НОД «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_udivitelnye_svoystva_vozduha.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Непосредственно-образовательная деятельность
по познавательному развитию
(раздел познавательно-исследовательная деятельность)
«Удивительные свойства воздуха»
Подготовила воспитатель: Окотэтто М.Н.
Группа: старшая
(возраст от 5 до 6 лет)
с. Новый Порт,
Февраль 2018 г.
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
ОО «Речевое развитие»
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
- Активизировать речевую деятельность.
- Закреплять и расширять словарный запас детей.
- Воспитывать культуру общения.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, художественное слово.
- Наглядные: иллюстрации.
- Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух», кляксография.
Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют, кляксография.
Оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.
Ход НОД.
Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Все: «Доброе утро»
Меня зовут Ларина Сергеевна.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской) Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.
«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадать секрет воздуха».
Воспитатель: Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом.
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
Воспитатель: Смотрите, как парашют наполняется воздухом. (слайд с парашютом). Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю. И еще раз надуем наш парашют. (опускаем на пол).
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную страну.
Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).
Воспитатель: А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами?
Воспитатель: Что в них находится?
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.
Воспитатель: Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, Воспитатель прикрепляет карточку и шарик к коробке).
А сейчас я предлагаю присесть на стульчики.
Воспитатель: Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому». Вот и второй шарик «ожил».
Воспитатель: Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Ветер – это и есть движение воздуха.
Воспитатель: Отметим с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет и еще один шарик наполнился воздухом.
Воспитатель: а теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка (под муз. (минус) «У меня, у тебя»)
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Опыт «Воздух в человеке»
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?
Воспитатель: Почему появились пузырьки?
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. («изображение человека»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Какие замечательные кляксы у нас получились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? Поместим нашу карточку к остальным.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем им про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)
Воспитатель: В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.
Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.
Итог НОД:
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, помогли шарикам. А теперь каждый из вас возьмет свою баночку с собой на прогулку и понаблюдает, как играет с мыльными пузырями ветерок. До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...