Связь речи и мелкой моторики рук у детей
консультация (младшая группа) на тему
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
связь речи и мелкой моторики рук детей | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь речи и мелкой моторики рук у детей
Цель:
Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
Задачи:
- Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
- Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного "Я" и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы. Освоение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Таким образом, для чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать у него мелкую моторику рук. Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете работу с пальчиками, тем быстрее услышите от ребенка первые слова.
К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами), рисование, нанизывание бус, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь.
Для того чтобы достичь наилучшего результата, необходимо соблюдать определенные требования к проведению пальчиковых игр:
1) систематичность и последовательность в проведении упражнений (переход от простого к сложному). Задания должны усложняться постепенно, это очень важно для поддержания у ребенка интереса к занятиям;
2) упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
3) при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, выполнять задания как правой, так и левой рукой;
4) занятия должны проводиться по желанию ребенка. Недопустимо переутомление ребенка в игре, это может привести к негативизму;
5) каждое упражнение обыгрывается (сопровождается эмоциональными высказываниями, приглашающими ребенка поиграть с различными предметами), чтобы привлечь внимание ребенка. Дети с удовольствием выполняют задания, вызывающие у них эмоциональный отклик;
6) детям важно, чтобы их работа была оценена. Поэтому после выполнения задания полюбуйтесь поделкой ребенка, похвалите его;
7) никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо выполнить задание. Не отступайте, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи;
8) соблюдайте технику безопасности при работе с мелкими, колющими и режущими предметами.
Таким образом, занимаясь с ребенком гимнастикой для пальчиков в игровой форме, мы влияем не только на развитие мелкой моторики рук, но и способствуем развитию его речи.
Нормы развития моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. Бросает предметы вверх, берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев, стоит на одной ноге, прыгает на двух ногах, произвольно ходит на носочках. Повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца
Варианты занятий для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. В нашем случае можно предложить ребёнку необучную форму рисования – без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том как «мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисти. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует наздоровье. Мы будет творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки». Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Театр теней
Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).
У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.
Оригами
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.
(Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
Все это оказывает тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.Надеюсь, что нашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.
– В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей
Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Мастер-класс для родителей по развитию речи и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Данный материал создан для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Заинтересовать родителей (законных ...
мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук
как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...
Связь речи и мелкой моторики рук.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально , т. е. Ребенок на определенных этапах рос...
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...