Открытое занятие "Знакомство с юртой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_znakomstvo_s_yurtoy.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»
Юридический адрес: 668010 Республика Тыва, Бай-Тайгинский кожуун, с.Тээли, ул. Ленина д.46
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познании в подготовительной группе по теме: «Знакомство с юртой»
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Хертек Валентина Манзырыкчыевна
с.Тээли, 2017г.
Цель : Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.
-образовательные: закрепление названий частей юрты, (эжик, хана, улун, хараача) формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
-развивающие:развивать связную речь, развивать у детей память, мышление, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа, воспитывать любовь к национальным традициям и обычаям тувинцев.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методы и приемы:
-наглядные: показ слайдов.
-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.
-практические: рисование юрты .
-игровые: физминутка.
Словарная работа: юрта, раздвижные решётки-ханалар, купол-бопурукхевир, каркас-огнун кол озээ, подпорка-багана, дымовое отверстие-ореге, войлок, кочевое-кожер.
Оборудование и материалы:
проектор для показа слайдов, иллюстрации, кусок войлока, кусок брезентового материала.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Добрый день, ребята
Рада видеть всех вас я,
Сегодня у нас необычное занятие, садитесь, пожалуйста, поудобнее.
-Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение Зои Намзырай «Ог» внимательно слушаем:
Сыннар ажыр чырып турар
Ай-дег ак авамнын оо.
Уран-шевер улуг ак оом-
Ужуп унген узун оруум (З. Намзырай.)
Слайд №1.-А теперь посмотрите дети, на экран.
-Кто мне скажет, что это такое? (ответы детей) .
- Правильно дети, это юрта.
-Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.
-Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.
Основная часть:
-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.
Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.
Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.
Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево. Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.
Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты Дымовой круг удерживается палками (ынаа,) образующих крышу .
Слайд№5. И еще подпорка (багана), в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.
Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили каркас- (кол озээ огнун) юрты нужно будет покрыть из кусков войлока.
Слайд №7. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.
Слайд №8.После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.
Слайд №9. Вот и юрта готова.
А теперь дети, встанем все и сделаем физминутку.
Физминутка: «Ортеннежир».
Беседа: - Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта?
Дети: из раздвижных решеток или из стен.
-К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери) .
- Что удерживают палки (ынаалар? (дымовой круг)
-Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком) .
-Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты) .
-Молодцы Дети, очень много интересного узнали о юрте.
Стихотворения «Савааштар»
Кырган–авам савааштары
Кылбас тутпас чувези чок.
Кактаан дугу кидис болур
Кайгамчыктыг савааштарым
Билектерим сывырынгаш
1,2,3,4
Бичии чашта савааштарым
Херек болза огну-даа,
Кылыры-ла кедергей
Ылап бодун тудуптарга,
Ынаалар дег савааштарым.
Заключительная часть:
- А теперь я предлагаю нарисовать тувинскую юрту. Приступайте дети к работе.
Работа детей.
(индивидуально похожу к детям и подсказываю).
Анализ работ детей: Посмотрите ребята, сколько красивых юрт вы нарисовали, у каждой юрты есть крыша или купол, дверь, даже кто-то нарисовал веревки, обвязывающие вокруг юрты.
Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.
Итог занятия: Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что? (ответы детей). Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? (чтобы жить в ней, там тепло). Юрта –она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить, Мне очень понравилось как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»
Юридический адрес: 668010 Республика Тыва, Бай-Тайгинскийкожуун, с.Тээли, ул. Ленина д.46
Самоанализ занятия подготовительной группы .
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Знакомство с юртой»
Национальные традиции – это, прежде всего мир духовно-нравственных ценностей, мир особого отношения человека к человеку, человека к своей родословной, человека к матери и отцу, старшим, природе, родному очагу, родной земле, роду, племени и народу.
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день.
Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона.
Юрта является для нас не только материальным, но и культурным наследием наших предков, нашей гордостью и любовью.
Тема: «Знакомство с юртой»
Образовательная область: «Познавательная развитие»
Цель : Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.
-образовательные: закрепление названий частей юрты,(эжик, хана, улун, хараача) формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты
-развивающие: развивать связную речь, развивать у детей память, мышление, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа, воспитывать любовь к национальным традициям и обычаям тувинцев.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
-наглядные: показ слайдов.
-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.
-практические: рисование юрты .
-игровые: физминутка.
Словарная работа: юрта, раздвижные решётки-ханалар, купол-бопурук хевир, каркас-огнун кол озээ, подпорка-багана, дымовое отверстие-ореге, войлок, кочевое-кожер.
Оборудование и материалы:
проектор для показа слайдов, иллюстрации, кусок войлока, кусок брезентового материала.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
1.Организационный момент
Настроила детей на активную работу, интерес к занятию читала стихотворения Зои Намзырая «Ог».
2.Основная часть
Ввела ознакомление детей с темой просмотром слайдов: каждый просмотр объяснила об основных строениях юрты.
3.Заключительная часть
Закрепить положительные результаты занятия словесными поощрениями рефлексией.
Анализ вместе с детьми выполненных работ по рисовании юрты, оценивание участие детей в занятии.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Юрта -жилище тувинцев"
занятие по познавательному развитию в средней группе...
Сценарий открытого мероприятия по дополнительному образованию: мини музей "Юрта"- познавательное развитие "В гости к мастеру"
Дело мастера боится...
Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир) «Путешествие в Юрту»
Занятие по познавательному развитию (окружающий мир)Тема: «Путешествие в Юрту»Цели:1.Образовательные: продолжать познакомить детей с юртой и тувинскими национальными традициями,...
Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"
Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Аптара – предмет быта юрты. Украшение аптара.»
laquo;Аптара – предмет быта юрты. Украшение аптара.»...
Открытое мероприятие "Башкирская юрта"
Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» являетс...
Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"
Районный семинар для воспитателей Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» с детьми среднего дошкольного возраста «Башк...