять знания детей о понятии «воздух», о некоторых его свойствах и ролью в жизни человека. ...
Методическая разработка конспекта познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».
Экологическое воспитание,которое в последние десятилетия становится все более актуальным, просто невозможно без опытно-экспериментальной деятельности. Посредством опытов и экспериментов мы формируем и...
Проект познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе: «Наша луковая грядка»
Целью проекта является создание для воспитанников условий для поисково-экспериментальной деятельности в процессе выращивания лука на зелень....
Консультация для педагогов по теме: «Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе»
Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы...