НОД «Удивительный мир водоема»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД «Удивительный мир водоема» | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в средней группе «Удивительный мир водоема»
Семёнова Татьяна Владимировна, воспитатель СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к богатствам природы («Познавательное развитие»)
- Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.(«Познавательное развитие»)
- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, продолжать формировать привычку слушать собеседника, взрослого («Социально-коммуникативное развитие»)
- Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных( Познавательное развитие)
- Формировать умение отгадывать загадки, развивать мышление. (Познавательное развитие)
- продолжать работу по обогащению словаря детей («Речевое развитие»)
- Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту летней природы.
- познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды (Познавательное развитие)
Методы и приемы:
- практические
- наглядные
- словесные
Оборудование и материалы:маски насекомых, макет пруда, плакат-макет, картинки растений и животных, шаблоны аквариума, палочки Кюизенера, речные камешки, песок, трафареты животных и насекомых.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игровые упражнения, двигательные паузы |
Игровая | Игровые ситуации |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения,решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, отгадывание загадок |
Музыкальная | Слушание музыкальных произведений, ритмика и танцы |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, обсуждение |
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся и с ними поздороваемся. Возьмемся за руки и встанем в круг.
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Путешествие начнем.
- Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться на экскурсию. Скажите, какие достопримечательности есть в нашем селе?
Дети: (Отвечают).
Воспитатель: Достопримечательностью нашего села, где многие жители отдыхают, является пруд. Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, и просто любуются красотой природы.
- Но, прежде чем мы пойдем на пруд, давайте вспомним как себя нужно вести на экскурсии.
Дети: не надо бегать, громко кричать
Воспитатель:Мы с вами отправимся сегодня на летний водоем.
— А как же мы туда попадем? (ответы детей)
— Быстрее всего до нее долететь. А хотите, я вас превращу в насекомых, которые летают и мы сами полетим на водоем. Кто из вас в кого хочет превратиться
Дети: бабочки, пчелы, осы, стрекоз, шершень
Воспитатель: Я прочитаю заклинание:
«Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернись, в насекомое превратись».
- Приготовили крылышки и полетели. Спускаемся осторожно на берег(дети садятся на стульчики).
— Мы попали на водоем. Посмотрите, как здесь красиво!
Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой.
- Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду
1.Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – ( Лягушка)
2.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем... (улитка)
Воспитатель: А еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?
1. На болоте - ни души,
Там растут лишь…(Камыши)
2. На болоте, у пруда её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка. (осока)
3.Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. (кувшинка)
— А у нас есть макет водоема. Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда. Здесь растут деревья и кустарники, которые любят влагу у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда. Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.
- Ребята, а где же все обитатели? (На доске визит плакат-макет водоема, но он без растений и животных водоема)
Посмотрите, конверт. Это же письмо, я прочитаю, а вы послушайте от кого оно пришло?
«Здравствуйте, дорогие, ребята! Это я водяной! Мы с жителями этой речки решили поиграть. Они спрятались, а я не могу их найти. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, найти и вернуть их на свои места».
Воспитатель: Поможем, водяному?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, подойдите, к столам, здесь вы видите растения и животных водоема.
Ребята, выбирайте карточки, с изображением растений, и карточки с изображением животных. Их нужно поселить на свои места, на нашем водоеме. (Ребята выбирают картинки и прикрепляют их на макет водоема, проверяют друг друга.)
— А хотите, порезвиться, как рыбки. (Физкультминутка.)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места
— Молодцы, ребята, Вы справились с заданиями, помогли Водяному найти обитателей водоема
- А давайте посидим на берегу, отдохнем. (Дети садятся на стульчики)
— Ребята, а как вы думаете, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок.
— А у кого дома есть аквариум? ( Ответы детей)
— Я очень рада, что у вас есть дома аквариум, что вы можете наблюдать, покормить, ухаживать за рыбками. Еще вы, с родителями можете сходить в зоомагазин и там полюбоваться рыбками.
Ребята, а я хочу вам предложить сделать своих рыбок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? (Воспитатель раздает каждому ребенку аквариум из картона)
— Конечно, здесь нет рыбок.
-А давайте, мы сами сделаем рыбок для своего аквариума.
Я предлагаю наших рыбок сделать с помощью палочек Кюизенера
Звучит запись звуки природы
(Работа детей)
— Какой красивый у нас получился аквариум. Как резвятся в нем рыбки.
- Ребята, а что вы видите на берегу пруда?
Дети: камешки, песок
Воспитатель: Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда.
Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему?
Дети: песок мокрый и холодный потому что находится рядом с водой.
Воспитатель: Но на берегу кроме песка есть еще камешки. Я предлагаю вам поиграть с камешками. Подойдите к столам, выберите для себя трафарет и выложите по нему камешки.
Звучит запись звуки природы
(Работа детей)
- Возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? ( пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным будет плохо – они начнут умирать.
- Наша экскурсия подошла к концу.
— Ребята, понравилось вам сегодня?
Дети: Да
Воспитатель: Мы с вами сегодня побывали на летнем водоеме, вспомнили кто обитает в пруду и какие растения там можно увидеть. Помогли Водяному, вернуть обитателей водоема на свои места, сделали рыбок и поселили их в аквариум.
А нам пора возвращаться в группу.
Читаю заклинание «Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернись, и в ребяток превратить»
— Вот и мы в группе. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).
Формироваybt знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»
Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....
Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....
Памятка о правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне-зимний период
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...