«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.
1. Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка, имеющих свою специфику на каждом возрастном этапе.!!! Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем обучении в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание осваивать новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности – активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстрополяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Знания подчерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
2. Общая характеристика проекта:
Тип проекта: Долгосрочный, информационный, практически – ориентированный.
Вид проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
• С родителями: консультации, фото и видео отчёты занятий.
Объём проекта: Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
3. Цели и задачи
Цели проекта:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка, средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
3. Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно - следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами воды.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы проведения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
4. Этапы проекта
1) Подготовительный этап:
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудования, природные материалы);
- определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
- теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
- практическая часть:
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной программой ДОУ; Обогащение предметно - развивающей среды в группе.
Снег и его свойства
«Какой снег»
Материал: снег в тазике.
Содержание: Принести в группу снег (в тазике). Предложить потрогать рукой – снег холодный или тёплый?
Предложить детям слепить комочек – не лепится, рассыпается.
Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным, из него можно лепить комочки.
Сделать вывод о том, что в тепле снег становится влажным и только тогда из него можно слепить комочек.
«Куда пропали снеговики»
Материал: тазик со снегом.
Содержание: Предложить детям слепить маленьких снеговиков, оставить их в гостях , в группе. После игры, дети обнаруживают, что снеговиков нет, в тазике одна вода. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь, на дне тазика. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег - это тоже вода, но в другом состоянии. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя кушать снег. Предложить вынести воду на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.
«Фломастеры»
Материал: бутылки с окрашеной водой разного цвета, с дырками в крышках, банка с водой, кисточки, краски.
Содержание: - А давайте попробуем нарисовать на снегу! Вот эти бутылки с цветной водой будут нашими фломастерами. Педагог показываает, что нажимая на бутылку, можно рисовать на снегу струёй воды. Предложить ребятам попробовать самим.
Лед и его свойства
«Новогодние украшения»
Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки.
Содержание: в пластиковой бутылке заморозить мелкие предметы в нашем случае – ягоды шиповника, веточка и иголочки сосны, резаный по 2-5мл «дождик». Из за того, что они все разной плотности они будут располагаться в куске льда на разных условиях: тяжёлые лягут ниже, лёгкие вмёрзнут у самого верха.
«Искалочка»
Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки.
Содержание: До начала игры замораживаем мелкие игрушки. Далее предлагаем детям отыскать спрятанные предметы. Для этого положите получившуюся льдину в небольшой тазик и дайте ребёнку лейку с тёплой водой – пусть он поливает кусок льда. Фигурки будут постепенно оттаивать и выпадать из ледяной глыбы. Очень завораживающее зрелище.
«Водолаз»
Материал: игрушечная фигурка тяжелее воды, пластиковый стаканчик, большая прозрачная ёмкость, в которую будет погружаться фигурка.
Содержание: Для того, чтобы сделать водолаза, нам понадобится игрушечная фигурка, которая тяжелее воды (Лего человечик). Его надо переложить в пластиковый стаканчик, залить водой и поставить в холод застывать.
После того как вода в стаканчике замёрзнет, нашего водолаза, вмороженого в кусок льда, можно достать и пустить плавать в ёмкость с водой.
По мере того, как лёд будет таять, водолаз сам собой будет опускаться на дно. Наблюдать за этим процессом очень интересно.
«Медальон Снежной королевы»
Материал: небольшая круглая крышечка, различные украшения, цепочка.
Содержание: В небольшой круглой крышке нужно выложить узоры из «драгоценных камней». Залить их водой и поставить украшение застывать на мороз. Не забудьте предварительно опустить в крышку с водой один край цепочки или нитки для того, что бы медальон можно было надевать на шею.