Консультация для родителей внутри проекта «Значение экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vnutri_proekta.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – д/с №16 «Росинка»
Консультация для родителей
«Значение экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель: Зайнуллина Т.В
Г.Гусиноозёрск
Консультация для родителей
«Значение экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель: Зайнуллина Т.В
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Оно тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Есть такая китайская пословица
– «Расскажи – и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Можно очень многое рассказывать но это скучная и ненужная и информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то, а еще лучше предложат самому попробовать. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»
А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.
Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой - мокрый) .
Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания.
Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»
Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
•Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.
У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа
и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в
игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это
способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Нельзя:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности
- Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.
Нужно:
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании
. - Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое.
- Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...
Консультация для родителей "Костно - мышечная система опорно-двигательного аппарата детей среднего дошкольного возраста"
знакомство родителей с возрастными особенностями физического развития детского организма...
Проект по социально - личностному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игры наших бабушек"
В проекте "Игры наших бабушек" подобраны подвижные игры народов среднего Поволжья: мордовские народные игры, татарские, чувашские и русские народные игры....
Проект "Значение ритмопластики в развитии детей старшего дошкольного возраста"
В проекте разработаны этапы работы с детьми, даны темы консультаций с родителями, конспект развлечения "Танцевальное путешествие"....
Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»
Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....
Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижны...