связь речи и мозга
статья по окружающему миру (старшая группа)
это нужно знать родителям логопатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология речи.
Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» {Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями {А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. И. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.
Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.
Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.
Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.
Психологические характеристики
1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.
2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.
3. Роль и место речи в психической сфере:
а) опосредование и связывание всех психических про- цессов;
б) средство и форма познавательной деятельности;
в) средство и способ вербального общения людей;
40 г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психи- ческими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоциональ- но-волевой сферой человека.
4. Основные функции речи:
а) коммуникативная, обобщения, познавательная, но- минативная, регулирования собственного поведения. В живой речи важная роль отводится эмоциональ- но-выразительной функции, интонации;
б) основная функция речи в сфере общения — коммуни- кативная; ее функциональная нагрузка, социальный смысл ее в том, что «она обеспечивает любую другую деятельность», либо овладение ею, либо ее планирование, регулирование, координацию, либо контроль;
в) коммуникативная функция речи (как и другие) воз- можна только при тесной взаимосвязи и взаимовлия- нии всех функций речи;
г) возможна и весьма продуктивная эквивалентная за- мена языковых средств в процессе общения паралинг- вистическими средствами — мимикой, жестами, дви- жением головы, интонированными несентенцио- нальными выражениями (междометиями и др.).
5. Наиболее полная связь между функциями общения и обобщения.
6. Важнейшие характеристики слова:
а) предметная отнесенность, значение и смысл являются компонентами семантики слова;
б) обобщение возможно лишь на основе семантики слова;
в) значение устойчиво и является общим для всех гово- рящих на данном языке. Смысл слова индивидуален и порождается всем жизненным опытом человека;
г) слово тесно связано с предметными образами.
7. Речь и ее структура:
а) тесное взаимодействие всех уровней организации речи — психологического, лингвистического, психофизиологического (сенсомоторного); тесная связь всех интимных
41 характеристик слова: его значения и смысла с его материальными носителями — звуковым, графическим, моторным, б) наличие и взаимодействие таких уровней реализации речи, как произвольный (осознанная речь) и непроизвольный (неосознанная форма речи), наличие особых языковых средств, обеспечивающих эти уровни. 8. Основной вид речи — диалогическая, другим важным и распространенным видом является групповая (полилогическая) речь.
Мозг и речь
1. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, и прежде всего слуховой и речедвигательной.
2. Мозговой основой речи является ряд совместно работающих зон коры левого полушария головного мозга — заднелобных, височных, нижнетеменных, теменно-височно-затылочных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста....
«Связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата»
Родительское собрание...
Связь речи и мелкой моторики рук у детей
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи....
Связь речи с восприятием, мышлением, памятью и воображением.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития....
Связь речи и мелкой моторики рук.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально , т. е. Ребенок на определенных этапах рос...
Консультация для родителей (законных представителей). Тема: "Как связаны речь и осанка"
Статья раскрывает связь между осанкой и формированием речи дошкольников....