Педагогическая инновация. Организация детской проектной деятельности «Ребенок ребенку» (2021г)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей, воспитателей и детей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, а образовательные учреждения зачастую эту тягу притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и вместо того чтобы творить, дети вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди.
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования предполагают познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Развить те или иные способности можно в каждом ребенке. Ребенок, попадая в творческую атмосферу, расцветает как бутон. Исследовательский педагогический проект «Ребенок – ребёнку» поможет детям раскрыться и развить стремление к постижению мира. Позволит детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. И также поделиться своими знаниями со своими сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok-rebenku.docx | 90.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая инновация
Использованые технологии: технология развивающего обучения, технология коллективного способа обучения, технологии проектной и исследовательской деятельности.
Тема: Организация детской проектной деятельности
«Ребенок ребенку» (2018г)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Старшая группа.
Выполнила: Воспитатель
Первой квалификационной
категории: Бебенина
Ольга Павловна.
Энергетик 2018г
Тема: «Штука, которая нас держит»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: экспериментирование
Форма организации: индивидуальная
Приоритетная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Цель: Выяснить роль притяжения Земли на нашу жизнь.
Задачи: 1.Как мы в жизни сталкиваемся с земным притяжением.
2. Помогает или мешает нам жить притяжение Земли.
2. Самостоятельно проводить элементарные опыты; устанавливать связи, изменения; делать выводы.
3. Выяснить, важность земного притяжения.
Оборудование: Камень, прозрачные стаканы, вода, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, коктельная трубочка, апельсин, сосуд с водой, воздушный шарик, личные зарисовки ребёнка, карточки-схемы, для выстраивания алгоритма последовательности экспериментов;
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в исследовательской работе, в разговоре. |
Обладающий установкой положительного отношения к миру | Способность договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять своё чувство веры в себя. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, выводами. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных знаний в экспериментировании стремление передать свои познания другим (сверстникам), умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | умение сосредоточенно действовать в течение 20-25 мин.; |
Использованные методики:
- «Выбор деятельности» - Л.Н. Прохорова
- «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования» - диагностический инструментарий
(Дж. Равен, Е.Э. Кригер, Д. Б. Эльконин, В.С.Юркевич)
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
1.1Актуальность проекта.
Наблюдая за поведением детей во время игр, занятий, заметили, что у большинства детей слабая познавательная активность. Проанализировав формы и методы работы с детьми, сделали вывод: чаще в работе использовалась форма прямого обучения. Поэтому, в основу дальнейшей работы положили - создание развивающей среды, где ребенок мог бы делать всё самостоятельно. То есть позволить детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. Так же обратили внимание на желание детей бескорыстно поделиться своими знаниями со своими сверстниками. Контактируя с другими детьми, они перенимают знания друг у друга. Ведь мы, взрослые, не раз замечали, что ребенок быстрее понимает ребёнка, особенно если у детей есть общий интерес. Так, на основе интереса детей к определенной деятельности сверстника и выражается способность вступать во взаимодействие. Ограничение самостоятельности в дошкольном возрасте приводит к серьёзным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем.
Сроки реализации: три месяца
1.2 Цель и задачи проекта.
Цель: Организовать познание детей через самостоятельный поиск.
Задачи проекта:
1.Дать детям возможность узнать свои личные возможности;
2.Тренировать мыслительные процессы, помочь освоить разнообразные мыслительные операции;
3.Моделировать своё поведение в ходе деятельности: общаться друг с другом, обсуждать итоги эксперимента, делать соответствующие вводы.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:
1.Деятельный подход, где развитие ребенка происходит в деятельности:
-принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей между собой и взрослых;
-принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в экспериментирование.
2.Личностный подход, где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса
-принцип индивидуальности: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными индивидуальными особенностями и склонностями;
-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми. Культурой и окружающим миром.
Участники проекта: Воспитатели группы, родители, дети.
1.4 Целевые ориентиры.
-Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности;
-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
1.5 Предполагаемый результат проекта:
* Развитие у детей познавательной активности, исследовательских способностей, коммуникативных навыков.
* Способность верить в себя, свои возможности.
* Дети научаться грамотно, высказывать свои идеи, обосновывать результаты, делать выводы.
* Понимание детьми, что может быть полезным в познании мира через общение с другими людьми.
1.6 Ресурсы проекта.
Использование ИКТ; изучение работ доктора педагогических и психологических наук А. Савенкова по исследовательским методам развития в ДОУ, развивающая среда и материально-техническое оснащение для экспериментальной деятельности; партнерство с родителями.
1.7 Средства реализации
Совместная с детьми исследовательская и экспериментальная деятельность.
1.8 Этапы проекта
1.Изучение методики А. Савенкова, методической литературы , поиск публикаций, интернет-ресурсы: отбор необходимого материала.
2.Анкетирование родителей. Педагогическое просвещение родителей по теме.
3.Создание развивающей среды, условий для исследования и экспериментирования.
4.Создание в детском коллективе атмосферы игры экспериментирования, воспитание желания исследовать окружающий мир. Поощрение инициативы, самостоятельности, творчества.
5.Создание условий для творческой деятельности «ребенок - ребенку».
1.9 Формы проведения итогов реализации проекта:
Мастер-класс на районном семинаре: «Проектная исследовательская деятельность»
-Выступление с докладом по теме;
- открытая презентация индивидуальных детских проектов.
План реализации исследовательских работ:
Этапы | Цель | Содержание |
1.Подготовительный этап 2.Начальное диагностирование по методике «Выбор деятельности» Автор Л.Н. Прохорова. 3.Мотивация деятельности. 4.Интеграция образовательных областей. 5. Презентация исследовательских работ детей. 6.Опосредованное обучение между детьми в процессе исследования. Диагностирование на конец проекта: 7. -Выявление степени познавательной активности детей методом наблюдения. -Результаты исследования уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. -Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования | Изучить возможности потребности, прошлый опыт воспитанников. Выявить у детей предпочитаемый вид деятельности. Внесение предложения(создание проблемной ситуации), которое будет являться отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Выбор индивидуальной темы исследования.
«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Предоставить возможность детям презентовать свои исследования. Формировать способность общаться со сверстниками и взрослыми в свободной деятельности, делиться своими знаниями с другими. | Через познавательные, экологические игры, беседы, видеоролики, презентации, наблюдения, чтения детской научной литературы, опыты, эксперименты. Создание проблемных ситуаций для поддержки интереса и активности. Приложение №1 -использование стенда «Хочу всё знать!»-предоставляет каждому ребёнку реальную возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в познании окружающего. -довести до участников исследований важность данной проблемы. -подобрать литературу материал(иллюстрации, видио, презентации, литературу и т. д.) по теме. -подготовить материал для продуктивной деятельности. Выбранная тема: «Невидимка, который нужен всем» -Составление творческих рассказов: «Куда бы ты хотел полететь на воздушном шаре?» -Рисование «Птицы», «Самолёт под небесами», «Ракета летит на луну». -изготовление парашюта, бумажного самолёта, вертушек, бумажного змея. Театральная деятельность: «Сухим из воды», «Храбрая соломинка» Игровая деятельность: «Кто быстрее надует шарик», «Мыльные пузыри», «Запускание парашюта, воздушного змея, самолетиков». Выбранная тема: «Рождение планеты Земля» -Составление творческих рассказов: «Кто жил до нас на нашей планете?», «Планета будущего», «Кто держит нашу Землю?», -Рисование: «Портреты нашей земли», «Земля - наш дом родной» (выставки работ), -Экспериментальная деятельность: опыты с водой, извержение вулкана. -посещение краеведческого музея. -экскурсии на водохранилище -организованная образовательная деятельность «Земля. Первые открытия человечества», «Что такое компас?» «Круговорот воды в природе» -правила поведения в природе Открытая презентация детских работ на районном семинаре. Свободная экспериментальная деятельность в кругу сверстников. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 |
Используемая литература:
1. Вохринцева Н.И. Демонстрационный материал к занятиям
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая, подготовительная группы. М., «Вако», 2007
3. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Ознакомление дошкольников с естественнонаучными представлениями, М., изд. «Аркти», 2009
4. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте. С-Петербург, изд. «Детство-пресс» , 2011.
Аннотация.
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей, воспитателей и детей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, а образовательные учреждения зачастую эту тягу притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и вместо того чтобы творить, дети вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди.
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования предполагают познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Развить те или иные способности можно в каждом ребенке. Ребенок, попадая в творческую атмосферу, расцветает как бутон. Исследовательский педагогический проект «Ребенок – ребёнку» поможет детям раскрыться и развить стремление к постижению мира. Позволит детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. И также поделиться своими знаниями со своими сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет
Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....
Эссе на тему "Личностно-ориентированная модель педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду".
В современных условиях создания гуманистической образовательно-воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно - ориентированного взаимодейств...
Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у ребенка образа мира взрослых посредством коммуникативных игр» от 23.05.2022
Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у ребенка образа мира взрослых посредством коммуникативных игр&ra...
Выписка из протокола №4 от 16.11.2021г. заседания педагогического совета МДОУ "Детский сад "Огонёк"
Тема: "Совершенствование работы по математическому развитию в рамках участия в Федеральной инновационной площадке "Механизмы сохранения лидирующих позиций РФ в области качества математическо...